ГУБИТ ЛЮДЕЙ НЕ ПИВО...

31Леонид Дорошенко ­ единственный в Кривом Роге коллекционер пивной атрибутики и единственный в Украине обладатель самой большой коллекции пивных этикеток криворожского пива. Об этом хмельном напитке он знает практически всё.

- Пивную атрибутику я собираю 51 год, у меня порядка 80 тысяч этикеток, около 250 пивных кружек. Ранее коллекционировал и бутылки, но потом отказался ­ в квартире стало тесновато, ­- рассказывает он. ­- Пиво и всё, что с ним связано, ­ моё хобби. Сейчас я пенсионер, поэтому могу себе позволить уделить время своей коллекции и общению с единомышленниками.31-3
Коллекционирование всего, что связано с пивом, называется «бирофилия». Свои фонды коллекционеры пополняют чаще всего снятыми этикетками или пробками с бутылок лично выпитого ими пива, подставки для пивных кружек забирают «на память» в барах. Многие специально посещают пивзаводы, где можно получить пивную атрибутику в подарок или обмениваются ею с коллегами. В последнее время стали популярными интернет-­аукционы.
Особую ценность представляют кружки, пробки, подставки для бокалов и этикетки исчезнувших предприятий и пивоварен ­ они стоят гораздо дороже тех, что успешно работают. Сейчас необычная пивная этикетка из Азии или Африки может стоить от 2 до 5 евро, а редкие, старинные ­ от 10 до 100 долларов. Но находятся и азартные люди, которые могут отдать за желанный экземпляр 300-­500 долларов.
­- Каждый год в Украине проходят всеукраинские съезды коллекционеров пивной атрибутики, их организовывает Александр Шпагин, президент Украинского товарищества коллекционеров пивных этикеток. Он собрал самую большую в стране коллекцию ­ более 250 тысяч этикеток, - ­ рассказывает Леонид Дорошенко. -­ В этом году я ездил во Львов, там было 120 участников, большинство приехали из Польши, Чехии, Словакии. Обменивались друг с другом коллекционными вещами, общались, дегустировали пиво. Раньше коллекционеры активно переписывались, этикетки отправляли друг другу по почте. Сейчас это дорогое удовольствие, поэтому стараюсь ездить на встречи, это всегда интересно.31-1
Леонид Дорошенко вспоминает, что в конце 60-­х годов единственным доступным пивом для широких масс было «Жигулёвское». Поэтому восемь сортов пива в одном из ленинградских пивных ресторанов поразили криворожанина до глубины души. Он попросил на память семь этикеток, с них и началось его хобби.
В многотысячной коллекции пенсионера есть пивные этикетки практически со всего мира, но особо ценными для него стали с криворожских пивзаводов, о продукции которых осталось одно лишь воспоминание.
-­ Этикетки, снятые с лично выпитой бутылки, назывались «боевые». Вы не поверите, но вкус того пива я помню до сих пор. Тогда многие увлекались подобным коллекционированием, пополнять коллекцию было непросто. Те, кто побойчее, дружили с работницами пивзаводов, и заветные этикетки получали в обмен на шоколадки, ­ улыбаясь, - рассказывает криворожанин. -­ У меня тоже была знакомая кладовщица, которая в условленное время перебрасывала мне пакет через забор. Я чувствовал себя в те минуты партизаном на задании.31-2
По словам коллекционера, в 60­е годы пивзавод небольшой мощности был в селе Широкое, там варили «Жигулёвское», «Рижское» и еще пару сортов пива. По качеству оно было достойным, но в Кривом Роге ­ дефицитным, особенно летом, его почему-­то вывозили и продавали в других областях Украины.
В 1961 году в нашем городе на улице Окружной открылся пивзавод. Сначала там варили «Жигулёвское» и «Криворожское» пиво, но постепенно ассортимент расширялся, разрабатывались новые сорта: «Донецкое», «Славянское», «Российское», «Марковское», «Рудана», «Портер», «Гурмазовское», «Украинское» (светлое, тёмное, специальное), «Оригинальное», «ЧеГевара», «Бархатное» и т. д. В продажу пиво поступало в бутылках и дубовых бочках ёмкостью 50, 100 и даже 200 литров. Изначально на пивзаводе работали более 170 человек, но после создания в 90­е годы концерна «Надежда» производство, несмот­ря на оптимистическое название, стало угасать.
­ Больно было смотреть, как уничтожается завод, режется и вывозится дорогостоящее оборудование. Штат сократили до того, что продукцию грузить было некому. Не скажу, что все сорта пива были отменного качества, «ЧеГеварой» или «Украинским тёмным» заборы можно было красить. Но было изумительно вкусное пиво «Дамский каприз», его разработали в числе последних. Можно сказать, это была «лебединая песня» криворожского пивзавода, до сих пор душа болит, что его угробили, ­ вздыхает криворожанин.
Сейчас пивоварение в Кривом Роге возрождают на пивзаводе «Сухая Балка». Леонид Дорошенко отмечает, что предприятие также находилось на грани закрытия, но коллективу удалось удержаться на плаву и наладить производство качественного пива.
Коллекционер отмечает, что несмотря на огромное пивное разнообразие, на прилавках магазинов найти «живое» и по­настоящему вкусное пиво непросто. Леонид Дмитриевич побывал на многих, в том числе крупнейших пивзаводах Украины и зарубежных стран, и неплохо разбирается в технологии приготовления пенного напитка. Поэтому он негативно относится к пиву в жестяных банках и пластиковых бутылках, считает, что это издевательство над продуктом. Не приемлет и различные фруктовые или какие­либо другие добавки. Он уверен, что такой напиток следует называть не пивом, а как-­то иначе, чтобы не вводить потребителя в заблуждение.
­- Вкус пива зависит от качества воды, исходного сырья, технологии и мастерства пивоваров, которые вкладывают в него свою душу. Пиво должно быть «живым», а не порошковым, которое может стоять очень долго и не портиться. Настоящее пиво даже при контакте с воздухом теряет свои вкусовые качества, поэтому разливное лучше всего сразу наливать в стеклянную посуду и очень плотно закрывать ее, ­- советует коллекционер. -­ Пиво не должно быть на вкус кислым или очень горьким, хотя и такие сорта «на любителя» есть. Горчинка должна быть обязательно, но приятная. Я пробовал много зарубежных сортов, но наше украинское пиво по вкусовым качествам мне ближе, оно более «человечное». Пиво пьют, чтобы утолить жажду и получить удовольствие, а не «нагнать» градус, для этого есть напитки покрепче.
Коллекционер отмечает, что обильная пивная пена ­ совсем не показатель качества напитка. Он вспоминает, что ранее недобросовестные работники пивбаров добавляли в пиво соду или стиральный порошок, чтобы пенки в бокале было побольше, пива поменьше и «наваривали» на этом солидную прибыль.
В коллекции криворожанина есть много интересных, необычных этикеток. Но на особом счету те, у которых есть история. Дорошенко вспоминает, что когда закрывался Рученковский пивзавод в Донецке и на проходной начальник сбыта распродавал оставшуюся продукцию, ему удалось купить две последние бутылки, выпущенные там.
­ В Украине много небольших пивзоводов закрылись, сейчас работают огромные предприятия в Киеве, Львове, Чернигове, Запорожье, конкуренция большая. Открывать мини­-заводы невыгодно, лицензия стоит очень дорого. У меня многие знакомые пытались это делать, даже оборудование закупали, но не получилось. Государство начинающих пивоваров не поддерживает. А зря, ­ говорит Леонид Дорошенко.
Свою коллекцию он неоднократно выставлял для широкого обзора в музее трудовой славы СевГОКа, где когда­-то работал, там и сейчас есть его экспозиция ­ каждый желающий может с ней ознакомиться.

Кристина МАРГИНА