Шахтёр с душой художника

 Трёхкомнатная квартира криворожанина Анатолия Безсмольного человеку непосвящённому на первый взгляд может показаться... музеем. Как минимум народного творчества, а то и краеведческим ­ повсюду оригинальные деревянные скульп­туры, предметы быта украинских селян, необычные картины, глиняные кувшины с сухими букетами степных цветов. Все эти сокровища Анатолий собрал в сёлах у родственников или... сделал своими руками.

 СВЯТЫНИ НА ЧЕРДАКЕ
 Главной ценностью своей домашней коллекции криворожанин заслуженно считает несколько старинных икон, которые занимают в квартире почетное место, сияя отреставрированными окладами в обрамлении вышитых рушников... Трудно поверить, что четверть века назад Анатолий обнаружил иконы, ставшие семейной реликвией, на пыльном чердаке в весьма плачевном состоянии.
 - Мы гостили у родственников жены, в маленьком селе под Синельниково, и я по каким-то хозяйственным нуждам полез на чердак, - вспоминает Анатолий Иванович. - И там, наверху, среди кучи хлама, вдруг увидел строгие лики святых в варварски раскуроченных окладах...
8 Спустившись с чердака, он поинтересовался у хозяйки дома - тети своей жены, что это за иконы и нужны ли они ей? Ему неожиданно очень захотелось отреставрировать их, вернув образам первоначальный торжественный вид.
 Недолго думая, тетя Женя отдала нашему герою все иконы и лишь один образ попросила, отреставрировав, вернуть - им родители много лет назад благословили ее под венец.
 - Это было начало 90-х - период тотального безденежья, дефицита, я работал в шахте проходчиком-взрывником и не имел никакого отношения к искусству, но эти «искалеченные» иконы что-то задели в моей душе, - рассказывает Анатолий Безсмольный. - Я вез их домой в переполненном автобусе, в огромном пакете, перевязанном бечевкой, а потом потихоньку начал восстанавливать. Конечно, действовал как любитель, не имел многих необходимых навыков, но работа понемногу продвигалась.

 ОТ ШАХТЁРА -
 ДО ХУДОЖНИКА
 Когда реставрация завершилась, и иконы заняли свое место в «красном уголке» гостиной, жизнь Анатолия Безсмольного постепенно изменилась - он внезапно почувствовал себя художником, вспомнил, как любил рисовать в детстве и юности, достал забытые альбомы, кисти, полузасохшие краски...
 - Восстановленные иконы словно благословили меня на творчество и дали новый толчок моему давнему увлечению рисованием, - говорит Анатолий Иванович. - К тому же я рано вышел на шахтерскую пенсию и у меня появилось много свободного времени.
С тех пор Анатолий Безсмольный создал несколько десятков картин - пейзажей, портретов, натюрмортов, абстрактных композиций. У него неоднократно проходили персональные выставки в криворожском историко-краеведческом музее, имя талантливого народного умельца включено в книгу-альбом «Выдающиеся люди Криворожья». А в последнее время энергичный Анатолий Иванович увлекся еще и фотографией.
 - Понимаете, не могу равнодушно пройти мимо чего-то красивого - коряги необычной формы, распус­тившегося цветка, розового закатного облака, - говорит криворожанин. - Уверен, немаловажную роль в этом сыграла и моя работа в шахте. После грязи, грохота и темноты, царящей там, начинаешь по-новому смотреть на мир, который встречает тебя наверху, вдвойне ценить все его дары. К тому же, благодаря моим творческим увлечениям, мне некогда думать о болячках, заработанных за годы работы под землей...

 КРАСОТА «ИЗ НИЧЕГО»
 Пожалуй, именно это умение видеть красоту в повседневных вещах и наполнило дом Анатолия Ивановича множеством удивительных, во всяком случае, для современной квартиры, предметов. На полке в кухне - треснувший, но все еще яркий расписной глиняный горшок, на стене - колесо от старинной прялки, на столе - две керосиновые лампы: одна уже чистая, блестящая - отреставрированная, а другая пока еще пыльная, ржавая, ждет своего часа.
 - В свое время я подобрал эти никому не нужные «сокровища» во дворах у своих тещи и бабушки, - рассказывает Анатолий. - Поначалу все надо мной смеялись, даже любимая жена Валентина, с которой вместе уже почти 45 лет, недовольно ворчала: мол, зачем этот хлам в город тащить... А сейчас смирилась, поняла мой замысел. Ведь все это - наша история, наши корни. Прикосновение к таким вещам дарит ощущение неразрывной связи со своим родом, своими предками, а это - самая большая ценность.
                                                                                                                     Ирина КАДЧЕНКО