Фуршет

О буднях криворожской подземки


9 В декабре исполнится 32 года с того времени, как в Кривом Роге появился новый вид общественного транспорта ­ скоростной трамвай.
 

26 декабря 1986 года в городе была введена в эксплуатацию его первая очередь. С тех пор этот вид транспорта у криворожан не менее популярен, чем городской троллейбус. Сейчас на нашем скоростном действуют четыре маршрута: «Кольцевая» ­ «Площадь Труда», «Кольцевая» ­ «Заречная», «Заречная» ­ «Кольцо НКГОК», «Заречная» ­ «ЮГОК». Протяженность трамвайных линий ­ около 28 км, из которых 6,8 км проходят под землей.

 УДОБНО И БЫСТРО
 Если уж вернуться к истокам, изначально планировалось, что в перспективе скоростные линии соединят северную часть города с южной. Для промышленного Кривбасса протяженностью более 120 км на этот вид транспорта возлагались большие надежды. Ведь в 80-­е годы прошлого столетия проблемы, связанные с транспортными перевозками, стояли очень остро.
  Однако за годы независимости многое изменилось, планам по продлению маршрута в северную часть города сбыться было не суждено и инициативу перехватили маршрутки. Но как бы там ни было, а свои преимущества у скоростного трамвая есть и сегодня.
Во-­первых, этот вид транспорта остается одним из самых доступных из­-за льготного проезда. Поэтому им охотно пользуются наши пенсионеры. А для студентов здесь действует 50%-­ная скидка. Да и стоимость проезда ­ 2,50 грн. за одну поездку ­ остается весьма привлекательной и для обычных пассажиров, поскольку она в два с лишним раза дешевле, чем в маршрутках. Об этом красноречиво свидетельствует статистика. Как сообщили «Пульсу» в КП «Скоростной трамвай», за 2017 год общее количество перевезенных пассажиров составило почти 39 миллионов человек, а только за первый квартал 2018 года услугами подземного электротранспорта воспользовалось более 9,5 миллионов криворожан и гостей города.
  Во­-вторых, в часы пик скоростной трамвай ­ настоящая находка. Добраться по подземным линиям можно куда быстрее, чем по автомагистральным, поскольку здесь нет ни светофоров, ни заторов. Бывали случаи, когда из­-за обильных снегопадов останавливался весь транспорт, а подземка работала.
  График движения у нас за долгие годы остался неизменным, ­ сообщила «Пульсу» начальник отдела эксплуатации КП «Скоростной трамвай» Лариса Суворая, ­ и в зависимости от маршрута составляет 5­7 минут.
  Тем не менее случается, что он нарушается из-­за неисправности вагонов. Буквально на прошлой неделе недовольные читатели жаловались, что из-­за поломки состава многие опоздали на работу, поскольку движение было приостановлено. Почему так происходит? ­ интересуемся у Ларисы Викторовны.
  К счастью, такие случаи бывают крайне редко. Ведь все вагоны перед выходом на линии тщательно осмат­риваются и выходят только те, которые считаются технически исправными. Но и от поломки во время движения никто не застрахован. При этом наши службы стараются сработать максимально быстро и отбуксировать неисправный вагон. Состав ­ это как и наш организм. Ведь человек утром может быть здоров, а к вечеру слечь с температурой, ­ отвечает она.

 СВОИМИ СИЛАМИ ДЕШЕВЛЕ
  Сейчас на балансе КП «Скоростной трамвай» числятся 144 вагона. Второй год эта цифра остается неизменной.
  И этого количества вполне достаточно для обеспечения нормальной перевозки наших пассажиров, ­ рассказывает директор КП «Скоростной трамвай» Евгений Якуненко. ­ На городскую линию ежедневно выходят 47 трамваев и 36 ­ на скоростную. Определенная часть вагонов находится на среднем и капитальном ремонтах. При таком положении дел, как правило, недостатка в подвижном составе нет. К тому же мы научились восстанавливать технику своими силами. В рамках городской программы по модернизации муниципального электротранспорта за пять лет капитально отремонтировано 12 вагонов. В прошлом году обновлено четыре. В планах нынешнего ­ восстановить пять, причем часть из них уже задействована на перевозке пассажиров.
Как сообщил руководитель предприятия, после того, как пять лет назад была внедрена технология глубокого восстановления устаревших трамваев и троллейбусов, от старых машин остаются только основы кузова. Все другие детали и элементы, начиная от электроники, обшивки салона, кабины водителя, абсолютно новые. После ремонта на линию выходит практически на 100% обновленная машина, которая прослужит еще не менее 15 лет.
   Часто приходится слышать от пассажиров, что наш подвижной состав давно устарел, ­ говорит директор Евгений Якуненко. ­ Должен сказать, что не только украинцы ездят в старых вагонах. Наверное, не все это знают, но даже в Европе пассажиры пользуются трамваями, которые прослужили по 35-­40 лет. И это абсолютно нормальная практика. Ведь у этого вида техники очень большой ресурс, с которым не сравнится никакой автотранспорт.
   Тем не менее, все имеет свой срок службы и трамвай ­ не исключение. Сейчас в мас­терских депо №3 предприятия находятся вагоны, которые 20 и более лет прослужили городу, но по техническим причинам их пришлось снять с маршрутов. Всю технику капитально отремонтируют своими силами уже к концу этого года. Сегодня мастера-­ремонтники восстанавливают корпуса, меняют электропроводку, проводят другие восстановительные работы.
  Для ремонта вагонов используем самые новейшие материалы. Все необходимое для капремонтов у нас есть, ­ сказал «Пульсу» начальник депо Сергей Смушко. ­ В начале этого года уже сдали три обновленных вагона. Сейчас перед ремонтной бригадой стоит непрос­тая задача ­ капитально отремонтировать и до конца года выпустить на городские маршруты еще два. Но уверен, что поставленные сроки для нас вполне реальные.
А пока в мастерских депо вовсю кипит работа. Как оказалось, выполнить такие объемы не так-­то просто. Сейчас бригада состоит из 15 рабочих, средний возраст которых около 50 лет. За последнее время ряды ремонтников значительно поредели. Главная причина в том, что многие квалицированные специалисты уезжают на заработки в Польшу, Чехию, Литву. А молодежь, к сожалению, не очень­то торопится пополнить ряды тех, кто ремонтирует трамваи. Многие предпочитают работать там, где их труд оплачивается выше.

ОТРЕМОНТИРУЮТ ЛИ СТАНЦИЮ «ЗАРЕЧНАЯ»?
  Наверняка каждый, кто ездит на скоростном трамвае, ожидая его, не раз задавал себе вопрос: а когда же начнут ремонтировать станции подземки? Ведь большинство из них, кроме косметических, других ремонтов не видели. Наши читатели нередко обращаются в «Пульс» с вопросом: неужели город не может на это выделить средства? Немало нареканий от них звучит в сторону конечной станции «Заречная». Несмотря на то, что сдавалась она одной из последних, 18 лет назад, сегодня буквально разрушается на глазах.
   В условиях, когда скоростной трамвай сохраняет минимальные в Украине цены на проезд, на другие нужды ему просто не хватает оборотных средств, говорят на предприятии. Город выделяет КП «Скоростной трамвай» миллионы гривен, но все уходит на компенсацию проезда льготников, от которых отказалось государство. Но в этом году ситуация изменилась.
  Уже проведен тендер на обследование станции «Заречная», что дало возможность выяснить сложность самого ремонта. До конца этого года планируем разработать план реконструкции, который будет включать необходимые ремонтные работы. Тогда определимся и с затратной частью. Ведь чтобы просить у города деньги, надо знать, сколько и на какие цели, ­ пояснил Евгений Якуненко.
Какова же участь других станций ­ пока неизвестно. Но, похоже, лед таки тронулся...
                                                                                                                        Александр ШИДО