Фуршет

Одна автолестница - на три района

04-117 сентября свой профессиональный праздник отметили украинские спасатели ­ скромные герои гражданской безопасности. Дата приурочена к празднованию православной иконы Божией Матери, именуемой «Неопалимая Купина», которая считается покровительницей пожарных и спасателей, а также защитницей всех попавших в беду.

О трудовых буднях спасателей, о том, какие задачи им приходится решать, в каких условиях работать, читателям «Пульса» рассказал начальник 12-­й Государственной пожарной спасательной части 3­го ГПСО, майор службы гражданской защиты Виктор Шипош.
04- ­ Виктор Пет­рович, для службы «101» нет ни выходных, ни праздничных дней. Много ли сейчас желающих работать в таком напряжённом режиме?
­- Служба работает в круглосуточном режиме, спасатели части обслуживают не только Покровский, но и частично Терновский и Криворожский районы. После того как повысили зарплату, к нам стали чаще обращаться по вопросу трудоустройства. Согласно штатному расписанию в части 62 человека, ранее было более семидесяти. На данный момент штат практически укомплектован, но «текучка» довольно высокая. Одни увольняются, потому что их привлекает возможность более высокого заработка в европейских странах, другие ­ потому что не выдерживают психологическую и физическую нагрузки. Специфика работы в том, что работать спасателем только за зарплату невозможно, нужно любить свою профессию.
-­ Если не секрет, какая средняя зарплата рядового спасателя? И сохранились ли льготы?
-­ Сейчас зарплата порядка семи тысяч гривен. Разумеется, плюсом идёт доплата за выслугу лет, звание. Отпуск у спасателей 30-­45 дней. Ранее были льготы на оплату жилищно­-коммунальных услуг, сейчас они приостановлены. Надеемся, временно. Законы меняются часто и, к сожалению, пока не в лучшую сторону. Сейчас, например, для выхода на пенсию спасателю нужно 25 лет выслуги, раньше достаточно было 20 лет.
­- А как обстоят дела с материальным обеспечением части? Финансирование осуществляется из областного или из государственного бюджета?
­- Финансирование идёт из государственного бюджета и по сравнению с предыдущими годами несколько улучшилось. Но ещё есть масса вопросов, требующих решения. В нашем автопарке восемь автомобилей, все уже довольно старые и нуждаются в постоянном ремонте. В начале этого года впервые за десять лет наконец-­то получили новый автомобиль «МАЗ». В прошлом году нам были выделены новые дыхательные аппараты импортного производства для защиты органов дыхания при работе спасателей в опасной среде. У нас на три района одна автолестница, по которой можно подняться не выше девятого этажа, а ведь в городе есть и более высокие здания. Хотелось бы, чтобы наши спасатели были обес­печены всем необходимым, ведь выполняя первоочередную задачу по спасению людей, они рискуют собственным здоровьем, а подчас и жизнью.
­- Звонки от горожан поступают круглосуточно?
­- Разумеется. Сейчас система такая, что караулы выезжают только по звонку оперативно­-координационного центра «101», поскольку все звонки поступают на единый пульт.
- ­ Нормативы прибытия караула на место происшествия есть?
- ­ По нормативу радиус действия одной части равняется трём километрам. Но в Кривом Роге, учитывая протяжённость города, это не работает, поскольку в одном районе должно быть как минимум три пожарные спасательные части. Поэтому работаем в тесном взаимодействии с другими частями, кроме того, нам по мере возможности помогают пожарные части крупных предприятий, таких как КЖРК, ЦГОК и других.
­- Почему у людей складывается впечатление, что машины приезжают на пожар пустые?
­- Ёмкость стандартного автомобиля вмещает до 2,8 тонны воды, «МАЗ» ­ 4 тонны. Напор воды такой, что этого запаса хватает минут на пять работы, поэтому в случае необходимости приходится заправляться из ближайших гид­рантов или открытых водоёмов.
-­ Достаточно ли гидрантов? И кто должен содержать их в рабочем состоянии?
­- В Покровском районе всего около 350 гидрантов, работающих из них ­ больше половины. Не задумываясь о последствиях, часто из строя их выводят сами жители. В прошлом году КП «Кривбассводоканал», который отвечает за содержание гидрантов, наконец­-то обратил внимание на их состояние. Часть старых гидрантов уже заменили новыми, работа в этом направлении продолжается.
- Обеспечен ли доступ к домам пожарным машинам?
­- Это большая проблема. Мешают припаркованные где попало автомобили жильцов, самовольные застройки, гаражи, подвалы. Часто жильцы домов, особенно ОСМД, сознательно перегораживают заезд автомобилей во дворы. Разумеется, доступ к домам должен быть свободным, ведь в случае возникновения чрезвычайной ситуации счёт идёт на секунды, а время уходит на преодоление вот таких искусственно созданных преград.
-­ И как можно с этим бороться?
-­ В настоящее время инспекторы могут осуществлять контроль пожарной безопасности только на больших предприятиях. Что касается малых предприятий, ОСМД, дачных кооперативов, частных лиц ­ права инспекторов ограничены. Беседы и письма носят только рекомендательный характер.
-­ Сколько в сутки приходится выезжать караулу на вызовы?
­- По-­разному. Во многом зависит от времени года. Этим летом, например, пока не начались дожди, ежедневно принимали массу вызовов, связанных с пожарами. Хотелось бы, чтобы люди были адекватнее и при виде горящей травы в чистом поле или у дорог, где нет ни деревьев, ни каких­либо строений, не звонили в Службу спасения. Получается, что тратим время и горючее, чтобы затушить пять квадратных метров травы, а в это время действительно может произойти пожар в жилом секторе. Чаще всего возгорание подобного рода происходит из­за халатности: бросил горящий окурок на обочину дороги ­ трава и загорелась.
-­ Часто бывают ложные вызовы?
­- К сожалению, очень часто, порядка 50%. Наши граждане заметят дымящийся окурок в урне, пыль из ремонтирующейся квартиры, пар из подвала, бездомного под теплотрассой, кота на дереве ­ и звонят! Очень часто принимаем вызовы из-­за забытых на плите сковородок, чайников, кастрюль. Было, что из окна маршрутки заметили человека на крыше многоэтажки и тут же сообщили, что кто-­то намерен совершить суицид. Выезжаем, а это рабочие крышу ремонтируют. Парадокс в том, что когда действительно нужно, никто и не звонит.
С одной стороны, бдительность ­ это хорошо. С другой ­ лучше бы чуть больше сознательности. Прежде чем звонить, разберитесь хоть немного, что происходит. Часто граждане даже не пытаются сами что-­то предпринимать и выступают в роли зрителей. Приезжаем ­ стоит толпа зевак, и все советуют, как тушить, на телефоны снимают. Были факты, когда подростки для того, чтобы снять видео, специально поджигали камыш на водоёмах.
-­ Наказание за ложные вызовы предусмотрено?
-­ Дознавательной функции у спасателей нет, проводить расследование ­ это работа полиции, которой мы и передаём данные по фактам.
­- А котов и собак всё­-таки спасаете?
-­ В СМИ идёт широкая реклама по спасению котов, собак, которая, честно говоря, работает не в нашу пользу. Мы в первую очередь спасаем людей и задействовать ресурсы для спасения животных не всегда оправдано, что вызывает нарекания граждан. Автолестница, например, не пре­дусмотрена, чтобы использовать её для лазания по деревьям. Поэтому подвергать риску здоровье спасателей, чтобы снять с дерева кота, нецелесообразно, тем более, что ни один кот на дереве ещё не умер. Но ситуации бывают разные, так что приходится и животных спасать.
-­ В последнее время часто граждане сообщают о найденных подозрительных предметах?
­- Часто. По каждому случаю выезжаем, ведь неизвестно, что там может быть. Находили взрывоопасные предметы. На месте стараемся определить, несёт ли угрозу найденный предмет окружающим. Если да ­ вызываем сапёров. Поэтому, если при проведении земляных работ или просто на улице, остановке заметили подозрительные предметы ­ сообщите об этом по телефону «101».
­- Имеете право проникать в квартиру, например, при пожаре, если дверь закрыта и хозяина нет дома?
-­ Имеем, потому что неизвестно, в чём причина задымления. Может быть, хозяин находится в бессознательном состоянии? Поэтому спасатели должны зайти в помещение и определить степень опасности. Проникаем через окна, взламываем двери ­ всё зависит от обстоятельств.
-­ Часто пожары происходят по вине жильцов? И благодарят ли вас за работу спасённые?
­- В 70% случаев причина пожара ­ курение в постели, преимущественно в нетрезвом состоянии. Нередко происходит загорание и по причине халатности.
Люди благодарят, это всегда приятно. Но бывает и так, что спасаем человека на пожаре, а он высказывает нарекания, что имущество пропало. Часто возмущаются соседи в многоквартирных домах, что при тушении пожара водой заливаем и другие квартиры.
-­ Хотелось бы завершить беседу на позитивной ноте. Какими качествами должен обладать спасатель?
-­ Наши спасатели ­ специалис­ты широкого профиля, каждый из них может потерпевшего и из огня вынести, и оказать помощь тонущему. У нас есть люди, которые работают самоотверженно, честно, с полной самоотдачей. Спасателями могут быть люди с хорошей физической подготовкой, психологически устойчивые, способные в критических ситуациях мгновенно принимать правильные решения. И, конечно, уметь ладить с коллективом: если плохо чувствуешь себя среди коллег ­ в огонь и воду лезть нельзя.

Кристина МАРГИНА