Матрёнино наследство

10 Доцент Криворожского пед­университета Ирина Зоренко бережно хранит украинский кос­тюм своей бабушки, с которым связана драматическая история её семьи.

 Обычно в сказках в счастливых семьях бывает три сына. А у Матрены Леонтьевны и Василия Митрофановича Григораш, живших в 30-­е годы прошлого века в собственном поместье под Павлоградом, было три красавицы­дочери: 16-­летняя Нина, 15-­летняя Анна и 13­-летняя Людмила. Более того, 36­летняя Матрена ждала еще одного ребенка.
Жизнерадостная и общительная, артистка и рукодельница, Матрена даже на последних сроках беременности не сидела без дела – дошивала себе нарядный украинский костюм – готовилась к 125­-летию со дня рождения Тараса Шевченко, творчество которого в интеллигентной семье Григораш очень ценили. Единственное, что тревожило Матрену, обладавшую хорошей интуицией и часто видевшей вещие сны, ­- постоянно повторяющееся тревожное сновидение про лабиринт, из которого она, как ни старается, не может найти выход.
 Тот сон оказался пророческим: рожая четвертую дочку, молодая женщина умерла от заражения крови. Чтобы превозмочь боль (а может, уже в забытьи), она до последнего пела народные украинские песни. Малышку, невольно ставшей причиной трагедии и так и не узнавшей своей мамы, назвали Сашенькой. Младшая дочка, у которой с сестрами была большая разница в возрасте, стала любимицей отца. И именно ей, когда она выросла, достался в наследство «шевченковский» костюм матери.
10-3 - Несколько лет назад моя мама, Александра Васильевна, передала этот костюм мне, -­ рассказывает внучка Матрены, заведующая кафедрой английской филологии Криворожского педуниверситета, доцент, кандидат педагогических наук Ирина Зоренко. – Я была поражена и тонкостью работы, и качеством тканей, и тем, как прекрасно сохранились все детали костюма. В этом, видимо, заслуга дедушки, который сберег его как память о любимой жене-­красавице и рукодельнице, вложившей в эту работу часть своей души и таланта. Вдвойне ценен костюм для нас еще и потому, что это одна из немногих семейных реликвий, дошедших до сегодняшнего дня. Ведь семья дедушки и бабушки, судя по воспоминаниям маминых старших сестер, была непростой ­ дедушка работал бухгалтером, пел в церковном хоре, рисовал картины. И им в годы раскулачивания и борьбы со средним классом пришлось несладко. Они лишились своего поместья и привычный уклад жизни большого и дружного семейства был навсегда нарушен. Так девочки с горечью вспоминали, как в голодные годы пробирались в свой собственный сад за яблоками. С собой на съемную квартиру бабушка с дедушкой взяли только самые ценные и необходимые вещи, большинство из которых потерялись в многочисленных переездах и в годы войны.
 После смерти жены Василий Митрофанович долго не женился ­ воспитывать дочек ему помогала няня. На второй брак он решился, лишь когда младшая Сашенька пошла в седьмой класс. Все девочки получили прекрасное образование: Анна поступила в мединститут (к сожалению, вскоре она умерла от воспаления легких), остальные три сестры выбрали педагогическую стезю. По стопам мамы, Александры Васильевны, пошла и внучка Мат­рены, Ирина Станиславовна, став преподавателем английского языка.
 - В 2015 году темой традиционного фестиваля «Студенческая весна» в нашем университете ребята решили сделать патриотизм, назвав смотр «С любовью к Украине», ­рассказывает Ирина Зоренко. -­ В его рамках был запланирован показ народных украинских костюмов -­ от старины до современности. Одна девочка принесла на репетицию вышитый костюм своей бабушки: он был очень красивым, но оказался ей безнадежно мал. И тут меня осенило ­- ведь у меня дома лежит прекрасный наряд Матрены Леонтьевны! Я принесла его, и костюм сел на студентке как влитой. Девушка в нем не только открывала показ национальной моды, но и пела в одной из сценок. И, представляете, старинный наряд смотрелся на современной сцене удивительно гармонично. Он словно ожил, заиграл яркими красками, придав выступлению особый колорит.
 После концерта Ирина Станиславовна сфотографировалась со студенткой, одетой в бабушкин костюм ­- на память. И ей почему-­то казалось, что рядом с ними стоит и ее молодая бабушка Матрена -­ темноволосая красавица, певунья и артистка. И при этом бабушке особенно приятно, что творение ее рук ­- украинский костюм ­- не просто бережно хранится потомками, но и получил шанс «выступить» на сцене, для чего в свое время и создавался.
                                                                                                                ИРИНА КАДЧЕНКО