Фуршет

Где теряются льготы?

5В последнее время в редакцию «Пульса» учас­тились звонки наших читателей с просьбой разъяснить, что происходит с выплатой льгот по безналичному расчёту и почему они не поступают на счета предприятий, которые оказывают населению коммунальные услуги?

-­ Мой муж как участник боевых действий пользуется 75%-­ной льготой на оплату коммунальных услуг. С прошлого года его льготы перевели на безналичный расчёт. В январе нам пришло sms­сообщение из «Ощадбанка», что деньги начислены за октябрь, ноябрь и декабрь, а это порядка четырех тысяч гривен, но льгота прошла только за услугу водоснабжения КП «Кривбассводоканал». Остальные предприятия их «не увидели» и продолжают выставлять 100%­-ную оплату, ­ рассказывает криворожанка Ирина Сергеевна. ­ За эти месяцы мы коммуналку оплачивали с поправкой на льготы, поэтому образовалась задолженность. Стали выяснять в «Ощадбанке», почему деньги на предприятия не поступают, раз они уже начислены, и как нам платить в дальнейшем. Но ничего вразумительного не услышали.
Женщина позвонила на горячую линию «Ощадбанка» и там ей выдали информацию, что льготник должен лично «надавить» на руководителя предприятия, чтобы тот заключил договор с банком на перечисление ему льгот. Поход по предприятиям не увенчался успехом ­ там посоветовали обратиться в «Ощадбанк» или районный собес, мотивируя тем, что заключать договоры с ними должен банк. Круг замкнулся.
С подобной ситуацией столк­нулся и участник боевых действий Николай Найда, он оплачивал коммунальные платежи за октябрь­декабрь полностью, так как льготы за эти месяцы были зачислены ему только в январе, о чем банк уведомил sms­сообщением. Но на предприятия деньги по непонятным причинам так и не дошли. Как это произошло и почему деньги «зависают» невостребованными, криворожанину не ответили ни в одной инстанции.
Путаница с выплатой льгот происходит не только в Кривом Роге, но и по всей стране. Когда ­­Кабмин принимал решение о монетизации льгот по такому же принципу, как и субсидий, казалось, механизм этот уже отработан и проблемы у льготников не возникнут.
Схема на первый взгляд простая ­ в управлениях социальной защиты населения по месту жительства лицам льготных категорий производят начисления льгот с учётом действующих нормативов и передают данные по каждому льготнику в Минсоцполитики. Министерство, в свою очередь, выделяет деньги и направляет их либо в «Ощадбанк», если льготы назначены в безналичной форме, либо в управления труда и соцзащиты населения, если они выплачиваются наличными. «Ощадбанк» осуществляет перевод средств на счета исполнителей коммунальных услуг на основании договоров, заключаемых с ними.
Механизм выплаты льгот в денежной безналичной и наличной формах определяет Постановление КМУ №373, утверждённое правительством 17.04.2019 года. В документе чётко прописано, какая структура за что отвечает.
В частности, за получением информации о потребленных услугах, начисленных суммах за услуги, размере задолженности (переплаты) льготники обращаются к управителям и исполнителям коммунальных услуг.
За получением информации об операциях по перечислению средств исполнителям коммунальных услуг льготники должны обращаться в АО «Ощадбанк». Это финансовое учреждение ведет в соответствующих автоматизированных системах учета персонифицированный учет льготников и средств, поступающих на их счет для выплаты льгот.
Но на практике оказалось не всё так просто. Доступ к информации по льготам есть только в центральном офисе «Ощадбанка» в Киеве, база данных закрыта для всех, в том числе и для управлений соцзащиты. Банковские работники на обращения льготников реагируют своеобразно ­ обратившихся отправляют либо в управления соцзащиты, либо к исполнителям услуг.
- ­ Ежедневно к нам по выплатам льгот обращаются очень много людей, но мы уполномочены решать только вопросы, касающиеся назначения и начисления процента льгот по всем видам услуг, всё остальное ­ вне круга наших полномочий,- ­ комментирует Римма Мигаль, начальник отдела персонифицированного учета льготных категорий населения УТСЗН исполкома Покровского районного в городе совета. -­ В нашем районе в настоящее время льготами пользуются 4,5 тысячи криворожан, из них только 250 человек успели написать заявления до 15 октября прошлого года и получают деньги наличными без проблем через нашу бухгалтерию. Остальным гражданам льготы были зачислены в автоматическом режиме в безналичной форме.
Ранее криворожане льготных категорий в своих платёжках могли видеть, сколько им начислено по каждой услуге и сколько необходимо заплатить по факту с учётом льгот. Теперь в квитанциях это не отображается и предприятия выставляют 100%­ную оплату. Льготы назначаются пожизненно, их никто не отменит, но понять, как они распределяются между банком и предприятиями, сколько и кто кому должен ­ невозможно. Получается, что виртуально деньги есть, но по факту их нет. К тому же, как показала практика, деньги «Ощадбанк» может направлять на один­два вида услуг, а не на все, как это было ранее.
- ­ К нам обращаются льготники, у которых есть переплата. Например, в летний период они оплачивали наперед за услугу теплоснабжения. Мы видим, что в этом случае организации берут деньги из этой переплаты и погашают текущие начисления, а льготы почему­-то остаются невостребованными из банка, ­- говорит Римма Мигаль. - ­ Такая же ситуация возникает, если потребитель оплачивает услуги ранее, чем предприятие выставляет текущую оплату. Получается, что опять деньги остаются невостребованными, так как услуга уже оплачена. Льготники уверены, что если в текущем месяце всё оплатили, то на следующий появится переплата. Но проблема в том, что сейчас эта схема не работает и переплата в счетах не отражается.
В Постановлении КМУ №373 определено, что по окончании отопительного сезона остатки средств, предназначенных для выплаты льгот, которые образуются на 1 июня по безналичному расчёту, перечисляются на текущий счёт льготника в «Ощадбанке». Если открытого счёта нет, банк должен проинформировать человека sms­сообщением с предложением его открыть. Если к концу года деньги будут не востребованы льготником, они вернутся государству.
Сложность в том, что не все пожилые люди отслеживают поступившие сообщения, а у некоторых мобилок нет вообще. Далеко не все пенсионеры могут выполнить требование зарегистрироваться в кабинете «Ощадбанка» во вкладке «Монетизация льгот». Впрочем, из­за трудного доступа к ресурсу это проблемно сделать всем, иногда на регистрацию приходится тратить уйму времени.
- ­ В связи с потоком жалоб и обращений лиц льготных категорий с 1 января в законодательство были внесены изменения. Теперь все желающие могут подать заявления и получать льготы в денежном выражении со следующего месяца со дня подачи заявления. В январе к нам уже обратились 750 человек, в марте они получат деньги наличными в любом банке, где у них открыт расчётный счет и смогут стопроцентно оплатить коммуналку за февраль, ­ говорит Римма Мигаль. ­ Пока это единственный путь решения проблемы. Но в случае, если на 1 мая образуются долги более 340 гривен, льготников автоматически опять переведут на безналичный расчёт.

Кристина МАРГИНА