Фуршет

Актёр, шагнувший на экран, с криворожской улицы Глинки

10-3 Как­-то на днях, прогуливаясь по улице Глинки, я случайно познакомился с одной из старожилок этой исторической части города Евгенией Болотиной. Она­-то и поведала мне несколько фактов из биографий знаменитостей, у которых есть криворожские корни.

10  «А вот в этом доме проживал знаменитый «бомж», -­ сказала она с восхищением. Увидев на моем лице удивление, пояснила, что речь идет о главном герое мелодрамы «Бомж» Сергее Романюке, ушедшем из жизни в марте этого года на 66­-м году жизни.
 Сериал, как оказалось, я смотрел, правда, более десяти лет назад. На экране перед зрителем предстает жизнь шестидесятилетнего Николая Фролова ­- словно два берега реки под названием «прошлое» и «настоящее». В былом остались долгие годы счастливого супружества, работа, которой отдано полжизни, уважение окружающих... Его настоящее -­ ночевки в подвале жилого дома, безденежье, голод и прочие «прелести» жизни человека без определенного места жительства. Между ними -­ отбывание тюремного срока по «тяжкой» статье УК и бесконечное одиночество. Нет дома, нет семьи, нет друзей... Зато есть несгибаемый характер, стальная сила воли и желание. Желание выбраться из этой ямы. Судьба сделала жестокий вираж, но он не сдался...
10-2 Андрей Бенкендорф (режиссер  картины) не прогадал, предложив нашему земляку роль того самого бомжа -­ человека с тяжелой, но интересной судьбой. Сергей Романюк ­талантливый актер, за плечами которого к тому времени был не один десяток интересных картин, снятых в Украине и России. Снимаясь в «Бомже», он дал всем понять, насколько его талант многогранен. Фильм стоит того, чтобы его посмотреть, дабы узнать, чем же закончилась эта драматическая история...
 Сергей Романюк действительно был талантливым актером театра и кино. Звание «Народный артист Украины» (1998 г.) просто так не дают. Его фильмография насчитывает 123 работы в 123 проектах! Это и главные разноплановые роли, и игра в эпизодах. Но, по большому счету, на рубеже 1990-­х и в начале 2000-­х Романюка считали лучшим актером второго плана в постсоветском кино.
10-5  Дебютировал он в кинематографе в 1993 году в историческом сериале «Время собирать камни». Снимался в таких известных многосерийных телевизионных фильмах, как «День рождения буржуя­-2», «Девять жизней Нестора Махно», «По законам военного времени», «Возвращение Мухтара-­2». Знаковые фильмы с участием Романюка: «Роксолана» (Терентий), «Черная Рада» (Иван Шрам), «Мамай» (старший брат), «Иван Сила» (Иван Сила в старости). Роли в них у него были небольшие.
 Первой, действительно сложной, ролью в кинобиографии киноартиста станет роль главного героя в телефильме «Записки курносого Мефистофеля» в фильме Юрия Ляшенко. В центре сюжета ­- адвокат Михайлюк, социал-­революционер, интеллигент. Действие происходит в 1905 году. Можно было бы предположить, что события на экране будут отображать явки, конспирации, однако главные проблемы героя -­ в сфере интимных чувств и переживаний...
10-1  В 2008 году на XVII Открытом фестивале кино стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии «Киношок-­2008» был показан фильм «Райские птицы» (Украина, режиссер Роман Балаян).
 Действие фильма разворачивается в СССР начала 1980-­х. Времена открытых массовых преследований вроде бы и в прошлом, но слушать зарубежные радиостанции все еще запрещено, а высказывать свое мнение в присутствии посторонних людей ­- небезопасно. Каждый стук в дверь все еще заставляет вздрагивать. Слова правды звучат только на кухнях, за зашторенными окнами, да пробиваются в машинописных книгах «самиздата». 10-4  Их передают тихо, исподволь, только проверенным друзьям, опасаясь преследований. КГБ прослушивает телефоны, следит за «неблагонадежными», и планомерно, шаг за шагом, уничтожает все ростки инакомыслия. Главным героям предстоит выступить против бесчеловечной государственной машины, поставить на кон свои жизни и доказать, что на пути к настоящей свободе остановить человека не в состоянии никто и ничто.
 Сергей Романюк сыграл в картине следователя КГБ ­- человека удивительно плас­тичного, который верой и правдой служит системе, и в то же время понимает: тех, кого он квалифицирует как врагов народа, не стоит ломать через колено. За эту работу артисту вручили приз за лучшую мужскую роль в полнометражном кино.
10-8  Сам же актер наиболее знаковой в своей кинокарьере считает роль Владыки Андрея ­- митрополита Андрея Шептицкого. Глубоко символично, что премьера фильма «Владыка Андрей» (студия «Олесь­фільм», Национальная киностудия художественных фильмов им. А. Довженко) состоялась в сентябре 2008 года, немногим ранее фестиваля «Киношок».
 «Владыка Андрей» -­ исторический фильм. Это взгляд украинских кинематографистов на одну из самых масштабных и противоречивых фигур в нашей истории, митрополита украинской греко-­католической церкви Анд­рея Шептицкого (1865-­1944 гг.).
 Сергей Романюк буквально выстрадал этот образ. Два дня даже жил в монастыре. Часами просиживал в городском архиве Львова, изучая мелкие детали его поведения, так как понимал, что митрополит Андрей был известным реформатором греко-католической церкви в Украине, и это далеко не единственная его заслуга перед украинским народом. Он развивал каждую сферу общественной жизни украинцев, прививал им европейские ценности, как политик заботился об украинской государственности.
10-6 Сергей Дмитриевич глубоко  понимал, что Шептицкий - личность знаковая, и фильм о нем будут смотреть во всем мире, а потому отдавался работе целиком, отражая образ владыки во всех тонкостях. И это Романюку удалось сполна. Лестные отзывы зрителей и кинокритиков за сыгранную им роль -­ тому подтверждение.
 Добавлю, что его успехи в кино были бы невозможны без его интеллектуального лица и личного человеческого обаяния. А потому он и был востребован, играя разноплановые роли. Творческий диапазон актера достаточно широк: от ученого и директора атомной станции («Затерянный город») до водителя «скорой» и лесника («Скорая помощь» и «Племяшка»). Особенно убедительно он играл генералов, полковников, майоров и прочих гэбистов и ментов.
 ...Будущий звездный актер театра и кино родился 21 июля 1953 года в Кривом Роге. На улице Глинки семья Романюков жила до 1961 года. Затем переехала в Новоград­-Волынский Житомирской области.
 После школы Сережа поехал в Киев и поступил в театральную студию академического драматического театра имени Ивана Франко, после окончания которой служил в одноименном театре (1973-­1996 гг., 2014-­2019 гг.) в Ивано-­Франковске -­ областном музыкально­драматическом.
10-7  Работу на сцене совмещал со съемками в кино ­- на киностудиях Украины и России. К слову, ни один российский фильм с его участием не попал в список запрещенных для показа в нашей стране. После событий 2014 года в ближнем зарубежье наш земляк больше не снимался. Высокопрофессиональный артистический мир рухнул в одночасье. Война обрубила все кинематографические связи. О чем актер сильно сожалел. Ведь сценические площадки Москвы и Петербурга были хорошей школой, особенно для молодых актеров.
 Его последней работой на сцене был спектакль «Модильяни» в родном Ивано­Франковском театре, в котором он сыграл роль знаменитого французского художника Пьера Огюста Ренуара. По свидетельству режиссера Ростислава Держипильского, ввиду состояния здоровья артиста, его Ренуар передвигался в сценическом кадре на коляске. Спектакль сняли на видео, чтобы сохранить образ Романюка для потомков и последующих сценических презентаций. Точку под его кинобиографией в 2018 году поставила кинолента «Толока» Михаила Ильенко, созданная по мотивам баллады Тараса Шевченко «У тієї Катерини хата на помості».
 И еще два штриха к портрету Сергея Романюка. Он никогда не брался за роль, если видел, что кто­-то может сыграть лучше него. Получив гонорар за съемки, он никогда не пускал деньги на ветер. Возвращаясь домой, всегда заходил в церковь, где был крещен сам и его дети. Там оставлял часть денег для тех, кто в них нуждался...
Вот таким получился у меня творческий портрет нашего земляка -­ замечательного актера, шагнувшего на экран с криворожской улицы Глинки.
                                                                                                         Святослав АЗАРКИН