Фуршет

Директор КП «Городской троллейбус» Александр Приходько: «Электротранспорт всегда первым придёт на выручку»

 9-2В декабре КП «Городской троллейбус» исполнилось 60 лет. Об успехах и о проблемах,которые ныне переживает одно из старейших предприятий Кривого Рога, «Пульсу» рассказал его директор Александр Приходько

-­ Александр Яковлевич, 15 декабря ­ день рождения предприятия, как его отметили?
 9-1-­ Скромно, пышным празднествам предпочли торжественное собрание, которое провели в сессионном зале Долгинцевского райсовета. Сюда пригласили наших лучших работников, ветеранов, первых руководителей ­ Александра Пидгирного, Николая Бабкина, Александра Жука. Кроме грамот и благодарностей многие получили премии и подарки.
­- Какие бы трудные времена ни были, но всегда найдется место для успехов, о которых, наверное, уместно сегодня вспомнить?
-­ В декабре на сессии горсовета рассматривался вопрос о приобретении на лизинговой основе десяти единиц новых троллейбусов. Эта статья расходов городского бюджета заложена на будущий год. Планируется, что уже во втором квартале 2018 года мы их получим. Для того чтобы и в дальнейшем конкурировать на рынке пассажироперевозок, эта техника будет курсировать по «красной линии» на основных маршрутах.
Большой популярностью у криворожан пользуется троллейбус №24 с дизель­генераторной установкой (ДГУ), который ходит с микрорайона Восточный­-3 - до площади Освобождения. До недавнего времени на маршруте было пять таких троллейбусов, 15 декабря запустили шестой. Благодаря появлению этого маршрута существенно разгрузились маршрутные такси, обслуживающие эту часть города. Между тем, есть обращения от жителей бульвара Вечерний, через который проезжает троллейбус №24. Они сетуют на то, что не всегда могут им воспользоваться по той причине, что он приезжает переполненным. Поэтому уже сегодня думаем о возможности сократить интервал движения, чтобы троллейбус ходил чаще.
В нашем резерве есть еще две дизель-­генераторные установки, поэтому в следующем году продолжим ремонты кузовов для этих троллейбусов. Это позволит нам увеличить количество единиц подвижного состава на ДГУ до девяти и сократить интервал движения на маршруте №24.
Какой срок эксплуатации троллейбусов?
­- Десять лет. Благодаря свое­временным ремонтам и тех­осмотрам мы продлеваем срок их службы еще, как минимум, на пять лет.
В 2016 году были капитально отремонтированы и работают на маршрутах семь троллейбусов. До конца 2017 года парк электротранспорта города пополнят 15 обновленных троллейбусов и четыре трамвая. За последние пять лет в Кривом Роге открыли семь новых троллейбусных и трамвайных маршрутов, капитально отремонтировали 27 троллейбусов и 12 трамваев.
­- Чем объясняется нехватка специалистов во всех троллейбусных депо, неужели все дело в низкой зарплате?
-­ Предприятие с работниками заключает территориальные договоры, в которые каждый год вносятся изменения коэффициентов согласно перечню профессий, задействованных на городском коммунальном транспорте. Они колеблются в пределах 1,22-­1,27.
На повышение заработной платы город нам выделил 7,5 млн грн. И нам удалось поднять премирование до 20%.
После последнего повышения зарплаты ремонтники получают до 5 тыс. грн., водители троллейбуса ­ около 7 тыс. грн., кондукторы ­ 3,5­4 тыс. грн. На уровне минимальной остается зарплата у кладовщиков, подсобных рабочих, тем не менее, без внимания специалистов этой группы мы не оставляли, рассматривали вопрос о точечном повышении зарплаты.
-­ Почему же тогда люди увольняются?
-­ Думаю, что это беда не только нашего предприятия. Из­-за того, что многие уезжают работать за границу, только за последние три месяца наш штат уменьшился на 15%. Причем массово увольняются не только водители, но и электромонтеры, дежурный персонал. Иногда уходят целыми семьями. Вот недавний случай: муж ­ водитель, жена ­ кондуктор, просят, подпишите заявления без отработки, пришли документы и нам срочно надо уезжать в Польшу. Ну а что удивляться, недавно был в командировке, возвращался из Киева и по радио каждая вторая реклама ­ это работа за границей.
Получается ли сегодня, учитывая большое количество пассажиров­-льготников, троллейбусникам что-­то зарабатывать самим?
-­ Да, конечно. В первую очередь на текущие ремонты, хозяйственные нужды. Нам нужно содержать предприятие, состоящее из трех депо, свое электрохозяйство, где задействовано порядка 250 человек, электротехническую лабораторию, обес­печивающую ремонт, наладку кабельных и контактных сетей.
При этом не стоит забывать, что работать приходится при остром дефиците запасных частей. Проб­лема существует из­за их специ­фичности, в связи с чем далеко не всегда их можно быстро приобрести. Что касается приобретений ­ работаем строго по договорам с другими предприятиями через систему «ProZorro».
-­ В некоторых троллейбусах уже установлены терминалы для оплаты за проезд QR­кодами. Означает ли это, что система электронного билета вскоре заработает во всем коммунальном транспорте?
-­ В конце ноября посттерминалы с QR­кодом были установлены во всем подвижном составе электротранспорта. А с декаб­ря «ПриватБанк» совместно с «Mastercard» проводит акцию и возвращает деньги за вторую поездку, оплаченную за один день через QR­код, о чем пассажиру на телефон приходит SMS­сообщение. Такая оплата, когда не используется бумажный проездной документ, очень удобна. Прежде всего для тех пассажиров, у которых смартфон всегда под рукой. Нужно открыть в нем приложение, где указаны время, номер маршрута, стоимость оплаченной проездки, и предъявить кондуктору.
­- Александр Яковлевич, часто ли пассажиры говорят «спасибо» или все больше ругают троллейбусников?
­- Недовольные всегда найдутся, пусть даже будет все хорошо. Но вот один случай мне запомнился. Позвонил в приемную пассажир и говорит: «Можно я не буду представляться, но очень хочу поблагодарить кондуктора за внимание и вежливость!» При этом он ни фамилии кондуктора не запомнил, хотя сейчас в салонах все с беджами работают, ни номера троллейбуса. У него сохранился лишь купленный билет, который он и сбросил по электронной почте. Нам не составило труда отыскать эту смену и в день открытия троллейбусного движения премировать кондуктора за труд.
Ну а любителям пожурить хотел бы напомнить: прежде подумайте, так ли легка работа у троллейбусников, ведь им приходится очень рано вставать и первыми выходить на маршрут, в том числе, и в непогоду, и по праздникам. Бывает так, что в непогоду маршрутки не выходят на линию, а электротранспорт всегда первым придет на выручку.

Александр ШИДО