У железнодорожников есть причины для протестов

5 Независимому профсоюзу Криворожского локомотивного депо два года. Его возглавляет машинист электровоза Вячеслав Федоренко. За время существования профобъединения он выиграл несколько десятков судебных дел -­ незаконно уволенные железнодорожники были возобновлены на должностях, им отменены выговоры, возвращены премии.

 УРЕЗАЛИ ПОМОЩЬ
 НА ОЗДОРОВЛЕНИЕ
 Мы начали наш разговор с Вячеславом Григорьевичем с судебных побед профсоюза, связанных с выплатой помощи на оздоровление.
 Он пояснил, что в соответствии с коллективным договором регионального филиала «Придніпровська залізниця» и пунктом 3.1.5. Коллективного договора Криворожского локомотивного депо, работодатель взял на себя обязательства выдавать материальную помощь на оздоровление каждый раз при предоставлении сотруднику ежегодного отпуска. Такая помощь должна предоставляться в размере 40% тарифной ставки или оклада, но не меньше, чем минимальная зарплата по Украине.
 -­ Но «банановый» профсоюз железнодорожников и транспортных строителей Украины в апреле 2017 года подписал с руководством предприятия общее постановление, чтобы уменьшить сумму выплат ­- заменить слова «минимальная заработная плата» на «125% прожиточного минимума». Таким образом сумма уменьшилась в два раза. Решение предусматривает ухудшение условий колдоговора, поэтому является неправомерным! Каждый год железнодорожникам «Придніпровської залізниці» не доплачивают 50 млн гривен, -­ говорит Вячеслав Григорьевич.
 В прошлом году сам глава независимого профсоюза выиграл такое дело в Верховном суде. Работодателя обязали выплатить ему материальную часть недоплаченной помощи на оздоровление. Получив положительный опыт, Вячеслав Федоренко стал представлять интересы железнодорожников по этому вопросу.
 В конце февраля Долгинцевский суд Кривого Рога принял решение о выплате компенсации еще одному работнику Криворожского локомотивного депо в размере 4449 грн. 20 коп. Глава независимого профсоюза подчеркивает -­ пусть сумма небольшая, но отказываться от защиты своих прав ни в коем случае не стоит. По невыплате помощи на оздоровление сейчас ведется 19 судебных дел. В целом же открыто 37 судебных производств по искам криворожских железнодорожников.
5-2 Наш собеседник демонстрирует огромную папку с исковыми заявлениями и признается: помогает людям на общественных началах. Борьба за свои права и права коллег настолько важна для него, что он досконально изучил необходимое законодательство и выигрывает дела у высококвалифицированных юристов «Укрзалізниці».

 ЗАРПЛАТА НЕ ПОВЫШАЕТСЯ НЕСКОЛЬКО ЛЕТ
 Что касается зарплаты работникам железной дороги, то её не повышают с 2014 года.
 -­ Каждый год тарифная ставка за час работы должна расти, ­поясняет Вячеслав Григорьевич. ­- Например, машинист электровоза, обратите внимание, -­ ведущая специальность, получает сейчас «чистыми» чуть более 13 тыс. грн. Тарифная ставка за час -­ 44 грн. 73 коп. Если учитывать, что в 2014 году она была 30 грн. 63 коп, то на данный момент должна составлять 146 грн. 08 коп. И справедливость таких требований мы планируем доказать в суде.
 По словам Вячеслава Федоренко, слесари получают чуть более 6 тыс. грн., сотрудники в тепловозном цехе и того меньше. К тому же работникам «Придніпровської залізниці» не выплатили по итогам 2020 года 13-­ю зарплату, мотивируя тем, что нет объемов перевозок.
 - Но ведь руда грузится, как и грузилась, -­ возражает глава независимого профсоюза. -­ И продают её на мировом рынке по мировым ценам. В сутки загружается в вагоны 1200­-1500 тонн продукции -­ это и железная руда, и концентрат, и т. д. А вот пассажирские перевозки олигархам неинтересны, постоянно звучат заявления, что они убыточны и держатся за счёт дотаций с грузового движения. И так под шумок карантина исчезают многие очень нужные рейсы, в особенности электричек. Людям приходится переплачивать и добираться на автобусе.

 ПОЧЕМУ МАШИНИСТ
 ОТКАЗЫВАЕТСЯ ВЫХОДИТЬ
 В РЕЙС
 Едва ли не самой больной темой является техническое состояние локомотивов. Машинист утверждает, что самый новый локомотив серии ВЛ­-8 в Криворожском депо выпущен в 1963 году. Такие локомотивы рассчитаны на 20­-30 лет эксплуатации, однако они ремонтируются и снова идут в рейсы.
 Говоря о качестве ремонта, Вячеслав Григорьевич горько шутит: наверное, он заключается в том, что вагоны хорошенько моют. Такие выводы сделаны на основании собственного опыта, ведь последние два года наш собеседник часто отказывается идти в рейсы из­-за неисправности локомотива. Он показывает на видео приборы, которые отвечают за безаварийность и бесперебойность работы локомотива, видно неправильное заземление, протекание масла компрессора, а ведь всё это может привести к возгоранию состава... Закупленные не так давно Украиной у Грузии локомотивы ВЛ­-11 по цене 30 миллионов гривен за единицу оказались не лучше ­- многие поломались в первые месяцы эксплуатации, ведь они также устаревшие.
 - Когда доходит дело до суда, то адвокаты предприятия приносят акты получения материально­технических ресурсов, мол, все есть, и ремонт качественный. А на самом деле и ремонтировать некому, и запчастей частенько не хватает, ­говорит Федоренко.
 В подтверждение своих слов Вячеслав Григорьевич показывает акт, составленный 8 января. В документе указано, что при приеме локомотива ВЛ-­11­-098 выявлен ряд неисправностей, которые угрожают безопасности движения, не соответствуют требованиям охраны труда и пожарной безопасности. Таких нарушений в акте перечислено... 19! Если выбирать самые вопиющие, -­ неисправные автоматические тормоза, не фиксируются ручки кранов с обеих кабин... Ремонтировался локомотив в октябре 2017 года.
 Глава независимого профсоюза говорит, что неоднократно получал выговоры как машинист за то, что отказывается на таких локомотивах выходить в смену. Руководство предприятия настаивало на том, что его претензии надуманы. Отменять выговоры приходилось в суде.

 ПРЕДОТВРАТИТЬ ЧП УДАЁТСЯ НЕ ВСЕГДА
 Конечно же возникает вопрос: если техническое состояние локомотивов настолько плачевное, как удается избежать аварий? Наш собеседник считает, что безопасность держится на плечах наших опытных и профессиональных железнодорожников. Но предотвратить ЧП удается не всегда.
 - Бывает в дороге обрывается механическая часть, постоянно случаются возгорания локомотивов. К примеру, осенью прошлого года на станции Ингулец разъехались секции состава, в Апостолово оборвалась ходовая, а более мелкие ситуации и вовсе остаются вне внимания СМИ, ­признается машинист. -­ Да, при крупных ЧП людям показывают по телевизору виновников, якобы открутивших гайки на рельсах. Но сказать честно, мы с коллегами долго смеялись, когда увидели задержанного за подобное вредительство «металлиста» с газовым ключом в руках. Для такой задачи нужны торцовые ключи и хорошая физическая подготовка...
 В независимом профсоюзе говорят, что технические неполадки касаются хозяйства «Укрзалізниці» в целом, о проблемах можно говорить в масштабах всей страны, ведь они поддерживают отношения с коллегами из других регионов.

 ВОЗМОЖНЫ АКЦИИ ПРОТЕСТА
 В марте Вячеслав Федоренко планирует поехать с руководством предприятия в Киев, чтобы в очередной раз поднять все волнующие железнодорожников вопросы. Говорит, что не исключает возможности митингов, если так будет продолжаться и дальше. Вспоминает акцию проверки технического состояния локомотивов, которую они проводили с коллегами в сентябре прошлого года.
 -­ Перед акцией меня задержала полиция, отстранила от управления транспортным средством, и более трех часов, в нарушение законодательства, я должен был доказывать в ПНД, что не нахожусь в состоянии наркотического опьянения...
 Глава независимого профсоюза заявляет, что и в дальнейшем всеми доступными законными методами будет отстаивать справедливость. Больше всего его возмущает пассивность людей. По его словам, зачастую они добровольно увольняются, потому что не хотят тратить время и нервы на разбирательства. Вячеслав Федоренко призывает всех железнодорожников иметь уважение к себе и своему труду, повышать уровень правового образования и не бояться бороться за свои права.
                                                                                                                 Анна НИКОЛАЕНКО