Фуршет

В городе планируют установить сто лифтов

8-1 «В мае в нашем доме №203 по улице Кобылянского установили новый лифт. Но из-­за того, что нет каких-­то документов, люди по-­прежнему ходят пешком на верхние этажи. В такой же ситуации оказались и жильцы соседних домов №197 и №201. Когда же лифты заработают и это издевательство над нами закончится?», -­ спрашивает криворожанка Зоя Борисовна.

 Разъяснить ситуацию по этому, а также другим вопросам, касающимся лифтового хозяйства города, «Пульс» попросил Андрея Пицыка, руководителя филиала «Днепролифт» ЧАО «ПО «Стальканат­Силур».
 - Андрей Валерьевич, почему так долго новые лифты не вводятся в эксплуатацию?
 - ­ Когда ведутся работы по замене лифта или выполняются строительные работы управляющей компанией, жильцы дома это видят и, разумеется, ожидают пуск лифта по их окончании. Но прежде чем ввести его в эксплуатацию, необходимо подготовить все документы. Часто на их изготовление времени уходит больше, чем на установку лифта.
 После окончания нами монтажных работ, а управителями ­строительных, выполняется первичное освидетельствование лифта. Затем управители заключают договор по обследованию с предприятием на возможность получения разрешения на его эксплуатацию, направляют эти документы в Днепр, где оформляются документы по взятию лифта на учёт. Вся эта бумажная работа может растянуться месяца на два, а то и дольше.
 Конечно, без лифта жильцам, особенно верхних этажей, тяжело обходиться, но в вышеназванных домах монтажные работы были выполнены в минимальные сроки.  Теперь запуск лифтов зависит от готовности документов.
 - За что отвечает вверенное вам предприятие?
 - Прежде всего за качественное техническое обслуживание лифтов и систем диспетчеризации, поддержание их в технически исправном состоянии. Наши специалисты по желанию заказчика выполняют работы по замене старых лифтов на новые, производят капитальные ремонты по обновлению лифтового парка.
 Работы по техническому обслуживанию по городу проводятся ежедневно, в связи с этим несколько лифтов могут не работать один-­два дня. Но восстановительные работы после краж или актов вандализма могут затянуться, поскольку требуется дополнительное время на закупку необходимых материалов и согласование с заказчиком стоимости работ.
 - Часто лифты выходят со строя из-­за краж оборудования?
 - К сожалению, очень часто. На днях по Николаевскому шоссе остановилось восемь лифтов из-­за того, что злоумышленник просто порезал кабель. Он даже не забрал его.  Чаще всего воруют кабельно-­проводниковую продукцию, которую можно сдать как цветной металл. Цена такой «выручки» копеечная, а ущерб жильцам и предприятию наносится колоссальный. Статистику краж мы не ведём, так как заявления в полицию подают управители домов, но причинённые убытки предприятию составляют уже более полумиллиона гривен.
 - Можно ли это как­-то пресечь?
 - Спрос рождает предложение, и пока есть возможность сдавать краденное в пункты приёма металла, найдутся и желающие на этом заработать. По факту краж и вандализма в полицию обращаются управители, но реакции или реальных действий со стороны правоохранительных структур пока не наблюдается.
 Предприятие несёт первичные убытки, связанные с закупкой материалов, заработной платой за выполненные восстановительные работы. Счета выставляем управляющим компаниям или ОСМД, они, в свою очередь, выставляют их жильцам. Проблема в том, что не все управители полностью и своевременно компенсируют наши затраты, поэтому накап­ливаются убытки.
 - Во всех лифтовых кабинах есть номера мобильных телефонов диспетчера, которым можно воспользоваться, если вдруг в лифте застрял?
 - ­ Есть, конечно. Но это как подстраховка диспетчерской связи, которая должна работать в каждом лифте. Поэтому если происходит кража кабелей и связь с диспетчером обрывается, работа лифта приостанавливается. Диспетчер не должен работать «вслепую».
 -­ Получается, убытки причиненные ворами, люди оплачивают из своего кармана?
 - Да, они являются конечным плательщиком восстановительных работ.
Все жильцы дома, без исключения, являются его совладельцами, поэтому и к совместному имуществу должны относиться бережно. Не нужно жечь кнопки вызова, пачкать, разрисовывать кабину маркером, использовать лифт в качестве туалета, перевозить негабаритные грузы, которые выводят его из строя. Ведь в конечном итоге они же это и оплачивают.
 - Сколько лифтов на сегодняшний день обслуживаете?
 - В жилом фонде предприятие обслуживает 2218 лифтов, в целом по городу -­ порядка трёх тысяч. Срок эксплуатации подавляющего количества лифтов составляет 40-­45 лет, поскольку именно тогда шло активное строительство многоэтажных домов.
 -­ Как обновляется лифтовой парк?
 - В городе действует Программа модернизации лифтового хозяйства, в рамках которой за счёт средств городского бюджета уже капитально отремонтировано 213 лифтов. В прошлом году выполнен капремонт 96 лифтов, в этом -­ планируется установить сто новых лифтов, уже ведётся активная работа в этом направлении и часть лифтов вместе с управителями мы уже установили.
 Новый лифт вместе с работой стоит порядка 800 тысяч гривен, поэтому без поддержки города управляющие компании не в состоянии оплатить все расходы.
 -­ А поддержка ОСМД или ЖСК предусмотрена программой?
 -­ Насколько мне известно, нет.
 - Сколько в городе сейчас лифтов не работают и по каким причинам?
 - Аварийные заявки принимаем каждый день. Я уже говорил о капитальном ремонте ста лифтов, в настоящее время практически все они в стадии замены. Кроме того, временно простаивают лифты, которые находятся на техническом обслуживании или в связи с кражами и вандализмом.
 - Кто определяет, какой лифт необходимо заменить?
 - Существует установленный порядок замены, который должен соблюдаться. В первую очередь обследуются старые лифты, установленные в начале 70­-х годов, или те, которые находятся в критическом состоянии. Мы, как подрядная организация, выполняем работы, можем с технической точки зрения подсказать, какие лифты изношены. А управители домов заключают договор со специализированной организацией, которая имеет соответствующий сертификат на проведение экспертной оценки о необходимости проведения капремонта. На уровне города принимается решение о выделении необходимых средств, проводятся мероприятия, связанные с выполнением проектирования, проведением экспертизы, заключением договоров.
 -­ Новые лифты импортного или отечественного производства?
 - ­ Преимущественно отечественного, мы сотрудничаем с предприятием «Карат-­Лифткомп­лект», это Выш город Киевской области. Продукция надёжная, нареканий нет.
 -­ Если лифт находится в эксплуатации более сорока лет, он может считаться безопасным?
 -­ Безопасно может использоваться лифт ровно столько, сколько он пригоден к эксплуатации. Главное то, что он должен быть технически исправным.
 Срок эксплуатации лифта составляет 25 лет, по прохождении этого срока в обязательном порядке проводится экспертное обследование. Устанавливается, какой ремонт, с какой периодичностью должен выполняться для его безопасной эксплуатации. Если всё соответствует требованиям, техническая эксплуатация лифта продлевается на установленный срок при надлежащем техническом обслуживании.
 -­ За что отвечают управители домов?
 -­ Мы заключаем договоры только с субъектами хозяйствования -­ управляющими компаниями, ОСМД, ЖСК, предприятиями и организациями всех форм собственности.
 Что касается жилого сектора, то, как я уже говорил, наша зона ответственности -­ техническое обслуживание лифтов. За их эксплуатацию, надлежащее состояние машинного отделения, температурный режим, выполнение строительных работ после капитального ремонта, чистоту, освещение, сохранность кабин несут ответственность управители.
 - ­ Как в таком случае формируются тарифы на услугу пользования лифтом?
 -­ Тариф формируют управители домов. Причём, подписывая с нами договор, многие фиксируют определённую сумму на техническое обслуживание лифта. К сожалению, далеко не всегда это финансово обосновано. В настоящее время мы работаем по тарифу 2017 года, стоимость обслуживания лифта вместе с системой диспетчеризации в подъезде девятиэтажки составляет порядка 1400 гривен в месяц. Если учесть, что за два года значительно увеличились минимальная зарплата, стоимость материалов и комплектующих, выросли транспортные расходы, то работать приходится на пределе своих возможностей.
 - Не планируете увеличить тариф в ближайшее время?
 - Мы пытаемся сохранить лифтовой парк, так как несём ответственность перед жильцами за техническое состояние лифтов. Но в плане тарифов являемся заложниками перед управителями. Пока они не пересмотрят свои тарифы, в которые заложена и наша затратная часть, говорить об увеличении стоимости услуги прежде­временно.
 Пока ведём диалог с управителями, предоставляем обоснование, как будет в дальнейшем ­- посмотрим.
 -­ Кадровый «голод» ваше предприятие испытывает?
 -­ На сегодняшний день специалистов у нас достаточно, аварийная бригада обеспечивает вызовы круглосуточно. Тем не менее, текучесть кадров есть, и мы готовы трудоустроить желающих работать.
 Очевидно, что сотрудники предприятия должны получать достойную зарплату, а поднять её мы можем только в случае пересмотра договорной цены с заказчиком. Других источников дохода у нас нет. Поэтому, если не будет расти стоимость обслуживания лифтового хозяйства, сложно будет удержать квалифицированный персонал, начнётся отток кадров. А это уже чревато ухудшением качества обслуживания, всё ведь взаимосвязано. Можно, конечно, ничего не делать, но долго это продолжаться не может.
 Огромная проблема в том, что не все управители рассчитываются своевременно и в полном объёме за выполненную нами работу, это создаёт серьёзные финансовые трудности. Из-­за этого в настоящее время задолженность предприятию исчисляется в миллионах гривен.
                                                                                                            Кристина МАРГИНА