Фуршет

Долгинцево - кузница актерских кадров

9-4Криворожане могут гордиться тем, что два наших земляка ­ - уроженцы Долгинцево, стали лауреатами государственных премий: Всесоюзной ­ Ленинской и Украинской ССР ­ имени Т. Г. Шевченко.

Первая досталась фронтовику­-орденоносцу Владимиру Монахову. Будущий лауреат родился в поселке железнодорожников 30 сентября 1922 года. Учился в СШ №26 (знаменитой школе­-церкви). Участвовал в Великой Отечественной войне. В марте 1943-­го был тяжело ранен...
По окончании операторского факультета ВГИКа (1952 г., мастерская Марка Магидсона) начал работать на киностудии «Мосфильм». Дебютировал как оператор фильма «Русское военно-­морское искусство второй половины XVIII века».
В историю советского кинематографа заслуженный деятель искусств РСФСР вошел как актер, сценарист, оператор и режиссер-­постановщик. Коллеги отмечали, что искусство мастера «отличалось тонким сочетанием динамики с живописной завершенностью кадра, контрастным противопоставлением изобразительных тем, строгой реалистичностью изображения, остротой и сложностью пластических эффектов, драматической напряженностью, светотональной трактовкой изображения, богатством и технической изобретательностью приемов».
Фильмография Монахова насчитывает без малого два десятка кинокартин (работал в жанрах: драма, военные и исторические фильмы), которые до сих пор памятны кинозрителям старшего поколения. Это, прежде всего, операторские работы, такие как комедия «За витриной универмага», «Высота», «Оптимистическая трагедия». Был режиссером фильмов: «Непрошенная любовь», «Нежданный гость», «Любовь моя вечная», «Про чудеса человеческие» (к последней картине написал сценарий). Сыграл Петровского в фильме «Ленин в Польше» и Гришу Мирзояна ­в «Бессмертном гарнизоне».
Безусловно, вершиной его творчества станет операторская работа над фильмом «Судьба человека» по одноименному рассказу Михаила Шолохова ­- дебютной картины режиссера Сергея Бондарчука.
В прошлом году одному из главных оте­чественных фильмов о войне исполнилось 60 лет. Его создателями была сделана попытка преодолеть одно из страшных советских табу ­ едва ли не впервые на оте­чественном экране затрагивалась тема военного плена. Через отдельную человеческую трагедию они раскрыли горькую судьбу целого народа, пережившего войну. «Судьбу человека» можно назвать картиной резких выразительных средств, однако важно, что каждый прием драматически, сюжетно мотивирован и оправдан. До Владимира Монахова так выразительно ранее никто не снимал. За операторские находки нашего талантливого земляка, а также режиссера картины Сергея Бондарчука удостоили Ленинской премии в области кинематографии.

АКТЁРСКАЯ ДИНАСТИЯ ПАЗЕНКО
Народный артист Украинской ССР Анатолий Пазенко (родился 1 сентября 1934 года) кинозрителю хорошо знаком. Трижды режиссеры приглашали его сыграть роль генерала Ватутина в таких известных картинах, как «От Буга до Вислы», «Если враг не сдается...», «Война на западном направлении» (телесериал).9-2
Более пятидесяти лет жизни отдал Анатолий Федорович служению театральному искусству Украины. За это время им было создано множество ярких, незабываемых образов в украинском, русском классическом и западно-европейском репертуаре.
На сцене он дебютировал в конце 50­-х годов в Одесском украинском музыкальном драматическом театре, а с 1961 по 1970 год выступал в труппе Киевского ТЮЗа. Почти четыре десятилетия (до самой смерти в 2008 году) имя актера было неразрывно связано с коллективом Национального академического театра русской драмы им. Леси Украинки.
А еще профессор Пазенко долгое время преподавал на кафедре сценической речи Национального университета театра, кино и телевидения им. И. Карпенко-­Карого. Среди его учеников народные артисты УССР Валерий Бессараб и Борислав Брондуков, выдающийся актер, сценарист, режиссер Иван Мыколайчук, удостоенный, как и учитель, Шевченковской премии. Правда, посмерт­но... Своим учителем Пазенко считают народные артистки Украины Лидия Яремчук, Ирина Дука, Ольга Сумская. Вот уж действительно прав был тот, кто сказал: «Повтори себя в учениках!»...
К слову, Пазенко с учителями тоже везло. Когда он посещал драматический самодеятельный коллектив в Клубе железнодорожников, там трудился Петр Прокофьевич Шамшур ­- белорусский сценарист, кинорежиссер. В 1938 году он был арестован и приговорен к десяти годам лагерей по обвинению в участии в националистической организации. Наказание отбывал на Урале в Усольском исправительно-­трудовом лагере ­ ГУЛАГе, где валил лес и по совместительству работал актером и режиссером лагерного 9-5театра. Перед новым 1947­-м годом был досрочно освобожден. Дабы снова не стать жертвой сталинских репрессий, решил не испытывать больше судьбу ­ уехал в Украину. Долгинцевский Клуб железнодорожников станет для бывшего «врага народа» временным пристанищем. Здесь он и познакомится с юным дарованием Анатолием Пазенко ­ будущим народным артистом Украины. Кстати, первым, кто поздравит Анатолия Федоровича с этим высоким званием, будет наша известная землячка Валентина Семеновна Шевченко. В 1987 году, будучи председателем Верховного Совета УССР, она подпишет соответствующий указ и вручит артисту надлежащие документы.
9-6Мало кому известно, что и у родного брата Анатолия Федоровича ­ Станислава, тоже довольно солидная актерская биография. Он из поколения тех, кто родился в конце войны ­ в марте 1945 года в Долгинцево. После школы учился в Запорожском алюминиевом техникуме, но металлургом не стал. В 1966 году (заочно) окончил один самых престижных творческих вузов столицы -­ Государственный институт театрального искусства им. А. Луначарского (курс народного артиста СССР Н.В. Пажитнова). Работал в Рязанском государственном театре драмы, Казанском большом драматическом театре им. В. Качалова, Симферопольском театре русской драмы им. М. Горького. Дальнейшая его творческая деятельность связана с Украиной. Был актером, директором­распорядителем, а затем и директором Киевского театра драмы и комедии на левом берегу Днепра. С 1986 года по 2005 год работал на разных руководящих должностях в области культуры и искусства. И даже занимал дипломатический пост в МИД Украины. Затем снова вернулся на театральную сцену и экран. В кино дебютировал в первой половине 60­-х, снявшись в фильмах «Тени забытых предков» и «Зачарованная Десна». Его творческая биография насчитывает до сотни разноплановых ролей в театре и кино.
9-3По стопам отца и дяди пошел Егор Пазенко. Сын Станислава Федоровича ­ один из самых востребованных киноактеров России и ближнего зарубежья.
Его мать -­ актриса театра и кино Маргарита Бондарева вместе со Станиславом Пазенко служили в Симферопольском театре русской драмы им. М. Горького. Детство будущей кинозвезды прошло за кулисами и в гримерках. Это помогло юноше достаточно рано определиться с будущей профессией.
После обучения на актерском отделении Школы­-студии МХАТа был принят в Малый художественный академический театр им. Чехова, где сыграл множество ролей. В кино дебютировал в 1995 году в комедии Георгия Данелия «Орел и решка» (роль охранника Ермакова). Спустя год состоялось его знакомство с Голливудом, куда Егора пригласила на пробы в фильм «Святой» (с Вэлом Килмером и Элизабет Шу в главных ролях) кастинг­директор Никиты Михалкова.
В 1998 году режиссер Роман Балаян предложил начинающему актеру роль милиционера­ОМОНовца в его новом фильме «Две Луны, три солнца». С тех пор он играет преимущественно отрицательных героев: бандитов, их охранников, продажных милиционеров. Егор уже снялся более чем в двадцати сериалах, таких как «Империя под ударом», «Гибель империи», «Ледниковый период», «Последний секрет мастера», других. К примеру, в 2012 году Пазенко принимал участие в 15 кинопроектах! Зрители помнят его также по полнометражным фильмам «Брат-­2», «Каменная башка», «Прячься!», «Близкий враг»...
Вот вы и узнали, какой след оставили в истории советского, украинского и российского кино уроженцы Долгинцево Владимир Монахов и члены семей актерской династии братьев Анатолия и Станислава Пазенко.

Святослав АЗАРКИН