Фуршет

Представители рабочих профессий уедут за рубеж?

12Специалисты утверждают, что Украине нужна перестройка профессионально-­технического образования. Прямо сейчас, иначе страна может лишиться ценных специалистов в разных отраслях промышленности и сфере услуг. Лучшие из них уже поняли, что за границей можно хорошо заработать. Поэтому возникает вопрос: а кто останется работать у нас? И не готовим ли мы теперь молодых представителей рабочего класса только для иностранного «дяди»?

К кандидатам на работу за рубежом добавилась часть населения, которая была до карантина занята в промышленности, а теперь потеряла работу. Как наше государство собирается решать эту проблему? В странах бывшего Союза к теме профтехобразования подходят очень щепетильно. Об этом нам рассказал директор государственного профессионально­-технического учебного заведения «Криворожский учебно-­производственный центр» Виктор Легун. Еще до начала пандемии коронавируса он успел побывать в одной из прибалтийских стран. И был приятно удивлен тем, на каком уровне там готовят рабочие кадры.
­- Как состоялась поездка в Литву? И как вы оказались в составе делегации по обмену опытом?
- Приглашение посетить страну мы получили от депутатов сейма Литовской республики. У них подобная практика поставлена на поток. Так как им есть что рассказать и показать. Не понаслышке они знают и о системе работы нашего профессионально-­технического образования ­ очевидно, что сотрудничество было взаимовыгодно и полезно для обеих сторон. Для нас, я считаю, в первую очередь.
Литва ­ член Европейского Союза, и у страны есть неограниченные возможности для реализации многих планов. Особенно в образовании, подготовке квалифицированных рабочих кадров и проф­ориентационной работе. И еще, было интересно посмотреть, как живет одна из бывших постсоветских республик.
Департамент образования и науки Днепропетровской областной государственной администрации принял приглашение литовцев. Был составлен список делегации, в которую попал я и несколько моих коллег­-руководителей подобных профессионально-­учебных заведений области. Возглавил ее заместитель директора областного Департамента образования Антон Демура.
-­ Произвела ли впечатление на вас современная Литва?
­- Да, Литва ­ это современная и динамично развивающаяся страна. Первым мы посетили Каунас. Особенно поразил местный собор с причудливым интерьером. Понравился и готический дом Перкуна. Его строили ганзейские купцы. Совсем другой Шяуляй, который считается культурным и деловым центром страны. Он, кстати, на целое столетие старше столицы Литвы Вильнюса. Ну и конечно же величественный Храм святых апостолов Петра и Павла. На него можно смотреть часами.
Были мы и в небольшом городке с труднопроизносимым названием Пакруойис. Он славится своим Английским парком, который расположен вдоль реки Круоя. Кстати, в каждом городе нас любезно принимали в мэрии. Жили мы все это время в Шяуляе. Литовцы нас очень хорошо встретили. Гос­теприимный народ. Утром в городе шумно, а вечером он замирает.
Литовцы ­- страшные домоседы. По городу можно ходить спокойно даже в ночное время суток. Никто тебя не тронет. Молодежь разговаривает только на литовском языке. Русского языка они не знают. Поэтому, когда обращаешься к ним, они только разводят руками. А вот старшее поколение свободно общается на русском языке. Сразу спрашивают, откуда приехали. И когда узнают, что из Украины, улыбаются и обнимают. Говорят, мы внимательно следим за событиями, которые происходят в вашей стране. И сразу же зовут в гости на чай, просто поболтать.
­- И что же все­-таки собой представляет литовская система профессионально­технического образования?
­- Система профессионального образования в Литве охватывает начальное и непрерывное профессиональное образование и подготовку. При этом Министерство образования несет полную ответственность за непрерывность и качество процесса. Большинство профессиональных учебных заведений являются бюджетными. Некоторые предпочитают быть самоуправляющимися.
Так называемые профессиональные школы обеспечивают как обучение, ведущее к получению квалификации, так и базовое или среднее образование. Продолжительность обучения ­ два­три года, в зависимости от специализации. Интересно то, что все программы разрабатываются поставщиками профессионального образования вместе с работодателями.
Например, в Шяуляе раньше было пять профессионально­технических училищ. Потом их объединили в одно целое. Образование профильное и готовит специалистов торговли и пищевой промышленности.
Здание заведения похоже на современный бизне-с­центр. Все сделано с размахом, и в то же время со вкусом. Даже мансарду достроили, чтобы было красиво и удобно для преподавателей и студентов. В кабинете приготовления пищи разделочных столов нет. На каждом столе стоит компьютер. Спрашиваем, а где же студенты постигают азы практической кулинарии? Преподаватели отвечают, что сначала каждым студентом разрабатывается индивидуальная программа...приготовления любого блюда. И только после ее утверждения наступает практика.
Для этого есть специальные классы с новейшим кухонным оборудованием. В каждом учебном заведении есть своя книга рекордов: кто сошьет самые большие брюки или приготовит особенный торт. Больше всего меня поразила гирлянда из пряников. Жаль, попробовать не дали. Пока рекорд не побьет другой студент, изделие­-рекордсмен должно храниться в надежном месте.
Очень плотно с такими заведениями работает муниципалитет. В каждом городе, без исключения. Собирают руководителей всех отраслей и выясняют, какие специальности в городе востребованы больше всего. И тогда вносят поправки в программу.
Понравилось и то, что в каждом литовском поселке есть филиалы от какого-­либо профтехзаведения. Туда с охотой едут преподаватели из города и занимаются с ребятами. Для первых это неплохая прибавка к основной зарплате. Стоит отметить, что в филиальных заведениях материально­техническая база не хуже, чем в центральном образовательном офисе. Система финансирования такая: по требованию Евросоюза государство выделяет на профтехобразование значительную сумму денег. Она в разы больше, чем в Украине.
Например, если Евросоюз дает один миллион евро, то депутаты литовского сейма должны немедленно выделить не меньше двухсот тысяч. И это не одноразовая помощь. Тут понимают, что хороший специалист может принести много пользы государству. Хотя есть и обратная сторона медали. Отток местной молодежи, например, в Германию, очень высокий. Если молодой специалист в Литве может зарабатывать до тысячи евро, то в той же Германии его услуги обойдутся в две тысячи и больше. Хотя директор одного из учебных заведений Шяуляя признался мне, что его зарплата колеблется в пределах 1700 евро. Преподаватели получают от 700 евро и больше. Но цены при этом почти такие же, как в Украине.
И еще: литовцы жаловались на то, что никак не могут побороть бюрократию. Как раз во время нашего визита в Шяуляйском училище торговли работали сотрудники ревизионного управления. Говорят, за две недели работы завалили один из предоставленных им кабинетов до потолка бумагами. В стране идет образовательная реформа, и они хотят соответствовать всем стандартам. Этого требует Евросоюз.
Видел я и спортивную школу олимпийского резерва. Такой внушительной спортивной базе могла бы позавидовать любая наша взрослая олимпийская сборная. Тут все направлено на то, чтобы нация гордилась каждым достижением своего спортс­мена на престижных соревнованиях.
Пока литовцев земляки не сильно балуют, но при такой поддержке успехи не за горами. Следят в стране и за развитием физкультурного движения. Статистика говорит о том, что за последние 20 лет население Литвы сократилось на один миллион человек. И этим очень здесь обеспокоены.
­- С Литвой понятно, а как у нас в Украине обстоят дела с финансированием профессионально-­технических учебных заведений? Действительно ли государство самоустранилось от тех проблем, которые существуют в этой сфере?
­- Неправда, что государство полностью самоустранилось от поддержки профтехобразования. Конечно, хотелось бы больше финансирования, но, учитывая реалии состояния нынешней экономики, спасибо и за это. На что же государство выделяет деньги? На сегодняшний день разработана государственная программа, направленная на создание учебно­-производственных центров при каждом учебном заведении.
Подобный центр легкой промышленности у нас уже работает несколько лет, и не безуспешно. Благодаря ему мы получили возможность самостоятельно зарабатывать. Естественно, что эти деньги идут на нужды нашего учебного заведения.
Кроме этого, стучимся во все двери. У нас сейчас больше двухсот предприятий и организаций, с которыми мы плотно работаем. Они с большой охотой дают нашим студентам на их базе проходить практику. Стараемся никого не подводить. Ведь в самом начале обучения уже думаем о трудоустройстве наших выпускников. Если говорить о Литве, то там 70% всего времени уходит на практическое обучение.
Подобные центры созданы и в двух других криворожских учебных заведениях: профессиональном строительном лицее и Центре профессионального образования металлургии и машиностроения. Я считаю, что недовольны положением больше те, кто не может правильно распорядиться государственными деньгами.
Также из государственной субвенции деньги идут на заработную плату нашим преподавателям общеобразовательных дисциплин. Зарплата работникам администрации, мастерам производственного обучения, обслуживающему персоналу выделяется из областного бюджета. Так как мы выполняем заказ на подготовку рабочих кадров для нашего региона.
Конечно же хотелось бы, чтобы преподаватели получали хорошую заработную плату. Чтобы у них голова не болела о завтрашнем дне. Не буду лукавить: скажу, что многие мои подчиненные используют свой двухмесячный отпуск совсем не для отдыха... Они едут собирать клубнику в соседнюю страну.
У нас есть несколько помещений, которые пустуют. И все они подведомственны Министерству образования. Денег на ремонт они не дают, а собственными силами мы не справимся. Область готова взять их на баланс. Решение принято уже давно. Но в Киеве так часто меняются руководители, что документ просто не успевает прийти им на подпись. А ведь с аренды можно было бы жить! Мы очень активны на ниве получения возможных грантов от иностранных компаний.
Недавно выиграли грант на проведение фестиваля легкой промышленности. Представьте, к нам согласились привезти свои коллекции больше 90 представителей этой отрасли. И не только из Украины. К сожалению, по известным причинам, это мероприятие мы пока отложили до октября.
-­ У вас уже началась вступительная кампания?
­- Нынешняя вступительная кампания конечно же очень отличается от предыдущих. Мы не видим детей. Общаясь с каждым из потенциальных абитуриентов, мы могли бы больше рассказать о своем заведении. И быстрее склонить ребенка к тому, что именно у нас ему будет комфортнее учиться.
Сейчас целая бригада педагогов ездит по сёлам с профориентационной целью. Были даже в Кировоградской и Херсонской областях. Я только вчера вернулся из Пятихаток и Желтых Вод. Поверьте, у нас замечательная молодежь, и она тянется к знаниям. И наша задача ­ не разочаровать их. Надеемся, когда закончится карантин, в Кривой Рог приедут и наши литовские друзья. Как бы там ни было, нам тоже есть чем похвастаться перед ними.

Игорь КОНОНЕНКО