Фуршет

Имам мечети Мустафа Адамов: «Наша религия - это религия мира и добра»

 8Почему-­то в нашем обществе принято относиться с некой долей настороженности к людям другого вероисповедания. А если речь идёт о мусульманах, то эта настороженность имеет свойство удваиваться. И этому есть несколько причин. Хотя ответ кроется в одном ­ мы ничего не знаем об этих людях и их религии. А поэтому ­ боимся.

Повод встретиться с имамом мечети Мустафой Адамовым был замечательный. В Кривом Роге, оказывается, строится первая в нашем городе мечеть. Чем не реальная возможность поговорить и узнать больше об этих людях, их мыслях, жизни и перспективах?
-­ Уважаемый Мустафа, какими качествами должен обладать имам? И вообще, какое значение для религиозного деятеля имеет карьерный рост?
­- Имам ­ это исламский богослов, который руководит молитвой и досконально знает арабский язык. Он просто необходим для правильного чтения и толкования Корана. Человек моей должности еще должен быть хорошо осведомлен в вопросах исламской юриспруденции и других законах Шариата. А что касается карьерного роста, то для людей, посвятивших свою жизнь религии, это не имеет большого значения. И я ­ не исключение. Для меня важен духовный рост ради приближения к Богу и Его довольства.
-­ С чем чаще всего обращаются к Вам люди? Тяжело морально сопереживать им или решать их проблемы? Как долго потом восстанавливаетесь?
-­ Приходится сталкиваться с разными случаями. Начиная с вопросов об исламе и заканчивая разными бытовыми вопросами. Поэтому однозначно на этот воп­рос ответить сложно. Все зависит от того, с чем обратились, и могу ли я реально этому человеку помочь. Однако самое сложное на сегодняшний день ­ это донести людям истинный путь ислама. К моему большому сожалению, у многих сложилось неправильное понимание исламской религии.
-­ Когда ислам начал отсчёт в Вашей жизни, с чего всё начиналось?
­- Религию мне прививали с детства. Многое мне дали мои родители. Ну а более глубокие знания получил, уже обучаясь в Исламском университете, что в городе Махачкала. Это в Дагестане. Там мы изучали богословие, юриспруденцию, историю ислама, арабский язык и многие другие предметы, связанные с религией. В основном все свободное время проходило за чтением религиозной литературы. В остальное время занимался спортом. После окончания восьмилетней учебы в университете приступил к должности имама мечети.
­- Расскажите о строительстве мечети. Кто принимает в нем участие? Кто помогает? И кто финансирует строительство?
- ­Строительство мечети началось по воле Всевышнего еще в 2016 году. Это будет первая мечеть в нашем городе. Она находится в районе Песочной, по улице Салтыкова-­Щедрина, 67. На данном этапе на 80% возвели крышу. Двигаемся не спеша, так как основного спонсора у нас нет. Но помощь в строительстве оказывают все прихожане-­мусульмане не только Кривого Рога, а и других городов. В Днепре, например, уже есть две мечети. Чем мы хуже?
- Сколько человек объединяет ваша община? Есть ли среди них те, кто уже родился в Кривом Роге? Какие государства представляют члены общины?
-­ Хвала Создателю, наша община растет. На сегодняшний день в ней находится немало коренных украинцев. И, естественно, у нас есть мусульмане других национальностей. Это арабы, азербайджанцы, турки, узбеки, китайцы и много других.
­- Часто людей Вашего веро­исповедания связывают только с терроризмом, радикализмом и религиозным фанатизмом. У Вас есть возможность изменить мнение людей?
-­ Сразу скажу, что ислам не имеет ничего общего с терроризмом и насилием. Наша религия ­ это религия мира и добра. Она категорически запрещает убийство и притеснения людей, призывает к построению человеческих отношений на принципах взаимной любви и понимания, а также уважения религиозных чувств других людей. Само слово ислам означает ­ мир, покорность.
Единственная возможность изменить неправильное мнение людей об исламе ­ это показать им на примере собственной жизни, соблюдая предписания нашей религии, свое отношение к окружающим нас людям своими поступками.
Мы готовы мирно сосуществовать со всеми. Основа неправильного понимания многими людьми ислама ­ это информация, которую несут многие СМИ. Иногда по телевизору показывают людей, выкрикивающих слова исламского значения. При этом они убивают мусульман, среди которых женщины, старики и дети. Но они, я вас уверяю, ничего общего с нашей религией не имеют.
­- Произошла ли в вашей религии революция относительно прав женщин? Или они так же бесправны?
­- До ислама у многих народов женщины были крайне унижены и стеснены в своих правах. Было и такое, что, когда в семье рождалась девочка, то ее могли заживо похоронить, потому что она не считалась полноценным человеком. Но уже с приходом ислама женщина обрела права и защиту на основах законов Всевышнего.
Что касается женщины, то в основе ее создания Господь наделил ее мягкостью, огромной чувственностью, добротой, нежностью и другими прекрасными качествами, олицетворяющими любовь и тепло. И все это она должна дарить своему мужу, детям, родным и близким. Женщина создана такой в первую очередь для того, чтобы мужчина мог найти в ней успокоение. Что же из всего этого может дать женщина, которая целый день провела на работе и уставшая вернулась домой? О какой нежности, мягкости может идти речь? Кто же воспитывает детей, которые так нуждаются в ее внимании, любви, ласке? Отличительная черта мусульманок ­ это праведность и скромность.
Относительно запретов, то им запрещено все то, что может вызвать интерес у противоположного пола, кроме ее мужа.
­- Учат ли Ваши дети Коран, арабский язык и обычаи Вашего народа?
­- Указать ребенку истинный путь, дать ему хорошее воспитание ­ прямая обязанность родителей. Конечно же мы обучаем наших детей арабскому языку, чтению Корана и другим религиозным знаниям.
­- Сложно выучить арабский язык?
-­ Арабский язык ­ самый богатый в мире. Cказать, что выучить его легко, будет неправдой. Но и что это сделать невозможно, тоже неправда. В этом языке есть звуки, произношение которых совсем не похоже на произношение звуков не только в русском, а и в других языках. Также есть свои особенности и в изучении грамматики.
-­ Не испытываете ли Вы или члены Вашей общины неприязнь со стороны коренных украинцев? И вообще, как Вам живется в Украине?
-­ Хвала Господу миров и народов, до сегодняшнего дня от местных жителей в нашу сторону мы не слышали плохого слова. К нам относятся хорошо, и нам здесь живется комфортно. Поэтому стараемся ценить то, что мы имеем. Пророк с.а.в говорил, что, если у тебя есть возможность совершать молитву, есть ночлег и пропитание для тебя и твоей семьи на один день, то ты имеешь все блага этого мира.
­- Расскажите о семье, в которой Вы выросли. И о той, с которой Вы сейчас живете и строите планы на будущее? Как проводите свободное время?
-­ Родился я в Азербайджане, в селе Мазымчай. Это в Белоканском районе. Мои родители ­ простые и добрые люди, всегда соблюдавшие нашу религию. Поэтому с детства прививали нам ­ своим детям, законы Всевышнего, стараясь вырастить нас праведными и высоконравственными людьми. Отец был простым мастером. Сейчас его с нами нет, он умер в возрасте 63 лет. Мама, как и большинство наших женщин, всегда была хранительницей семейного очага. В нашей семье росло пятеро детей. Поэтому маме приходилось всю жизнь выполнять очень много домашней тяжелой работы, пока отец трудился, чтобы прокормить семью.
Сейчас я женат, имею двоих сыновей. Все члены моей семьи стараются жить, соблюдая законы Всевышнего. По примеру нашего Пророка с.а.в старший ребенок очень мягкий и послушный, мы и воспитываем его в этом же духе. С младшим сыном, ему пошел третий год, мы ведем себя строже. Потому что иногда складывается впечатление, что он тебя не слышит. А вообще, к каждому нужен индивидуальный подход.
Много времени провожу с семьей. Еще люблю посидеть с братьями, близкими по духу, за чашкой чая. Много читаю. Еще мне нравятся программы о животных и спорте. Бывает, что устраиваем с братьями соревнования по футболу.
­- Важным для каждого мусульманина является распространение религии ислам. Что делается в этом отношении в нашем городе, области?
-­ Строительство мечети для мусульман Кривого Рога ­ для нас первоочередная задача. А вообще, каждую пятницу читаем проповедь (наставления) и совершаем коллективную молитву. По субботам собираются братья и отдельно сестры с детьми для получения религиозных знаний и простого общения. С обязательным чаепитием. И, конечно, мы поддерживаем связь и обмениваемся опытом с другими общинами. Бывает, что совместно решаем возникшие вопросы.
-­ К какому течению ислама относится местная мусульманская ветвь? И нет ли среди своих братьев противоречий?
- ­Мы стараемся соблюдать религию такой, какой донес ее до нас Пророк Мухаммад с.а.в. Несмотря на то, что есть разные мнения в некоторых вопросах. Но основа ­ одна. Наша мечеть доступна для всех. Мы все мусульмане, а все мусульмане ­ братья. Поэтому мы должны быть всегда вместе и помогать друг другу во всем. Это не противоречит законам Творца.
-­ Вы приветствуете ранние браки среди людей Вашего вероисповедания?
­- В исламе человеку, достигшему полового созревания, позволено жениться. Однако все зависит от того, насколько человек готов к браку. Под этим стоит много различных аспектов, о которых необходимо знать. И иметь полное понимание в данном вопросе.
­- Как у вас проходят свадьбы? Остался ли традиционный калым за невесту?
­- После заключения никаха (брака) читаются дуа (мольбы). Потом гостей приглашают за праздничный стол. На нем полностью отсутствует алкоголь и запрещенная еда. Все поздравляют новобрачных, дарят подарки, читают нашиды, делают фото на память. Одним словом, можно все, что не противоречит шариату.
Так называемый калым в исламе означает свадебный подарок невесте женихом, являющийся обязательным действием при заключении никаха. Подарок может быть в виде денег, драгоценностей, вещей или чего­либо иного. Например, выучить суру из Корана, Хадж. Хочется также сказать, что Пророк с.а.в говорил, что самой благодатной является свадьба и подарок, в которой наименьше затрат, то есть без излишеств.
-­ Расскажите про свои самые яркие религиозные праздники. В чем отличительная особенность каждого?
-­ У мусульман есть два основных праздника. Это Ураза байрам (день разговения после месячного поста) и Курбан байрам (день жертвоприношения). И еще, как и у других религиозных конфессий, есть один священный день в неделю. У мусульман ­ это пятница. После восхода солнца собираемся в мечети для совершения праздничной молитвы, слушаем проповедь имама, после все поздравляем друг друга, собираемся за праздничными столами, дарим подарки. Повсюду царит праздничная атмосфера. Устраиваем развлечения для детей и взрослых с разными конкурсами и призами, раздаем саадаку (милостыню) бедным и нуждающимся, также в этот день навещаем родных и близких.

Игорь КОНОНЕНКО

'
    '