Народная артистка Кривого Рога

10На сцене Криворожского театра драмы и музкомедии имени Т. Шевченко наша землячка Наталья Соколовская отработала полвека и хотя официальных званий у неё нет, в родном городе её называют народной артисткой Кривого Рога. И это совершенно справедливо.

ТАЛАНТ ПЕВИЦЫ - ОТ БАБУШКИ
Талант, наверное, самая большая нематериальная ценность, которая передается по наследству. Причем в отличие от сокровищ, дворцов, газет и пароходов его нельзя потерять в одночасье. Прокутить или даже пропить. Он или есть, или его нет.
Родители Натальи Яковлевны, Яков Сидорович и Вера Ивановна, театральными способностями не обладали. Отец - преподаватель, а мама - бухгалтер. Зато бабушка имела 14 детей и замечательное сопрано. Согласитесь, редчайшее сочетание и мало кто может им похвастать.
- Да, у папиной мамы, бабушки-соколки, как её называли, действительно был удивительный голос, - рассказывает внучка, - она пела так, что все заслушивались. Вот от бабушки я и унаследовала певческий дар. Да и сама с детства пела, ходила в музыкальную школу, где вокалу меня обучал прекрасный педагог Владимир Павлович Амелин. В школе мы ставили оперы «Гуси-лебеди» и «Песенка в лесу». Ну и как-то само собой все считали, что я буду артисткой. И сама я так считала. А кем же еще! В 16 лет поехала на прослушивание в Киевскую консерваторию. Там сказали, что нужно годик «помолчать» и приехать снова. И поступить можно было на нулевой курс. Вернулась домой, в Кривой Рог, и пошла на прослушивание в наш театр музкомедии и меня в 1967 году сразу взяли.10-4
И действительно, чего молчать, когда голос есть, а энергии и желания работать на всю катушку предостаточно. Сначала 17-летнюю певицу взяли как артистку хора, но спустя два года ей доверили сыграть-спеть Пепиту. Роль юной озорной служанки стала для Натальи Соколовской воистину судьбоносной. Легкая, воздушная музыка великого Исаака Дунаевского наполнила паруса её театральной судьбы.

ОТ ПЕПИТЫ ДО КАТРИН И ДАЛЬШЕ
Случай играет в нашей жизни важнейшую роль. Всё самое замечательное действительно случается. Как в сказке. Потому-то сказки и начинаются этим волшебным словом - «однажды». Однажды во время гастролей в Кировограде заболели сразу две ведущие артистки и юную Наташу ввели на роль Пепиты. Однажды в Криворожский театр музкомедии при­ехал ленинградский режиссер и поставил в нашем городе «Катрин» и сразу стало понятно, что Наталья как никто лучше подходит на главную роль.
Отметим, что эту оперетту Анатолий Кремер написал для своей жены Татьяны Шмыги и все, кто исполняет роль обаятельной прачки, так или иначе вступают в творческое состязание со знаменитой певицей. Наша талантливая землячка состязание с народной артисткой СССР с честью выдержала. Более того, говорили даже, что она перепела великую Татьяну. Безусловно, запомнился зрителям и партнер Кат­рин Анатолий Дудка, который в роли Лефевра был неотразим.
Далее случились большие роли-мечты артистов всех времен и народов: Ганна Главари («Веселая вдова»), Розалинда Айзенштайн («Летучая мышь»), Элиза Дулиттл («Моя прекрасная леди»).
- Благодаря замечательным артистам нашего театра, мне удалось сполна реализовать свой творческий потенциал, - отмечает Наталья Соколовская. - Я отработала репертуар, о котором мечтает каждая солистка-вокалистка. Так что в творческом плане я полностью счастливый человек.

В ЖИЗНИ НЕ ТОЛЬКО ОПЕРЕТОЧНЫЕ СЮЖЕТЫ
Иногда кажется, что профессия подсказывает пути и решения, а, быть может, и определяет их. Врачи всё знают о болезнях и недугах, психологи точно рентгеном видят души, а для опереточных артистов вся жизнь - сплошной водевиль. И точно так порой и бывает. Даже в самой смешной сцене всегда найдется место незапланированной шутке.
- Был такой случай, - вспоминает артистка. - В концертном номере с эпизодом из «Летучей мыши» я играла Розалинду, а роли Фалька и моего сценического мужа Генриха Айзенштайна играли по очереди три актера. И вот однажды, в комической сценке, когда Генрих завирается и произносит имя любовницы Эммы - жены своего знакомого Шульца, а его друг Фальк защищает его и уверяет, что Эммой зовут собаку Шульца, на сцене неожиданно появляется третий персонаж и говорит: «Я Шульц и сейчас сам расскажу, как было на самом деле!». Было уморительно смешно, но самим актерам пришлось выкручиваться из этой ситуации.
Но реальная жизнь, разумеется, мало похожа на сценический розыгрыш. Что делать, когда внезапно и вдруг придет беда, а на сцене нужно ломать комедию?
- У меня мама была при смерти. Врач сказал: «Всё! Ничего сделать нельзя!», а тут звонит режиссер и сообщает, что надо играть в спектакле «Здравствуйте, я ваша тетя!» Донну Люцию, - рассказывает собеседница. - Настроение, ясное дело, совсем не опереточное, но, что делать, надо выходить на сцену. Надела шляпу и большие черные очки, чтобы закрыть зареванные глаза и пошла.
Что вообще помогает «выживать» на сцене и примерять разные маски и образы?
- Выживать всегда помогает только Господь, - отвечает на воп­рос «Пульса» Наталья Соколовская. - Одно дело - петь и танцевать, и совсем другое - создавать образ. Тут одного ремесла мало, нужна душа - вся целиком. Сложнее всего предстать на сцене честным и правдивым. Фальшь, хит­рицу всегда видно. Быть искренним, быть может, - самый большой талант. Ты выстраиваешь эмоциональную цепочку между образом и зрителем и в этой цепочке не должно быть слабых звеньев. Иначе зритель не поверит!

ВЫХОДИЛА НА СЦЕНУ С АБДУЛОВЫМ И РАЙКИНЫМ
За несколько десятилетий работы-службы в криворожском театре наша героиня, кажется, переиграла всё. Приходилось ей выходить на сцену с самыми звездными актерами - Александром Абдуловым, Константином Райкиным, Михаилом Водяным.
- Безусловно, Константин Райкин очень большой актер. Мастер и трудоголик. Его работоспособности любой может позавидовать. В Кривом Роге мы делали для него «разбивку», чтобы дать Косте хоть немного отдохнуть. Не менее замечательный мастер Александр Абдулов. Он был очень уравновешенным, «внутренний» актер. Играл своим «внутренним» нервом. Работала и с Михаилом Водяным. Мэтр оперетты даже приглашал в свой театр в Одессу. Но я предпочла остаться в Кривом Роге.
Почему же у известной далеко за пределами Кривбасса актрисы нет почетных званий? Неужели за 50 лет службы в театре она не заслужила именоваться заслуженной артисткой Украины?10-2
- На звание меня подавали трижды, - с улыбкой рассказывает Наталья Яковлевна. - Первый раз отказали, поскольку нет высшего образования, потом объяснили, что «статус слабоват»: из комсомола по возрасту вышла, а в партию не вступила. Ну и третья попытка не оказалась, как в сказке удачной. Тут вообще смешно вышло. На комиссии в криворожском гор­исполкоме, где утверждали мою кандидатуру, одна из дам, заметила: «Зачем ей звание? У нее и так всё хорошо. Прекрасный муж, квартира в элитном доме и даже дети разнополые. Звание ей!? Это уже слишком!».
10-1В этом упомянутая дама, безусловно, права. Семья у Натальи Соколовской замечательная. Муж - авиационный штурман, сын - спортсмен, живет в Венгрии, а дочь продолжает мамину традицию - служит в Криворожском академическом театре драмы и музыкальной комедии.
- С Сашей, будущим мужем, мы были соседями, - продолжает рассказ актриса, - у меня 49-я квартира, а у него 50-я. А потом сосед куда-то пропал и через несколько лет мы случайно встретились в кафе. Он только окончил военное училище и прибыл по распределению в Кривой Рог. Стали встречаться. А что? Красавчик! Очень грамотный. С ним, как в оперетте, не соскучишься.

КРИВОЙ РОГ - РОДНОЙ НАВСЕГДА!
В мае нынешнего года Наталья Яковлевна отметила 70-летие, а в декабре 2017-го её «ушли» из теат­ра - не продлили контракт. Это, без сомнения, несправедливо.
- Мама для меня всегда остаётся примером и в жизни, и в профессии, - утверждает дочь актрисы Елена Соколовская. - Когда мне было лет 14, я была на спектакле «Катрин» с маминым участием. Она играла великолепно! Я посмотрела спектакль и окончательно решила стать артисткой. Как мама! Ну а с ней, конечно, поступили очень несправедливо. Просто выбрали удобный момент и освободили место.
Впрочем, Наталья Соколовская не унывает. Помогает ей не терять присутствие духа любовь - к семье, к искусству, к родному городу.10-3
- Я родилась в Кривом Роге и всю жизнь живу в этом городе, - констатирует Наталья Яковлевна. - Криворожский театр драмы и музыкальной комедии - единственный театр в моей жизни. Так что я совершенно счастливый человек. Кстати, практически все мои партнеры стали заслуженными и народными артистами: Анатолий Дудка, Владимир Полубоярцев, Арнольд Рансанс, Василий Короленко, Владимир Чеботарь и Федор Ткач. Думаю, если была бы плохой артисткой, со мной они бы не работали.
С этим трудно не согласиться. Так что наша героиня - самая настоящая народная артистка пусть и в пределах Кривого Рога. Однозначно!

Александр РАЗУМНЫЙ