Современные контролёры не только «зайцев» ловят


5-2 Каковы полномочия контролёров в коммунальном транспорте? Что такое «Транспортная карта» и где её можно купить? Будет ли безналичная оплата проезда в маршрутках? На эти и другие вопросы «Пульсу» ответил директор КП «Центр электронных платежей» Криворожского горсовета Евгений Кривенко.

 Евгений Юрьевич, в коммунальном транспорте появились контролёры, которые ловят «зайцев». Это сотрудники вашего предприятия? Как они производят конт­роль?
 КП «Центр электронных платежей» нанимает таких сотрудников с помощью аутсорсинга ­ заключаются договоры с компанией, которая может направить к нам сотрудников­контролёров. Мы почасово оплачиваем их работу. Включать группы контролёров в штат с полной зарплатой и соцпакетом ­ большая нагрузка для предприятия.
 Контролёры проверяют наличие билетов у пассажиров. Стоит обратить внимание ­ при безналичной оплате важно иметь не только билет, но и карту, через которую была произведена оплата. На билете фиксируются последние цифры номера этой карты, поэтому предъявить чужой билет не получится.
 Если будет выявлен пассажир-­безбилетник, его обяжут заплатить за проезд и выйти из транспорта на ближайшей остановке.
 А как же штраф в двадцатикратном размере?
 Чтобы оштрафовать человека, нужно вызывать полицию, затем должен быть составлен административный протокол, вынесено решение суда. Мы не карательный орган, перед нами не стоит задача наказывать. Имеет значение то, что в городе давно не осуществлялся полноценный контроль, людей нужно больше информировать, обращать внимание на то, что есть злоупотребления служебным положением со стороны кондукторов. Поэтому работаем по такой схеме со снисхождением.
5-1 О каких злоупотреблениях кондукторов идёт речь?
 Ни для кого не секрет, что в коммунальном транспорте от кондуктора можно услышать -­ заплати две гривны и можешь ехать без билета. Разве это выход ­ подставлять самих себя, наносить ущерб коммунальному предприятию? Обязательно требуйте у кондуктора билет!
 Бывает и так, что отказ в выдаче билета кондукторы аргументируют тем, что поломался валидатор. Но ведь существует горячая линия для сотрудников, позвонив на которую, можно сообщить о поломке ­ оперативно приедут наши специалисты и устранят проблему. Для этого предприятием содержится специальный транспорт.
 Были случаи, когда при виде контролёров кондуктор начинал звонить и сообщать, что валидатор сломан, чтобы оправдать несоответствие выручки и количества выданных билетов. К слову, количество билетов легко проверить, приложив к валидатору специальную карту. Услышав, что ремонтировать оборудование приедут через 5-­10 минут, кондуктор заявлял: ой, уже не надо, валидатор заработал! По-­моему, здесь всё белыми нитками шито...
 Если вы стали свидетелем нарушения, можете зафиксировать его на фото или видео и обратиться в КП «Центр электронных платежей», написав на страницу в Facebook https://www.facebook.com/KPCEPKMR или на электронный адрес Ця електронна адреса захищена від спам-ботів. вам потрібно увімкнути JavaScript, щоб побачити її. .
­ Какие санкции предусмотрены при подобных нарушениях?
 Это решает руководство предприятия, в котором трудоустроен кондуктор. К примеру, если в кассе больше денег, чем реализовано билетов, он на эту сумму валидирует билеты. Кстати, руководство КП «Городской троллейбус» и КП «Городской трамвай» по достоинству оценили преимущества безналичной системы оплаты проезда ­ размер выручки резко вырос. Это наталкивает на мысль, что ранее были факты откровенного воровства со стороны кондукторов.
 Что касается безналичной оплаты проезда ­ люди хорошо проинформированы о функциях и правилах оформления «Карты криворожанина», часто оплачивают проезд с помощью банковских карт. Но когда упоминается «Транспортная карта», не каждый житель города понимает, как она функционирует.
5 Это электронный билет, проще говоря, проездной для городского транспорта. Купив такую карту, вы сможете периодически её пополнять и оплачивать проезд, прикладывая к валидатору. Приобрести «Транспортную карту» рекомендуется всем, кто часто пользуется транспортом в Кривом Роге, но не имеет права на получение «Карты криворожанина». При оплате этой картой проезд в коммунальном транспорте будет стоить дешевле.
 Чем обоснована скидка и в каком размере она будет предоставляться? Разве не проще оплачивать проезд, к примеру, с помощью зарплатной карты, не покупая проездной?
­ Есть такое понятие, как дифференциация тарифа. Например, оплата наличкой требует дополнительных расходов ­ на инкассацию, содержание кассира и тому подобное. При оплате банковской картой есть внутренняя комиссия ­ вы не видите разницы в сумме, но мы при сотрудничестве с банком теряем деньги, идем на их условия. При оплате «Транспортной картой» дополнительных расходов намного меньше.
 На данный момент криворожане, которые пользуются такой картой, оплачивают проезд в таком же размере, как все остальные, но в дальнейшем стоимость проезда будет зависеть от способа оплаты, причем это будет распространяться и на частных перевозчиков.  Сейчас мы ведем с ними работу в этом направлении.
 Многие пассажиры, которые чаще пользуются маршрутками, чем коммунальным транспортом, сомневаются, что частные перевозчики введут безналичный расчет, и проезд при оплате «Транспортной картой» действительно будет стоить меньше. Уверяю вас: в следующем году это станет реальностью.
 Сколько стоит «Транспортная карта» и где её можно приобрести?
 Такая карта стоит всего 50 гривен. Продается она по себестоимости ­ именно столько мы потратили на закупку пластика, полиграфию. В городе будут открыты 240 пунктов для продажи и пополнения карт. На сегодняшний день десять таких пунктов уже работают ­ преимущественно в Металлургическом и Центрально-­Городском районах. Но скоро они будут открыты в каждом районе города.
 В этих киосках можно пополнить карту без комиссии, тогда как за пополнение через банк или терминалы самообслуживания нужно будет заплатить дополнительную комиссию поставщика услуг. Кроме того, работает функция онлайн-­пополнения карт на сайте КП «Центр электронных платежей» с помощью Личного кабинета, также без комиссии. Деньги списываются с банковской карты плательщика.
 Планируется ли подключение к такой карте различных приложений? Можно ли реализовывать через эту карту льготы?
 Действительно, со временем функционал такой карты расширится. Конечно, она не будет практически универсальной как «Карта криворожанина», но новые сервисы обязательно появятся, и с помощью «Транспортной карты» можно будет оплатить не только проезд. Льготы через эту карточку не реализуются, ведь она не является носителем персональных данных. При покупке «Транспортной карты» не нужно предъявлять документы и давать согласие на сохранение на электронном носителе конфиденциальной информации.
В отличие от «Карты криворожанина» такую карточку нельзя будет использовать как удостоверение личности. Но для некоторых граждан это плюс, ведь есть люди, которые очень скрупулезно относятся к согласию на обработку персональных данных. Однако хочу вас заверить, что в проекте «Карта криворожанина» не стоит опасаться утечки данных ­ защита у этих документов не уступает защите банковских карт.
 Купить и пополнить «Транспортную карту» можно в киосках по следующим адресам:
-проспект Мира, 35;
-проспект Металлургов, 32;
-улица Соборности (бывш. Косиора), 36;
­ магазин «Восход»;
-улица Мартина Шимановского (бывш. Коммунистическая), 25;
-улица Криворожстали (бывш. Орджоникидзе), возле дома 1 (ост. «3­й участок»);
­ проспект Гагарина, 51;
 -ост. «Первая городская больница», возле дома 28;
- ост. «Проспект Героев-­подпольщиков», возле дома 74;
- ост. «Вторая городская больница».
 В полномочия КП «Центр электронных платежей» также входит GPS­мониторинг общественного и частного транспорта. Жители города через Интернет и электронные табло должны получать оперативную информацию, соблюдается ли график движения коммунального и частного общественного транспорта, когда прибудет транспорт на конкретную остановку. Но далеко не всегда такая информация соответствует действительности. Что уже сделано в этом направлении?
 Да, GPS­мониторинг ранее был некачественным ­ из­-за сбоев в программном обеспечении не было возможности получать актуальные данные по движению городского транспорта. Проблема была в работе поставщиков этой услуги.
 Сейчас мы активно разрабатываем полноценный мониторинг транспорта, пока что только коммунального. В дальнейшем это будет распространяться и на частные маршруты. На данный момент еще не все перевозчики определены по конкурсу, да и в целом, чтобы наладить с ними постоянное сотрудничество, нужно время.
 Что даёт мониторинг на практике? И в приложении «Мій Кривий Ріг», и на сайте Криворожского ресурсного центра будет отображаться движение транспорта в режиме реального времени, кроме того, мы разработаем своё, отдельное электронное приложение. Установив его на телефон, люди смогут видеть, сколько единиц транспорта вышли на маршрут, где они находятся сейчас, когда прибудут на остановку. Хочу подчеркнуть ­ не сколько должно быть единиц, а сколько фактически есть сегодня на маршруте. Исходя из этого можно будет планировать свой день без форс­мажора и опозданий.
 С помощью приложения горожане смогут сообщать о перебоях в движении транспорта, нарушениях интервала движения. Мы будем видеть эти проблемы в онлайн-­режиме, и выяснять напрямую с предприятиями, по какой причине это происходит.
 Скоро нововведение заработает в полную силу. Это очень важно в преддверии холодов, ведь никому не хочется лишние 15­-20 минут стоять на остановке и ждать троллейбуса. Рейс может высвечиваться на электронном табло, но сам троллейбус, к примеру, поломался и сошел с маршрута.
 Узнавать новости о работе Центра и новых сервисах можно на сайте «Портал криворожанина» https://kpcep.dp.ua/. Напомним, на данном сайте тот, кто не является льготником, может заказать «Карту криворожанина», не выходя из дома.
 С октября безналичный расчет в полном объеме доступен не только в муниципальных автобусах, троллейбусах и трамваях. На всех станциях скоростного трамвая за проезд также можно заплатить с помощью «Транспортной карты» и именной «Карты криворожанина». Как и раньше, сохраняется возможность оплачивать проезд в скоростном наличными и банковской картой.
                                                                                                                 Анна НИКОЛАЕНКО