Фуршет

ТЕПЛОСЧЁТЧИКИ помогают экономить

 4В условиях тотального роста тарифов граждане Украины всё чаще ищут способы сэкономить на оплате коммуналки. Поскольку оплата услуги теплоснабжения в отопительный период является самой затратной для семейных бюджетов, то на первый план выступает экономия тепла. Как утверждают специалисты, счётчики, комплексное утеп­ление домов и приведение в порядок отопительной системы позволяют реально сэкономить до 50% .

На что следует обратить внимание жильцам при заключении договоров на обслуживание приборов учёта тепла, что входит в стоимость услуги, кто несёт ответственность за сохранность счётчиков, читателям «Пульса» рассказал предприниматель Юрий Сытник, оказывающий услуги по обслуживанию теплосчетчиков.
­- Юрий Викторович, сейчас в городе услуги по обслуживанию и монтажу теплосчётчиков оказывают порядка 20 предпринимателей, Вы были в числе первых, обслуживаете 250 домов. Изменилось ли отношение жителей к приборам учёта тепла?
-­ Изменилось. Массово криворожане стали устанавливать счётчики с 2008 года, жильцы домов покупали их за свой счёт. Было много сомнений, споров, многие не понимали, зачем это нужно делать, потому что не видели выгоды для себя. Но, как показало время, платить по факту за использованное тепло значительно выгоднее, чем за квадратные метры по норме. В настоящее время уже порядка 60% домов имеют приборы учёта тепла. Несмотря на то, что покупка и установка счётчика обходится в среднем 40­-45 тысяч гривен, затраты уже окупились. Срок службы счётчика 10­-12 лет, но во многих домах их начали менять на более современные.
В этом отопительном периоде с учётом аномально тёплой зимы, экономия по оплате тепла составит в среднем 5­10 тысяч гривен, в зависимости от площади квартиры. Так что выгода явная.
­- Что включает в себя услуга по обслуживанию теплосчётчика?
­- Снятие, архивирование и передача показаний, составление отчёта, техническое обслуживание, ремонт, наладка, поверка. По каждому измерительному прибору есть регламентируемый заводом­-изготовителем перечень работ по техническому обслуживанию, который необходимо выполнять, чтобы не было искажений в показаниях. От того, насколько точными будут показания прибора, в конечном итоге зависит размер оплаты за тепло. Кроме того, любое нарушение, выявленное контролёром теп­лоснабжающего предприятия, влечёт за собой штрафы и перерасчёты, оплачивать которые приходится жильцам дома за свой счёт. Так что относиться к этому нужно очень внимательно, со всей серьезностью.
Дело в том, что счётчики стоят в подвальных помещениях, из-­за сырости может быть окисление контактов, из­-за скачков напряжения перегорают провода, их может залить водой или канализационными стоками и др. Поэтому, если только раз в месяц обращать на них внимание, снимая показания, то говорить об оперативном устранении неисправности не приходится. А это, как я уже говорил, оборачивается лишними затратами для жильцов.
-­ Кто несёт ответственность за счётчики?
-­ Жильцы многоквартирных домов разумеется, это же их собственность. Они обязаны контролировать, как снимаются и передаются показания, в каком состоянии находится прибор учёта, добросовестность и своевременность выполнения работ. Жильцы на общем собрании сами выбирают обслуживающую организацию и ответственное лицо, которому доверяют заключать договор по обслуживанию счётчика. Следовательно, жильцы несут коллективную ответственность.
Беда в том, что люди у нас доверчивые, до сих пор полагаются на честное слово, дают повод себя обманывать. Поэтому могут возникать конфликтные ситуации, когда из­за недобросовестного оказания услуги материально страдают все проживающие в доме.
­- Чаще всего решающим фактором выбора является стоимость услуги, люди пытаются экономить и заключают договоры с теми, чьи услуги обойдутся дешевле...
- ­Это неправильный подход к важному вопросу, ведь известно, что скупой платит дважды. Нужно разобраться, какой именно перечень услуг в договоре предлагается. Если только снятие показаний и составление отчётов, то, разумеется, это будет стоить дешевле, чем ещё и техническое обслуживание, поверка. Нужно очень ответственно подходить к этому вопросу. Желательно, чтобы у предпринимателя был стационарный офис, телефон, по которому можно было бы обратиться в экстренных случаях или получить консультацию.
-­ Счётчики воруют?
­- Да, это случается. В начале этого отопительного сезона в Саксаганском районе из подвалов домов сняли сразу пять приборов. Затраты на их установку исчисляются в десятках тысяч гривен, а воры их за копейки сдают на металл. А ведь там же меди ­ минимум.
В последнее время вообще участились кражи из подвалов, тянут всё подряд. В одном из домов осенью в подвале вырезали 18 стояков вместе с кранами, а восстанавливали систему опять же за счёт жильцов.
Сейчас практически все подвалы закрыты, люди устанавливают дополнительные решётки и замки на двери, на счётчики, помещают их в ящики или даже отдельные комнаты. Ключи, как правило, хранятся у доверенных лиц, поэтому все работы в подвале согласовываются.
­- С какими проблемами в работе приходится сталкиваться?
­- В связи с нехваткой средств во многих домах не налажены отопительные системы. Убирают, например, элеватор, из­за чего растёт потребление тепла и люди платят дороже.
В прошлые годы, когда отмечались резкие перепады температуры воздуха, а котельные по техническим причинам не могут быстро менять режим подачи тепла, жильцы подкручивали приборы. Это делать запрещено, потому что идёт разбалансировка системы отопления. Получается, что в одних квартирах жарко, в других холодно, а платят все одинаково. Кроме того, вмешательство в работу прибора учёта сказывается негативно.
Есть подвалы, в которых часто рвут трубы. В таких случаях поднимаем счётчики максимально вверх, чтобы при очередном порыве прибор не пострадал.
­- Благодаря счётчикам жильцы и порядки в подвалах навели?
- Это всего касается. Люди начинают понимать, что никто за них проблемы не решит. Есть очень дружные дома, в которых жильцы активно занимаются и утеплением домов и благоустройством территории.
­- В принципе, сам по себе счётчик учета тепловой энергии ничего не экономит?
- ­Разумеется. Многие думают, что поставили счётчик ­ и уже началась экономия. Я объясняю, что это только первый шаг на пути экономии. Основное назначение прибора ­ определить количество подаваемого в дом тепла. А цифра эта может быть как меньше установленной нормы, так и больше. Анализируя потребление, можно сокращать потери, например, утепляя дом. Есть квартиры, в которых жильцы годами мёрзнут и не могут добиться, кто в этом виноват. По показаниям счётчика можно выяснить, как подаётся тепло на дом, и в случае, если нормы соблюдены, требовать с управляющей компании, чтобы она привела в порядок отопительную систему. Высокие тарифы заставляют людей экономить. Уже не отапливаются подъезды, лампочки накаливания меняются на «экономки», устанавливаются металлические двери и плас­тиковые окна в подъездах. Хочу отметить, что существуют энергосберегающие программы и город помогает в их реализации. Общий счетчик «обязывает» участвовать в судьбе дома всех его жильцов. Ведь если один из них допускает потери тепла, то они ложатся на всех.
­- Можно ли ставить счётчики в отдельно взятой квартире?
-­ Теоретически возможно, но очень невыгодно. Это удобно в новостройках, в которых предусмотрена горизонтальная разводка труб и один ввод в квартиру. В наших квартирах нужно ставить по счётчику на каждую батарею, соответственно, делать проект на каждый из них, сдавать показания и каждые четыре года делать поверку. Поэтому приборы учёта, как правило, ставят в офисах, магазинах, а не в квартирах.

Кристина МАРГИНА