Фуршет

Вадим Прокопенко: «Великое счастье - заниматься любимым делом»

 10Вот уже четверть столетия предпринимательская деятельность Вадима Прокопенко связана с распространением печатной продукции в рамках киосковой сети «Друкъ». У одного из старейших предпринимателей нашего города «Пульс» поинтересовался, не угасает ли сегодня интерес к газетам и журналам, правда ли, что будущее теперь за интернет­изданиями и о некоторых других читательских аспектах.

-­ Вадим Петрович, у Вас в этом году юбилей, а круглые даты обязывают подводить некоторые итоги, поделитесь своими?
-­ Этот год вообще для меня особенный. И не только потому, что мне уже 50. Старший сын в 2018-­м заканчивает Киевский национальный университет имени Т. Г. Шевченко ­ он будущий украинский филолог, а младший ­ лицеист выпускного класса. Так что праздник у меня получается тройной.
- Если окунуться в атмосферу 90­х, почему выбрали такое направление в бизнесе?
­- В общем-­то произошло все, можно сказать, случайно. Тогда я и не думал ни о какой предпринимательской деятельности. Те годы хоть и были непростыми, но открывали равные перспективы для всех. Я же всегда любил читать, кстати, дома у меня очень большая библиотека. Из киосков без стопки любимых газет не возвращался. Но когда оборвались прежние связи, их прилавки мигом опустели.
Движимый желанием продолжать читать газеты я остался в некоем вакууме. Тогда и подумал, что таких как я ­ много. Стал звонить в редакции, и мне удалось наладить первые каналы поставок прессы в Кривой Рог.
Тогда, наверное, и решил посвятить себя этому виду деятельности. Стал интересоваться и местными изданиями, которые на рынке тоже могли бы пользоваться популярностью. На тот момент это были коммерческая газета «Звезда-­4» и коммунальная «Червоний гірник». Позже оживился и украинский рынок, стала появляться конкурентная газетная продукция. Так постепенно расширился ассортимент и все сразу закрутилось.
-­ Наверное, в 90­-е выходило рекордное количество местных изданий?
­- Да, тогда это был газетный бум в Кривом Роге. Но с появлением более качественного продукта многие дайджесты тогда быстро прекратили свое существование, постепенно возрастали и требования читательской аудитории. Кроме кроссвордов, телепрограммы криворожане интересовались городскими событиями. Поэтому появление, к примеру, такой газеты, как «Пульс», многих обрадовало высоким качеством предоставленной информации. И это стало крахом для той части прессы, которая уступала подобным изданиям профессионально.
­- Если проанализировать ситуацию на рынке, мы приближаемся к тому, что спрос на газеты и журналы падает и будущее за интернет-­изданиями?
­- Это в корне неверно. Во-­первых, качественный газетный продукт сформировал вокруг себя свою аудиторию. Это касается и вашей газеты. Люди привязаны к любимому изданию и это больше, чем просто дань привычке. «Пульс» ­ одна из тех газет, которая за эти годы для многих стала семейной. Не буду лукавить, сейчас наблюдается тенденция к снижению газетной аудитории, а это, как правило, криворожане в возрасте 40-­60 лет. Тем не менее, интерес есть. Кого-­то интересует спорт, кого­-то ­ культура, другие предпочитают специализированные газеты или журналы.
Я смотрю оптимистично на развитие газетного рынка. Хоть не так активно как раньше, но люди прессу покупают. Считаю, что снижение спроса на покупку периодических изданий связано с изменением в экономической ситуации.
И это неправда, что молодежь читает только интернет­-сайты. Мои сыновья, например, считают, что хоть там много можно найти и почерпнуть, но газета и книга, которые держишь в руках, вызывают совсем другие чувства. Так что Интернет газетам отнюдь не конкурент. Ведь в крупных европейских странах печатная продукция существует и пользуется спросом, несмотря на существование самых передовых интернет­-ресурсов.
-­ Сейчас стало модной тенденцией рассуждать, что где­-то лучше, чем у нас. Сами не думали куда­-то уехать и заняться чем-­то другим?
-­ Нет, я в этом плане патриот. Люблю свой город и горжусь, что я криворожанин. Пусть это у кого-­то и вызывает улыбку. Мои детство и юность связаны с Центрально-­Городским районом. Здесь я окончил среднюю школу №25. Теперь это лицей и в нем учились мои сыновья. Кстати, старший закончил его с золотой медалью. У меня много друзей. И для меня это главные ценности. На самом деле, это великое счастье ­ в своей стране заниматься любимым делом.
­- Как в бизнесе относитесь к конкуренции?
­- В нашем направлении всегда существовало некое братство газетчиков. Я с уважением отношусь к своим коллегам и большая им благодарность за то, что вместе нам удается сохранить в городе свою читательскую аудиторию.
-­ Если эти 25 лет, что занимаетесь бизнесом, разложить на этапы, какой в нем самый сложный и какой удачный?
-­ Тяжело было в самом начале, когда еще не был сформирован рынок, некоторые газеты не выходили, зарплату задерживали, предприятия закрывались. А вот в 2000-­2005 гг. начался расцвет, пожалуй, это самый лучший период развития украинской прессы.
-­ А сейчас?
-­ Безусловно, работать легче, это далеко не 90-­е. Правда, как я уже говорил, наблюдается определенная динамика спада. Но я оптимист, и надеюсь, что это временное явление и интерес ко многим изданиям возобновится. И газеты вновь поднимут тираж.
­- Не жалеете, что сыновья не выбрали предпринимательство, а нашли себя в другом?
­- Нет, это их право выбора. Желать свою судьбу детям, наверное, не совсем справедливо. Это все равно, что спортсмену требовать от них таких же результатов или достижений. Другое дело, если они сами захотят, тут уж помочь ­ мой долг.
­- Учитывая, что 2018­-й только начался, что бы Вы пожелали всем криворожским читателям в новом году?
­- Верьте только в лучшее. Украинцы многое прошли в своей жизни, благодаря природному оптимизму, мы преодолеем те трудности, которые есть у нас сейчас, и станем читать еще больше.

Александр ШИДО

'
    '