Фуршет

«Потерявшийся» трудовой стаж помогут найти в архиве

 5История криворожского архива начинается с 20­х годов прошлого столетия. Во время оккупации города немецко­фашистскими захватчиками архивные фонды были полностью уничтожены. Архив возобновил работу в феврале 1944 года, буквально через несколько дней после освобождения Кривого Рога.

O том, как работает учреждение сейчас, какие справки здесь можно получить, а какие ­ нет, сколько лет должны храниться документы и как пополняются фонды, в преддверии Дня работников архивных учреждений Украины читателям «Пульса» рассказывает Вита Гонтар (на фото), начальник архивного отдела исполкома Криворожского горсовета.
­- Вита Алексеевна, какие документы хранятся в архиве?
­- Мы проводим архивную работу по двум направлениям. Первое ­ работаем с Национальным архивным фондом. Это документы органов местного самоуправления, крупных предприятий города, например, ГОКов, строительных трестов, которые имеют историческую ценность для города и государства.
Второе ­ принимаем на хранение документы по личному составу ликвидированных предприятий любой формы собственности, которые действовали на территории Кривого Рога. Это приказы о приёме­увольнении, ведомости о начислении зарплаты, личные карточки уволенных и невостребованные личные документы (трудовые книжки, удостоверения). В настоящее время в архиве хранятся почти 68 тысяч документов 1809 ликвидированных предприятий.
Всего в фондах архива по состоянию на 1 января 2018 года хранится 132 548 дел, пополнение фондов идёт постоянно. Хочу подчеркнуть, что документы ликвидированных предприятий, которые действовали на территории Криворожского района, направляются в архив, который располагается в здании Криворожской райгосадминистрации по улице Кобылянского, 149а.
­- И сколько лет должны храниться документы?
­- По законодательству, документы ликвидированных предприятий по личному составу хранятся 75 лет после увольнения человека с работы, потом они должны списываться. Но пока в нашем архиве ни одно дело не списали.
Если предприятие не ликвидировано, документы такой же срок хранятся на самом предприятии.
Самые старые документы датируются 1944 годом. У нас можно найти документы и крупных предприятий, таких как трест «Криворожстрой», ОРСы и маленьких, например, «Городское контрольно­учётное бюро», выдававшее хлебные карточки населению.
-­ По каким вопросам обращаются в архив посетители?
­- По самым разным. На протяжении года к нам поступило 5818 заявлений и запросов. Мы выдали более пяти тысяч справок о размере зарплаты, о подтверждении факта работы, трудового стажа на льготных условиях или выслуги лет. Поток посетителей в разы вырос после изменений в пенсионном законодательстве. Сейчас в день к нам обращаются по 50-­60 человек. Люди собирают стаж буквально по крупицам. Вспоминают, что когда-­то где-­то работали, например, месяц или две недели и просят подтвердить этот стаж.
Для удобства обслуживания посетителей работает «Единое окно», где ежедневно ведут приём специалисты районных УТСЗН и пенсионных фондов, что очень удобно.
­- Эта услуга бесплатная? За получением такой справки нужно обращаться лично или можно прислать запрос почтой, по электронной почте?
­- Справки социально­-правового характера выдаём бесплатно. У кого есть возможность ­ приезжают в архив лично. У жителей других регионов Украины такой возможности нет, поэтому они по почте присылают заявления с копией трудовой книжки. Присылают запросы и по электронной почте. Ввиду того, что у нас нет электронной подписи, в экстренных случаях мы отправляем копии справок в электронном варианте, но вслед высылаем и оригиналы.
-­ И какой срок выполнения справки?
­- 30 календарных дней. Но если наплыв людей большой, а дело требует множества уточнений, то сроки незначительно могут затянуться. Например, к нам обращалась женщина с просьбой подтвердить трудовой стаж. Она пять раз выходила замуж и забыла свои бывшие фамилии. Еле нашли документы по имени и отчеству. Разумеется, для этого потребовалось больше времени.
-­ К нам в редакцию обратился читатель с жалобой, что при ликвидации частного предприятия его личное дело пропало. Это возможно?
­- Законодательством прописано, что при ликвидации предприятия любой формы собственности оно обязано передать документы на хранение в архив. К огромному сожалению, есть недобросовестные руководители, которые не передавали документы, только потому, что за хранение 75 лет одного дела нужно заплатить около 180 гривен.
­- И как подтвердить свой стаж, если документов нет?
-­ Этим вопросом занимаются пенсионные фонды. В архивное учреждение обращаются, если в трудовой книжке есть какие­либо неточности, помарки, исправления. Тогда поднимаются приказы о приёме на работу, личные карточки уволенного и на руки выдаётся копия документа или выдержка из него.
Мы работаем только с документами и не имеем права вносить какие-­либо правки. В справках пишем только то, что подтверждается документально. Недавно к нам обратилась женщина, которая, по её словам, потеряла трудовую книжку и просила подтвердить десять лет стажа. Когда подняли все документы, выяснилось, что работала она только два месяца, о чём и выдали соответствующую справку.
Каждую нашу справку специалисты пенсионных фондов проверяют и составляют акты. То, чего нет, написать невозможно, всё основывается чётко на документах. В 90­е годы, например, частные предприниматели делали записи в трудовой книжке, а приказов о приёме на работу не было, зарплату не начисляли, поэтому такой стаж и не подтверждается.
-­ Можно ли в архиве восстановить свидетельство о рождении, смерти, ордер на квартиру или приватизационные документы?
-­ Нет, это всё не имеет к нам отношения, хотя с этими вопросами обращаются часто. Свидетельства о рождении, смерти, браке хранятся 75 лет в отделах РАГСов, а затем передаются в областные архивы. Поэтому обращаться следует по месту регистрации в соответствующие учреждения.
В последнее время к нам обращаются с просьбой подтвердить национальность предков, особенно востребованы поляки и евреи. Эти данные можно взять в РАГСах по месту рождения. Если родственники родились до 1939 года, данные могут быть в областных архивах.
Мы можем помочь только в том случае, если родственник работал на ликвидированном предприятии и в деле сохранились его данные с указанием национальности. Причём, если человек уезжает на ПМЖ за границу, мы выдаём на руки оригинал, оставляя на хранение заверенную копию, законом это не запрещено.
Восстановить ордер вообще невозможно, он выписывается в одном экземпляре и копии быть не может. Мы можем только выдать копию решения исполкома о выделении жилья. Эта услуга платная и стоит 85 гривен.
-­ А какие ещё услуги для населения платные?
-­ На платной основе выдаём копии документов по документам Национального архивного фонда, например, копии решений исполкомов о выделении жилья, земельных участков, принятия в эксплуатацию домовладений. За год на платной основе выдано всего 117 справок.
-­ Какую роль играет справка о переименовании улиц? В каких случаях она требуется?
-­ Большую. Например, в документе на право собственности указан один адрес, потом улицу переименовали, а при получении наследства нужно подтвердить, что новый и старый адрес относятся к одному и тому же объекту.
- Это что, после массового переименования улиц у вас работы добавится?
- Думаю, не добавится, поскольку это было решение областной администрации.
­- В каких случаях можно воспользоваться услугами читального зала архива?
­- К нам обращаются студенты и преподаватели учебных заведений, если им необходимы документы из Национального архивного фонда, например, для написания различных работ. Кроме того, мы выдаём документы для работы, если посетитель не знает конкретных временных рамок. За этот год для ознакомления было выдано почти полторы тысячи документов из фондов архива.
-­ Вита Алексеевна, как думаете, электронный архив может заменить бумажные документы?
­- Это может быть удобнее и быстрее. Но стопроцентно я бы технике не доверяла. А если вирус или взлом базы данных? Надёжнее, чтобы это был документ, с которого можно снять бумажную копию.
Часто криворожане жалуются, что к нам невозможно дозвониться. Причина самая банальная ­ режут телефонные кабели. Надеюсь, нам удастся решить вопрос с мобильным телефоном, это было бы удобнее для всех.
Р.S. Архивный отдел размещается в здании бывшего детского садика по адресу: улица Содружества, 107а (за остановкой «Спасская» нужно спуститься вниз к речке).
Время приёма: понедельник, среда, четверг, пятница ­ с 8.30 до 12.30. Вторник ­ с 8.30 до 17.00. Тел.: 440­87­24, 440­87­34, 440­87­25.

Кристина МАРГИНА

'
    '