Фуршет

О новшествах в транспортной сети города

3Ежедневно коммунальный транспорт Кривого Рога в среднем перево­зит порядка 200 тысяч пассажиров. Кроме того, значительная часть горожан пользуется услугами маршрутных такси, поэтому транспортный вопрос для криворожан всегда был и остаётся одним из самых актуальных.

О том, какие в этом году новшества планируют ввести в сфере коммунального транспорта, как пополняется подвижной состав и будут ли вводиться новые маршруты, «Пульсу» рассказал Сергей Сиротюк, начальник отдела транспорта и связи исполкома Криворожского горсовета.
­- Сергей Васильевич, в декабре в Кривой Рог прибыли первые четыре троллейбуса из 54 ожидаемых. Когда поступят остальные?
- ­ Троллейбусы «Днепр Т-­203» собирают на днепровском заводе «Южмаш», деньги на их приобретение выделены в рамках кредита от Европейского банка реконструкции и развития. В настоящее время работать с международными финансовыми учреждениями сложно, но вполне реально. Кредит выдан на все троллейбусы, поэтому до окончания действия контракта, а это до конца года, в город поступят все 54 машины. Шесть троллейбусов ожидаем уже в феврале, надеемся, остальные также будут поступать согласно графику. Пополнение подвижного состава новыми машинами существенно улучшит качество перевозок пассажиров.
- Будут ли выведены из эксплуатации старые троллейбусы?
- Часть троллейбусов, которые сейчас работают на городских маршрутах, будут капитально отремонтированы силами КП «Городской троллейбус» с привлечением средств из городского бюджета и останутся в строю. Дело в том, что от того троллейбуса, который заезжает в депо на капремонт, остаётся 20%, всё остальное устанавливается новое. Тем не менее, капремонт обходится почти вдвое дешевле, чем покупка нового троллейбуса стоимостью более 200 тысяч евро.
- ­ А почему их не списывают?
­- Учитывая масштабы города, за год криворожский троллейбус проезжает в среднем не менее ста тысяч километров, это огромная нагрузка. Разумеется, те троллейбусы, которые были капитально отремонтированы пять­-шесть лет назад и отработали срок службы, будут выведены из эксплуатации. Но их не спишут, а отремонтируют и пополнят ими резервный фонд подвижного состава предприятия. Мы хотим добиться и стремимся к тому, чтобы регулярность движения троллейбусов была стабильной, чтобы из-­за непредвиденных поломок или погодных условий графики не срывались и жители города не испытывали неудобств.
В планах и обновление парка трамваев. Но это еще более сложная в финансовом плане задача, ведь сегодня средняя стоимость нового трамвая более 600 тысяч евро.
­- Сколько в городе сейчас коммунальных автобусов?
-­ Всего 38 машин и далеко не все города Украины, даже крупные, могут похвастаться таким автобусным парком. В последние годы нам удалось значительно увеличить количество коммунальных автобусов, что позволило открыть маршруты в северную часть города и на жилмассив Макулан. Цент­ральная часть города, особенно по «красной линии», сейчас очень хорошо обеспечена общественным транспортом. Но перевозку жителей удалённых районов пока преимущественно обеспечивают частные перевозчики, так что есть над чем работать.
- ­ В перспективе количество маршруток на улицах города будет уменьшаться?
- ­ Для того чтобы сократить количество подвижного состава частных перевозчиков, нами предусмотрено изменение класса транспорта на маршрутах, поэтому в перспективе подвижной состав частников будет меняться на более вместительный.
­- Проводится ли в городе исследование пассажиропотока, ведётся ли работа по оптимизации маршрутов?
- ­ Конечно. В прошлом году по нашему заказу сотрудники автомобильной кафед­ры КНУ проводили исследования пассажиропотока, были разработаны рекомендации, которых мы стараемся придерживаться при распределении маршрутов коммунального транспорта. Новые маршруты для Кривого Рога это хорошо забытые старые, ведь город остался в тех же границах, что и десять лет назад. Но со временем меняется пассажиропоток, и маршруты, которые ранее были востребованы, могут оказаться нерентабельными.
По законодательству, есть три варианта жизнеспособности маршрута. Если пассажиропоток составляет порядка 120%, нужно увеличить либо количество машин, либо их вместительность. Если наполняемость транспорта порядка 60% ­ - количество машин уменьшается, если менее 40% -­ маршрут закрывается. Зачастую это происходит, если маршруты дублируют друг друга, например №229 и №209 ­ первый не выдержал конкуренции, поэтому его отменили.
-­ Какая себестоимость поездки одного пассажира?
- ­ Говорить о рентабельности пассажирских перевозок не приходится, особенно в коммунальном транспорте. Себестоимость поездки в трамвае, например, составляет порядка 16 гривен, в троллейбусе ­- 12 гривен, в автобусе - 10-­11 гривен. Чтобы коммунальное предприятие могло нормально осуществлять свою деятельность, часть его затрат на перевозки компенсирует город. И это не только у нас. Опыт зарубежных стран показывает, что при организации пассажирских перевозок затратная часть всегда превышает реальную прибыль, поэтому везде практикуются договоры на транспортные работы, компенсация льготного проезда из городского бюджета. В Кривом Роге в настоящее время порядка 70% пассажиров пользуются правом бесплатного проезда в коммунальном транспорте.
- ­ С 1 января криворожские школьники и студенты ездят бесплатно и родители очень этому рады, потому что могут существенно сократить транспортные расходы для семьи.
- ­ Разумеется. Мы стремимся обеспечить все категории горожан всеми доступными видами транспорта без ограничений.
- ­ К нам в редакцию обратилась кондуктор, которая обеспокоена, что сокращение выручки негативно отразится на её зарплате. Такое возможно?
-­ У кондукторов есть плановое задание, но их зарплата не настолько от этого зависит. Есть другая сторона медали. Сейчас в городе ведётся активная подготовка к внед­рению автоматизированной системы учета оплаты проезда, так что работа кондуктора в будущем может оказаться невостребованной. Но пока говорить об этом рано, так как предусмотрен переходный период, ведь учиться пользоваться системой придётся и пассажирам и перевозчикам.
- ­ И когда появится это новшество в коммунальном транспорте? Как это будет работать?
- ­ В некоторых видах коммунального транспорта система будет запущена уже с середины января. Для безналичной оплаты проезда будут применяться два вида электронных карточек: «Транспортная карточка» ­- для всех пассажиров и «Карточка криворожанина» ­- для лиц льготных категорий, которые имеют право на бесплатный проезд. Обе карточки по внешнему виду похожи на банковские.
«Карточка криворожанина» будет именной, с фотографией, их обеспечением занимается Департамент социальной политики горисполкома, ученики и студенты будут получать их по месту учебы.
Изготовлением и реализацией транспортных карточек будет заниматься КП «Центр электронных платежей», пополнять счет должен пользователь карточки самостоятельно.
На входе в транспортное средство будут установлены специальные устройства для считывания данных – валидаторы. Для оплаты проезда достаточно поднести карточку к прибору.
- ­ А как быть, если пассажиру нужен билет для отчётности?
- ­ Законодательством проездные документы предусмотрены, а электронной сис­темой -­ нет, вот такое получается несогласование. Мы пока нашли выход и заказали устройства для печатания билетов.
-­ В других городах подобный опыт есть?
­- По Украине стопроцентно ни один город ещё не работает в автоматизированной системе учёта. Частично задействован Тернополь, Житомир, Киев, Харьков. У каждого города свои особенности, но, как показывает практика, экономический эффект от введения электронной оплаты за проезд есть.
- ­ И в чём же он выражается?
­- Экономический эффект ожидаем от уменьшения эксплуатационных расходов предприятий на организацию и контроль за сбором выручки, от увеличения сбора выручки, а следовательно ­ повысить прибыльность городского транспорта и, как следствие - сократить финансирование из бюджета города. А самое главное -­ система даёт возможность чётко и ежедневно достоверно фиксировать пассажиропоток, максимально точно и прозрачно вести учет фактически предоставленных услуг по перевозке льготных и других категорий пассажиров.
Мы отрабатывали вопрос мониторинга пассажиропотока со специалистами Харьковского автодорожного института. Оказалось, что для этого нужно потратить целый год и более двух миллионов гривен. За это время ситуация может измениться, некоторые маршруты могут утратить свою актуальность и полученная информация окажется устаревшей.
- ­ Система будет построена на доверии пассажирам, риски есть?
­- Конечно. В других городах наблюдались факты вандализма, игнорирование оплаты проезда, пенсионеры упорно предъявляют пенсионное удостоверение и не хотят регистрироваться карточкой. А от этого будет зависеть, сколько перевозчик получит компенсации за проезд льготника, ведь деньги сразу будут поступать на счёт предприятий. Так что нашим пассажирам предстоит учиться и привыкать к ответственности.
- ­ Тарифы меняться в ближайшее время в какую-­либо сторону будут?
- ­ Вопрос этот не рассматривался вообще. Что касается проезда в коммунальном транспорте, то только в трёх городах Украины можно проехать в троллейбусе за 2,50 грн. Учитывая масштабы Кривого Рога – куда уж дешевле.
­- Водителей хватает для новых троллейбусов?
-­ Водители электротранспорта в дефиците, не секрет, что многие уезжают на работу за рубеж. Троллейбусы -­ транспорт спе­цифический, водители проходят обучение в обязательном порядке. В зависимости от квалификации зарплата водителей троллейбуса 12-­14 тысяч, вакансии в настоящее время есть.

Кристина МАРГИНА