Как на криворожской таможне регистрируют «евробляхи»


4 Льготный период растаможки «еровблях» закончился более года назад. В какой ситуации оказались те, кто не оформил свои авто, как сэкономить, если вы собираетесь ввозить автомобиль в страну сейчас, а также о работе криворожской таможни, «Пульсу» рассказала Ирина Еремеенко эксперт­декларант первой категории Криворожского представительства Днепропетровской торгово­-промышленной палаты.

 -­ Ирина Владимировна, чем занимается таможенный брокер?
 -­ В мои обязанности входит предоставление консультаций в сфере внешнеэкономической деятельности, проверка и подготовка пакета документов для таможенного оформления, декларирование грузов в таможенных органах Украины. Мы предоставляем услуги юридическим и физическим лицам. Обратите внимание: в Кривом Роге авто из-­за рубежа, ввезенные физическими лицами, а также автомобили, которые уже находятся на территории страны на иностранной регистрации, как в народе говорят, «евробляхи», оформляются в ОТО №2 таможенного поста «Кривой Рог» Днепровской таможни, который находится в пгт Радушное.
4-1 - В каком положении оказались те, кто не оформил «евробляхи» вовремя? Есть ли выход?
 -­ Граждане, которые завезли транспортные средства в Украину и нарушили сроки вывоза этих автомобилей, действительно сейчас не могут их оформить без уплаты внушительных штрафов, так как временный порядок таможенного оформления авто с иностранной регистрацией закончил свое действие. Эти автомобили находятся на территории Украины с нарушением таможенного законодательства.
 Размер штрафа устанавливается в каждом случае отдельно, он - варьируется от 8500 до 170 тысяч гривен. Зачастую штраф превышает саму стоимость автомобиля и владельцы принимают решение не оформлять его в таможенных органах, но без уплаты штрафа машину нельзя ни разобрать, ни вывезти из страны, разве что просто оставить в гараже, правда, только в том случае, если не вы давали обязательство о вывозе данного авто.
 -­ В январе стало известно о том, что владельцев нерастаможенных «евроблях» начали штрафовать правоохранители. Что вы можете сказать об этой ситуации?
 -­ Существует таможенная база, где хранится информация об импортированных автомобилях и тех, кто их ввозил из­-за границы. Для полиции эту базу открыли, насколько мне известно, пока только в Харьковской области, в тестовом режиме. Сроки, когда будет открываться база других областей, в том числе и нашей, еще не названы. Но это произойдет.
 С помощью базы правоохранители проверяют данные транспортного средства, потом могут остановить этот автомобиль и проверить, зарегистрирован ли он в Украине, законно ли человек находится за рулём.
 Стоит подчеркнуть, что за рулём такого автомобиля имеет право находиться только тот гражданин, который ввозил это транспортное средство и давал обязательство о закрытии таможенного режима. Он не может передавать право управления этим автомобилем другим лицам, даже если во время поездки будет сидеть рядом с водителем все равно это будет нарушением.
 - Какие товары и из каких стран чаще всего ввозят в Кривой Рог?
 - Что касается импорта на нашем таможенном посту, то чаще всего это оборудование разной сложности, металл, прокатные изделия, товары промышленного назначения, запчасти из Польши, Италии, России, Беларуси. Это конечно же неполный перечень государств, импортирующих товары.
 Наш пост менее специализирован на продуктах и тканях. Тот же секонд­-хенд везут в основном в Одессу, Днепр, Киев.
 - Откуда криворожане везут автомобили? Изменился ли поток в связи с карантином?
 -­ Из Польши, Литвы, Германии, Грузии, Америки. Лидерами по ввозу «евроблях» являются первые две страны. Самые популярные в последнее время марки -­ «Рено Миган», «Рено Лагуна», «Шевроле, Фольксваген», «Реган».
 Сейчас ввозят мало машин, карантин дает о себе знать. Те, кто занимался ввозом автомобилей в качестве бизнеса, не могут снова поставить такой импорт на поток. В основном на «евробляхах» приезжают наши заробитчане.
 -­ Какие товары вывозят из города?
 -­ Экспорт более разнообразен, чем импорт. Это и прокатные изделия: металл, арматура, проволока, и продовольственные товары. У нас есть производители пищевых продуктов, промышленного текстиля, которые вывозят свои изделия. Это очень хорошо, ведь речь идет о заходе валюты в страну.
 -­ Что бы вы посоветовали людям, которые планируют купить за границей авто?
 - Прежде чем завезти автомобиль, я бы рекомендовала заранее связываться с таможенным брокером и проконсультироваться по выбору автомобиля. Многие обращаются, уже купив автомобиль, и сталкиваются с неподъемными для них таможенными платежами. Брокер может посоветовать, какая машина обойдется при оформлении дешевле.
 - И какое же авто лучше купить за рубежом?
 - Важно, чтобы автомобиль был на бензине или газе, а не на дизеле и 2006­-2008 годов выпуска. Такие покупки более приемлемы, если ориентироваться на таможенные платежи. Например, если вы купили авто с объемом двигателя 1,4 ­1,6, не дизельное, названных годов выпуска, за его оформление придется заплатить в Украине от 50 до 70 тыс. гривен. Если же купить дизель, к примеру, 2000 года, то оформление обойдется более чем в 100 тыс. гривен.
 -­ Допустим, криворожанин приобрел нужный автомобиль за границей. Каковы его дальнейшие шаги?
 -­ Нужно снять транспортное средство с учета в той стране, где вы его купили, иначе оформить импорт будет невозможно. Дальше нужно с помощью Интернета отправить документы брокеру, который просчитает стоимость растаможки авто, подскажет, что делать, если увидит проблемы в документах. Потом вносятся таможенные платежи в госказначейство, заполняется предварительная декларация, и только после этого авто может пересекать границу Украины.
 - Могут ли быть среди брокеров мошенники, из-­за которых зарегистрировать авто не удастся? Как не пострадать от действий таких «специалистов»?
 -­ Да, сейчас много фирм-­однодневок, и такие случаи, когда у людей возникали проблемы из-­за недобросовестных брокеров, были. Люди, находясь за границей, вносили предоплату, потом отдавали брокеру оригиналы документов, а в итоге оставались и без денег, и без документации, с нерастаможенной машиной.
 Лучше всего обращаться на крупные предприятия, которые много лет работают на этом рынке. Если говорить о торгово-­промышленной палате ­- на рынке мы 30 лет, заключаем официальные договоры с клиентами, и ни разу конфликтов не было.
 Решив обратиться к случайному брокеру, помните, что не стоит вносить предоплату, и обязательно нужно проверить, есть ли у него государственное разрешение. Выясните, где расположен офис брокерской компании. Хорошо, если он находится при таможне -­ она контролирует такую деятельность и не допустит нарушения закона.
 Также у компании должен быть постоянный сайт, положительные отзывы, попробуйте лично связаться с теми, кто уже пользовался услугами конкретного брокера. Очень важен опыт, бывает, новички не видят ошибок в документах, не знают, как разрешить сложную ситуацию.
 -­ Какие ошибки в документах самые распространенные?
 -­ Часто автомобили не снимают с учета в стране покупки. Если в Польше и Литве наши граждане более-­менее знают, как это делается, то те, кто ввозит авто из других стран, могут столкнуться с проблемами. Приезжают -­ а оформить покупку не получается. Брокер поможет решить этот воп­рос, если у него уже есть опыт работы с импортом транспортных средств из разных стран.
 Бывают исправления в купчей, в номере вин­кода, а это не допускается. Еще есть такой момент: на руках у покупателя могут быть две­-три купчих с разными ценами. Так люди пытаются найти лазейки, чтобы меньше платить при оформлении. Если это обнаружат на границе, автомобиль могут конфис­ковать, а на гражданина будет составлен протокол с наложением штрафа.
 -­ Если возникла подобная ситуация, и нарушитель должен будет предстать перед судом, привлекают ли к делу брокера? Сохраняются ли документы, которые он предоставил этому специалисту?
 - Если есть соответствующее постановление суда, мы предоставляем все документы, ведь брокер обязан их хранить в течение трех лет. Также брокеры дают показания правоохранителям, но нужно учитывать, что мы отталкиваемся от той информации, которая содержится в документах, предоставленных нам заказчиком. Проверить достоверность указанных в них данных сложно, так как доступа к государственным базам у нас нет.
 -­ Бывали ли курьезные ситуации на границе? Выявляли ли контрабанду?
 - В моей практике явно курьезных случаев не припоминаю, но из опыта моих киевских коллег могу рассказать. Однажды на оформление им пришел груз. Импортер решил пошутить. При досмотре груза на таможне были различные проверяющие службы, даже СБУ. И когда они открыли фуру, на них выпрыгнул... питон. Оказалось, это заводная игрушка. Конечно, сразу присутствующим было не смешно, кому понравятся такие шутки...
 Кроме того, игрушки не было в документах, а это уже чревато проблемами. На нашем таможенном посту тоже случается, когда отправители груза не все указывают в документах. Допустим, отправитель считает, что какая­-то маленькая коробочка с гвоздями не важна. Потом при досмотре её выявляют, и это считается нарушением.
 -­ Что изменилось в таможенном законодательстве за последние месяцы?
 -­ Например, в ноябре прошлого года введена общая декларация прибытия, которую должен заполнять перевозчик. Этот документ может подаваться как в электронной, так и в письменной форме. Не всем перевозчикам удается заполнить её правильно. Нужно не только написать основную информацию о грузе, но и закодировать товар, иногда перевозчик относит товар к одному коду, а он на самом деле относится к другому.
 При желании избежать ошибок можно обратиться к брокеру. Хотя у перевозчика на руках есть весь необходимый пакет документов, поэтому при внимательном заполнении и консультировании с коллегами он, в принципе, может справиться сам. Также теперь действует отдельная преференция для тех, кто работает с Великобританией, ведь эта страна вышла из ЕС. Прежнего освобождения от таможенной пошлины уже нет.
                                                                                                                  Анна НИКОЛАЕНКО
 В тему
 Какие штрафы грозят «евробляхерам»?
 -­ Если водителя незарегистрированной «евробляхи» остановит патрульная полиция, как это уже происходит в Харькове, какой штраф ему грозит? Сумма повторного штрафа такая же, или больше? -­ интересуется наш постоянный читатель Андрей Курилов.
 Штраф составляет 8500 грн. и выносится полицейским на месте совершения правонарушения (ч.8 ст.121 КУоАП). На первый раз автомобиль не изымается.
 Если нарушение совершено этим же водителем повторно в течение года, то штраф составляет уже 17 000 грн. Одновременно водитель лишается права управления сроком на 1 год и с платным изъятием авто или без такового (ч.9 ст.121 КУоАП). По этой норме штрафы накладывает суд на основании протокола, составленного полицейским на месте остановки. До решения суда автомобиль отправляется на штрафплощадку. Штрафы не освобождают граждан от применения штрафов работниками таможни, предусмотренных Таможенным кодексом.