Фуршет

Отопительный сезон КП «Криворожтеплосеть» готово начать в срок

 3Чем холоднее становится на улице и в помещениях криворожан, тем актуальнее звучит вопрос о начале отопительного сезона. О том, когда же в квартирах потеплеют трубы централизованного отопления, есть ли шанс возобновить подачу горячей воды, вырастут тарифы на услуги теплоснабжающего предприятия или останутся прежними и многом другом читателям «Пульса» рассказал Александр Ерин, главный инженер коммунального предприятия «Криворожская теплосеть».
­

- Александр Ефимович, КП «Криворожтеплосеть» к началу отопительного сезона  3-1готово?
­- Да. При соответствующих погодных условиях для горожан, которых обслуживает наше предприятие, а это 2870 многоквартирных домов во всех районах города, отопительный сезон начнётся в срок.
­- И когда же?
-­ Как только в течение трех суток среднесуточная температура наружного воздуха опустится ниже +80С. На 9 октября пока такой температуры не было, в последние дни она держится на уровне +100С. Для Кривого Рога отопительный период составляет 171 сутки (с 15 октября по 14 апреля), но в случае похолодания или потепления сроки могут изменяться.
Предприятие заключило договоры с НАК «Нафтогаз Украины» на поставку газа по всем группам потребителей. На октябрь выделены необходимые лимиты газа, потому что на начало отопительного сезона нам удалось расплатиться за газ, использованный в прошлом отопительном периоде. А с учётом профинансированных субсидий даже есть переплата по газу. Нет серьёзных проблем с энергоснабжением, по крайней мере в этом году ни одна котельная не была обесточена по электрообеспечению.
-­ Все котельные уже подготовлены к работе?
-­ Технически все 74 котельных готовы, котлы испытаны. Если в прошлом году на резервном оборудовании работы велись практически до декабря, то на сегодняшний день ремонтные работы закончены полностью.
Другой вопрос, что оборудование с каждым годом изнашивается и требуется всё больше средств на его ремонт. В 2007 году на 25­ти котельных были установлены новые котлы и горелки. На остальных ­ оборудование эксплуатируется ещё с 50­х – 60­х годов прошлого столетия.
Тем не менее, сегодня проводится большая работа по повышению энергоэффективности оборудования. В этом году при поддержке города поменяли горелки на котлах в котельной по Николаевскому шоссе, это даст значительную экономию газа, сокращение вредных выбросов в атмосферу. На ряде котельных внедрили химическое обескислораживание воды вместо термической диаэрации, что позволит существенно сократить расход газа.
­- Жители города жалуются на «голые» трубы, которые отапливают воздух, а не квартиры. Работа по их изоляции ведётся?
­- В этом направлении работаем постоянно. В прошлом году при поддержке местного бюджета был закуплен изоляционный материал, это позволило утеплить 22 километра теплосетей. В этом году уже утеплили 12 километров труб, до конца года заизолируем ещё шесть километров, материалы есть.
­- Вопрос с изоляцией на этом закроется?
­- Нет, потому что сами жители часто обдирают трубы, используют тепломатериалы для своих хозяйственных нужд. Например, на Ингульце трубы большого диаметра 500­-600 мм тепловых сетей воздушной прокладки проходят над дачными участками. Года три назад 10 км этих труб было заизолировано, но жители то мусор сжигали как раз под трубами, то снимали изоляцию. В результате такой «деятельности» трубы вновь оголились, а предприятие понесло значительные убытки.
­- В полицию обращались?
­- Неоднократно, но, как говорится, воз и ныне там. Мало того, у нас же ещё воруют трубы и металлические опоры. Так, в прошлом году по теплотрассе от котельной КМК и до улицы Петра Дорошенко (бывш. Блюхера) было срезано и вывезено 20 неподвижных опор, в общей сложности это до 25 тонн металла. Пришлось на их месте возводить железобетонные опоры. Из средств предприятия, которые могли бы использоваться более эффективно, потратили на это порядка 500 тысяч гривен.
­- В летний период долги потребителей уменьшились?
­- Задолженность населения на протяжении ряда лет колеблется в пределах 250-300 миллионов гривен. Летом чуть уменьшается, зимой ­ нарастает. Народ старается платить ­ кто­то долг погашает, кто­-то платит наперёд. В межотопительный период, когда мы не оказываем услугу, еженедельно поступает 2-­3 миллиона. Но всё равно этого недостаточно.
­- То, что по 500 гривен было перечислено на счета потребителей из городского бюджета, позитивно сказалось?
-­ Разумеется, без этой поддержки долг был бы ещё больше.
­- Сейчас многие предприятия испытывают дефицит кадров. А у вас как дела обстоят?
­- Хоть у нас и не самая низкая в городе зарплата, тем не менее, проблема стоит остро, потому что специалисты уезжают на работу за рубеж. Очень не хватает квалифицированных слесарей, электрогазосварщиков.
К большому сожалению, молодёжь работать на производстве не горит желанием. У нас на котельной, которая обеспечивает теплом 350 многоэтажных домов в районе шахты «Гигант», около трёх лет свободна вакансия начальника котельной, зарплата ­ в пределах 10 тысяч гривен. Я лично присутствовал на распределении выпускников факультета тепло­газоснабжения нашего университета, хотел подобрать специалистов. Со всего выпуска не согласился никто, все хотят проектировать системы теплоснабжения.
­ В городе четвёртый год нет горячей воды. Об этой услуге уже можно навсегда забыть? -  - - Вопрос этот уже не актуален?
- На мой взгляд, уже не актуален. Мы в октябре предлагали некоторым лечебным учреждениям возобновить подачу горячей воды, но за неимением средств они от этой услуги отказались.
Оборудование стараемся поддерживать в рабочем состоянии. Несмотря на то, что теплообменники в теплораспределительных пунктах свой ресурс уже исчерпали, восстановить их, в принципе, можно. Но для этого нужны серьёзные финансовые средства. А услугу горячего водоснабжения предприятие не оказывает, следовательно, деньги на восстановление взять негде.
-­ Плановую поверку счётчиков горячей воды нужно делать?
­- На сегодняший день в этом нет необходимости. Если возобновится горячее водоснабжение, поверка будет выполняться предприятием за счёт включения стоимости этой услуги в тариф по горячему водоснабжению.
­- Александр Ефимович, больше всего потребителей интересует вопрос, останутся ли тарифы прежними или увеличатся?
- ­ Пока сложно сказать, потому что в настоящее время тарифы находятся на рассмотрении в НКРЭКУ. Согласно нашим расчётам, тарифы могут измениться в сторону увеличения, но незначительно, приблизительно на 40 грн. за Гкал. А может быть, не изменятся вовсе. Это зависит от решения комиссии.
­- Сколько сейчас домов оборудованы приборами учёта?
-­ Более 1550 домов, в которых жильцы устанавливали их сами. В этом году НКРЭКУ принята инвестиционная программа нашего предприятия, по которой мы должны оборудовать узлами учёта 729 многоквартирных домов. В настоящее время предприятие проводит тендерные закупки приборов учёта, делает проекты. Тариф для потребителей останется неизменным, установка приборов учёта будет производиться за счёт амортизационных отчислений. Если программа будет выполнена, останется ещё порядка 500 многоквартирных домов, где нужны дополнительные затраты на разработку технических условий, изменение схемы теплоснабжения в данных домах.
­- Эффект от внедрения приборов учёта есть?
­- Разумеется. Жильцы платят исключительно за фактически использованное тепло, мы на предприятии понимаем, сколько и куда у нас уходит газа, видим истинную картину, где происходят утечки тепла. В прошлом отопительном сезоне у нас потери тепла составили до 40%, недосчитались порядка ста миллионов гривен. Такого никогда не было. Это произошло после того, как с ноября и до конца отопительного периода начисления за отоп­ление для жильцов домов без счетчиков были максимально приближены к начислениям жильцов домов, оборудованных счетчиками тепла. 30 ноября 2016 года Кабмин принял соответствующее Постановление №865.
­- В городских СМИ часто упоминается, что КП «Криворожтеплосеть» более миллиарда гривен должно ГП «Криворожтеп­лоцентраль», откуда этот долг взялся? Его намерены возвращать?
­- Это деньги, которые не подтверждены никакими доходами, поэтому в рамках существующего законодательства погасить так называемый долг невозможно.
Дело в том, что с 2008 года КП «Криворожтеплосеть» покупало тепло, которое вырабатывали котельные ГП «Криворожтеплоцентраль» и продавало его потребителям. В то время теплопункты и все объекты микрорайонов принадлежали «Криворожтеплосети», а котельные и магистральные сети ­ «Криворожтеплоцентрали». Так длилось вплоть до 2013 года, пока эти два теплоснабжающих предприятия не были разделены. Нам отпускали тепло по расчётной проектной нагрузке, поскольку приборов учёта на границе раздела не было. Мы же отпускали тепло населению по приборам учёта и по утвержденной удельной норме на отопление 1 м2 жилой площади, по факту, что значительно ниже проектной нагрузки. За этот фактический объём тепла и получали оплату, которую перечисляли на счета «Криворожтеплоцентрали». Таким образом, все непроизводительные потери этого предприятия списывались на КП «Криворожтеплосеть». Долг со временем рос, пока не достиг более 500 миллионов гривен. Но, повторюсь, фактически это тепло мы не получали, поэтому навесить на потребителей его оплату невозможно.
Подтвердить то, что, по сути, долга не было, а были потери, вполне возможно. Достаточно поднять акты приёма­передачи тепла, на каждом из них я лично писал: «Подкреплено доходами фактическое количество гигакалорий» и указывал их фактическое количество.
­- А откуда взялись ещё 500 миллионов гривен?
-­ Это штрафы и судебные санкции, накопившиеся за годы судебных разбирательств. Скажите, из каких источников доходов КП «Криворожтеплосеть» должно их погашать, они же в тарифе не заложены? Если бы были приборы учёта, которые технически установить было невозможно, никакого долга бы не существовало вообще. А так можно было списать на наше предприятие не только миллиард, а и значительно больше.

Кристина МАРГИНА