Фуршет

C. Сиротюк: «Общественные слушания, на которых рассмотрят вопрос повышения тарифа на проезд, состоятся 21 декабря»

 5-1
   После того как в ноябре перевозчики провели митинг у стен мэрии с требованием установить цену в маршрутках до 10 гривен за одну поездку, многих криворожан интересует вопрос: повысится ли стоимость проезда в транспорте? На этот и некоторые другие вопросы, связанные с пассажирскими перевозками, «Пульсу» согласился ответить начальник отдела транспорта и связи Криворожского горисполкома Сергей Сиротюк.
­

 - Сергей Васильевич, отражает ли истинную картину пассажиропотока технико­экономическое обоснование, которое предоставили перевозчики, требующие повысить стоимость проезда? Ведь бытует мнение, что в свои расчеты они закладывают только то перевезенное количество пассажиров, сколько есть сидячих мест в салоне.
 - Существует специальная методика, разработанная и утвержденная Кабинетом Министров Украины, которая определяет то, что входит в сам расчет. Отходить от нее никто не имеет права. В расчет закладываются не только затраты на горюче-­смазочные материалы и заработную плату, но и другие прямые затраты, такие как начисления на расходы по оплате труда (водителей), техническое обслуживание, ремонты и многое другое.
 В то же время, действительно, одним из главных параметров является количество перевезенных пассажиров. Причем имеется в виду не их численность, а общий объем, который рассчитывается по формуле: Тм'= Sп'+Пп'/Qп', грн./пас., где Тм' ­ тарифы на услуги по перевозке пассажиров на городских автобусных маршрутах общего пользования; Sп' ­ плановая себестоимость услуг на маршруте на год, грн.; Пп' ­ плановая прибыль на маршруте за год, грн.; Qп' ­ запланированный на год объем перевозок пассажиров на маршруте, который обосновывается на основании фактических показателей работы или устанавливается по результатам обследования пассажиропотоков. Эти расчеты проводят сами перевозчики.
 - Тогда давайте уточним, всегда ли они соответствуют действительности?
 - Я понимаю, что у кого­-то может сложиться впечатление, что написать-­то можно что угодно. Но такие расчеты тщательно проверяются на соответствие методики. Ведь представленные в них цифры должны на что-­то опираться. Кроме того, что касается цен на горюче-­смазочные материалы, как правило, ориентируются на средние, представленные на официальном сайте Минэкономики Украины.
 - После того, как эти расчеты проверят, какая дальнейшая процедура?
 - Будут публичные слушания. Фактически, с 6 декабря началась регуляторная процедура по принятию этого решения. Обсуждение продлится 30 дней. За это время принимаются во внимание предложения граждан. Общественные слушания, на которых обсудят вопрос повышения тарифа на проезд в маршрутных такси, назначены на 21 декаб­ря в 15.00 в помещении КП «Скоростной трамвай» (остановка СТ «Площадь труда»).
 - И все-­таки, какую цену хотят установить в маршрутках?
 - Максимальная стоимость в маршрутках составит 8 гривен, но может быть и меньше. Например, до 6 гривен на маршрутах №№ 20, 21, 71 и до 7 гривен ­ на маршрутах №№2, 2-а, 5, 10, 28, 32, 50, 57, 206, 246, 247, 264, 265, 269, 275, 341, а в коммунальном транспорте и того меньше.
 - Сергей Васильевич, а вот что касается маршрутной сети города, из каких соображений некоторые маршруты продлевают или, наоборот, сокращают?
5 - Маршрутная сеть, действительно, время от времени пересматривается. И, к большому сожалению, не всегда объективно. Наши жители, иногда руководствуясь корыстными соображениями, в основном требуют ее продлить. Анализ ситуации по другим городам говорит о том, что на коротких маршрутах при стабильной наполняемости стоимость проезда ниже чем на длинных. Существует прямая зависимость стабильного пассажиропотока и пробега к стоимости проезда.
 Но могу сказать, удлинение маршрутов очень часто приводит к отрицательным последствиям. Если говорить о маршруте №230, который продлен до микрорайона Солнечный, пожалуй, он единственный, на котором негативные последствия не слишком сказались. А вот после того как 204-­й удлинили от 5-­го Горняцкого до 173-­го квартала, перевозчики от него отказались. Причина -­ мизерный пассажиропоток. В итоге сейчас здесь нет ни одной машины.
 Существует такое понятие, как естественная убыль маршрутов. Такие моменты тоже отслеживаются. Если бы отталкиваться от реальной картины пассажиропотоков, можно было регулировать и количество подвижного состава, и объем автобусов необходимой вместимости. Но такой анализ, к сожалению, дорогостоящий и очень длительный по времени. Недавно мы получили коммерческое предложение от Харьковского автодорожного института, который профессионально занимается подобными исследованиями. Так вот, по Кривому Рогу только месяц понадобится на сбор данных и до полугода на их обработку. А оценивается такая работа в чуть более чем миллион гривен.
 - Это правда, что по сравнению с другими городами Украины, в Кривбассе самые длинные маршруты?
 - К сожалению, так и есть. Приведу один простой пример. В январе 2018 года начата эксплуатация новых газовых автобусов марки «МАЗ». Гарантия на них составила год эксплуатации или 100 тысяч километров пробега. Должен сказать, что закончилась она за десять месяцев. Это говорит о том, что вся техника по нашим дорогам уже проехала гораздо больше. И это проблема, поскольку большая протяженность отражается на сроках эксплуатации.
 - Когда заключается договор с перевозчиком, в целях безопасности существуют какие­-то определенные требования к маршруткам?
 - В Законе «Об автомобильном транспорте» все они подробно расписаны. Более того, регламентирующих документов, касающихся организации пассажирских перевозок, достаточно много. Перевозчик обязан эти требования самостоятельно соблюдать. Все условия для этого в городе есть. Но несмотря на предусмотренные штрафные санкции, к сожалению, не все добросовестно их выполняют.
 Со своей стороны, мы проводим рейдовые проверки, но они не носят системного характера, а такая работа должна перевозчиками проводиться ежедневно. Те недостатки, которые мы выявляем и берем на контроль, конечно, исправляются. Но все равно этого недостаточно. И должен признать, за это нас часто критикуют. Однако только своими силами проблему не решить. К тому же, в городе сократили специалистов «Укртрансинспекции», которые непосредственно занимаются вопросами безопасности пассажиров. И это только усложнило задачу.
 - Планируется ли в ближайшее время увеличить подвижной состав?
 - Да, в этой связи планируется подписание кредитного договора КП «Городской троллейбус» с Украинским банком реконструкции и развития на сумму 10 млн евро для покупки 50 новых троллейбусов. В начале будущего года, думаю, уже будет проведен тендер. Это даст возможность продвинуться к нашей главной цели ­ усилить центральную транспортную линию города. Как это в свое время было сделано на скоростном трамвае, где у пассажиров появилась возможность без пересадок доехать с 5­-го Заречного до ЮГОКа и НКГОКа. Правда, пока не хватает подвижного состава для того, чтобы эти рейсы стали регулярными. Но со временем и это удастся сделать.
 Усилить работу на «красных линиях» города планируем электротранспортом. Покупка новых троллейбусов, которые пойдут по веткам на проспектах Мира, 200 лет Кривого Рога, РОФ-­1, очень в этом поможет. При этом появится возможность сократить интервал до 8­10 минут, к чему мы стремимся. Надеюсь, что в перспективе удастся открыть и новый маршрут, который соединит северную часть города с Автовокзалом. До сих пор в Кривом Роге такого не было.
 Со следующего года будет продолжена работа по сборке гибридных троллейбусов на дизель-­генераторе, которые дополнят подвижной состав на маршруте №24. Тем более, что недавно он был продлен до Смычки. К тому же, на городские линии ежедневно выходят 15 коммунальных автобусов №№228, 228-А, 244 и 302.
 - Надо ли полагать, что совсем скоро коммунальный транспорт составит достойную конкуренцию маршрутным такси?
 - Мы к этому очень стремимся. Ведь маршрутки остаются неконкурентными. Частные перевозчики выживают исключительно за счет своей выручки. Тогда как на содержание городских троллейбусов и трамваев выделяются серьезные дотации из местного бюджета. Только на перевозку пассажиров льготных категорий эта сумма составляет более 100 млн грн. в год. Да и стоимость проезда для обычных граждан в коммунальном транспорте в разы ниже, чем в маршрутных такси.
                                                                                              Беседовал Александр ШИДО