Фуршет

Как покупателю ЗАЩИТИТЬ СВОИ ПРАВА

10-1В украинском законодательстве, которое касается защиты прав потребителей, появились нововведения. Какие именно ­ мы попросили рассказать начальника отдела по вопросам защиты прав потребителей Криворожского горсовета и исполкома Нину Савенко.

Нина Валерьевна, какие последние изменения были внесены в Закон Украины «О защите прав потребителей», ведь далеко не все криворожане о них знают?
­- Действительно, не только сами потребители, но порой и многие субъекты 10хозяйствования о них не знают. Со своей стороны все нововведения мы стараемся доносить до сведения на специальных встречах, которые проводятся согласно календарному плану работы горисполкома. Кроме того, все изменения законодательных норм освещаются на сайте горсовета, где размещена вся актуальная информация по вопросам защиты прав потребителей как для самих криворожан, так и предпринимателей.
Что же касается последних нововведений, то они касаются норм законодательства о пищевых продуктах, государственного контроля за соблюдением законодательства в сфере безопасности и отдельных показателей качества пищевых продуктов.
В частности, в ст.5 Закона Украины «О защите прав потребителей» внесено дополнение. Теперь защиту прав потребителей в сфере безопасности и качества пищевых продуктов, информирование об их свойствах, в том числе и маркировку, осуществляет Госпродпотребслужба Украи­ны и ее территориальные органы, которые наделены полномочиями не только осуществлять плановые и внеплановые проверки во многих сферах, но и накладывать штрафные санкции.
В Кривом Роге государственный надзор в сферах безопасности пищевых продуктов и ветеринарной медицины, соблюдения санитарного законодательства осуществляет Криворожское городское управление Главного управления Гос­продпотребслужбы в Днепропетровской области, которое размещается по улице Ю. Каминского, 3, по вопросам защиты потребителей ­ специалисты Главного управления Госпродпотребслужбы в Днепропетровской области, которое находится в Днепре по улице Философской, 39а.
Однако личный прием граждан по вопросам защиты потребителей там не ведется. Консультацию по вопросам безопасности пищевых продуктов и ветеринарной медицины, норм санитарного законодательства можно получить в Криворожском городском управлении Главного управления Госпродпотребслужбы в Днепропетровской области.
­- Получается, если меня обманули при покупке продуктов, мне теперь нужно идти жаловаться не в горисполком, в отдел по вопросам защиты прав потребителей, а ехать в Днепр?
­- В Днепр ехать не нужно. По вопросам качества продуктов питания, соблюдения правил торговли и услуг в Госпродпот­ребслужбу можно обратиться письменно (01001, г. Киев, улица Б. Гринченко, 1 или 49006, г. Днепр, улица Философская, 39а).
­- Наши читатели просят вас пояснить, какие появились новые изменения при продаже­-покупке бытовой техники?
-­ В п. 11 ст. 8 Закона Украины «О защите прав потребителей» внесены дополнения. В частности, требования потребителя относительно технически сложных бытовых товаров рассматриваются после предъявления им чека, что предусмотрено Законом Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг», а также технического паспорта либо другого документа, который его заменяет, с отметкой о дате продажи. Новыми требованиями предусматривается, что при продаже бытовой техники продавец обязан выдать потребителю фискальный (кассовый) чек, удостоверяющий факт покупки, с отметкой о дате продажи.
Перечень групп технически сложных бытовых товаров, подлежащих гарантийному ремонту (обслуживанию) или гарантийной замене, определен постановлением Кабмина Украины. В него входят: бытовая техника, вязальные и электрические швейные машины, строительные приборы, часы всех видов, музыкальные инструменты и некоторые другие товары. К тому же вся техника должна сопровождаться эксплуатационными документами на украинском языке. Без этого реализация товаров, на которые установлены гарантийные сроки, запрещена.
Кроме того, в случае, когда товар требует проведения работ по вводу в эксплуатацию, субъект хозяйствования обязан предоставить потребителю соответствующую информацию или обеспечить выполнение таких работ.
­- Чек при покупке должны выдать в обязательном порядке или же по требованию покупателя?
-­ В соответствии с Законом Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» потребителю должны в обязательном порядке выдать расчетный документ установленной формы на полную сумму проведенной операции. Кроме этого, требование относительно обязательной выдачи расчетного документа предусмотрено ст. 8 и ст. 10 Закона Украины «О защите прав потребителей».
В то же время в Законе Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» говорится, что субъект хозяйствования товаров (услуг) по требованию покупателя обязан предоставить чек, накладную или другой письменный документ, удостоверяющий передачу права собственности на них от продавца к покупателю.
-­ Давайте вернемся к продуктам питания. Вернуть товар в магазин и получить обратно деньги можно только в том случае, если он просрочен?
­- Законом Украины «О защите прав потребителей» предусмотрено, что при покупке непригодного пищевого продукта продавец обязан его заменить на пригодный к употреблению или возвратить потребителю потраченные деньги. В этих случаях я бы рекомендовала покупателям постараться ситуацию разрешить оперативно с администратором магазина, оставить запись в Книге жалоб и предложений. Там, кстати, есть графа о принятых мерах, которая не всегда заполняется руководством торгового объекта, что уже является нарушением. Но сложность бывает в том, что некоторые продукты могут испортиться по дороге домой или из­-за несоблюдения температурных режимов. Поэтому не всегда удается обосновать претензию.
Обращаю внимание ­ продукты питания не подлежат обмену по принципу «качественный на качественный». Это также касается парфюмерии, предметов сангигиены, лекарственных препаратов, тканей, стройматериалов на метраж, полиграфии, ювелирных и некоторых других видов продукции.
­- Наша читательница Зоя Черненок пожаловалась в «Пульс», что плохо видит, поэтому купила в аптеке лекарство с похожим названием, а не то, что ей нужно, но провизор не захотела его обменять...
-­ Лекарственные препараты и изделия медицинского назначения возврату не подлежат. Это предусмотрено положениями Кабмина и Минздрава Украины.
При этом не учитывается тот факт, что товар не использовался и сохранена его упаковка.
- Сейчас стало модно покупать товары в интернет-­магазинах. Дайте совет нашим читателям, как не попасться на удочку мошенников?
-­ Прежде всего нужно руководствоваться определенными правилами. Перед заключением договора купли-­продажи товара нужно внимательно с ним ознакомиться, изучить информацию не только о продукции, условиях оплаты и доставки, но и о субъекте хозяйствования. А при получении товара ­ проверить всю сопроводительную документацию своей покупки: наличие инструкции по эксплуатации, гарантийные обязательства, адреса сервисных центров и т.д., нужно также проверить исправность товара и осмотреть его внешний товарный вид. Лучше всего расчет производить после доставки товара. Требуйте выдать расчетные документы, в том числе электронный документ, подтверждающий факт приобретения продукции. В нем указываются наименование предприятия, его адрес и дата продажи товара.
-­ Еще одна наша читательница возмущалась, что ей отказали в обмене смесителя, который ей не подошел, сославшись на вскрытую упаковку. Прав ли был продавец?
­- В соответствии с законодательством, покупатель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный у продавца, если товар не удовлетворил его по форме, габаритам, фасону, цвету, размеру или по каким­то причинам не может его использовать по назначению. Но сделать это можно только в течение 14 дней, не считая дня покупки, если продавцом не установлен более длительный срок.
При этом обмен товара надлежащего качества производится, если он не использовался и сохранен его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, ярлыки, а также расчетный документ, выданный покупателю вместе с проданным товаром.
­- А если был выявлен брак в товаре в течение гарантийного срока, имеет ли право потребитель на возврат денег?
­- В этом случае покупатель имеет право требовать пропорционального уменьшения цены или безвозмездного устранения недостатков товара в разумные сроки. Если же в период гарантии по вине производителя вскрылись существенные недостатки или оказалось, что вы вообще приобрели фальсификат, покупатель по своему усмотрению может требовать от продавца или производителя расторжения договора и возврата денежной суммы, либо замены товара на равноценный или аналогичный.

Александр ШИДО

ГРАФИК приёма граждан по вопросам защиты прав потребителей

КРИВОРОЖСКИЙ ГОРИСПОЛКОМ
(ул. Молодежная, 1):
•начальник отдела: понедельник (каб. 114) -­ с 10.00 до 12.30 и с 13.00 до 17.00;
•специалисты: понедельник, четверг (каб. 115) с 9.00 до 12.00 и с 13.00 до 17.00.
ТЕРНОВСКОЙ РАЙИСПОЛКОМ
(ул. Короленко, 1):
•понедельник­-четверг -­ с 10.00 до 17.00.
ПОКРОВСКИЙ РАЙИСПОЛКОМ
(ул. Шурупова, 2):
•понедельник -­ с 10.00 до 17.00, четверг -­ с 9.00 до 12.30.
САКСАГАНСКИЙ РАЙИСПОЛКОМ
(ул. В. Великого, 32):
•понедельник -­ с 8.30 до 17.00, четверг -­ с 8.30 до 12.30.
ДОЛГИНЦЕВСКИЙ РАЙИСПОЛКОМ
(ул. Днепровское шоссе, 11)
•понедельник-­четверг -­ с 10.00 до 17.00.
МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ РАЙИСПОЛКОМ
(пр. Мира, 42):
•понедельник-­четверг -­ с 10.00 до 16.00.
ЦЕНТРАЛЬНО­ГОРОДСКОЙ РАЙИСПОЛКОМ
(ул. Свято-­Николаевская, 21):
•понедельник­четверг ­ с 8.30 до 17.00.
ИНГУЛЕЦКИЙ РАЙИСПОЛКОМ
(пл. Горняцкой славы, 1):
•понедель-ник­четверг ­- с 9.00 до 17.00.