Актриса Людмила Мельникова: «Без сцены я задыхаюсь»

8-3Ведущая актриса Криворожского Академического театра драмы и музыкальной комедии имени Т. Шевченко Людмила Мельникова отметила свой юбилей. И, как настоящий театрал, не в семейном кругу, а на сцене, сыграв одну из главных ролей в спектакле «Закон».

После юбилейного вечера я пообщался с примой и узнал много интересного из её жизни. Теперь делюсь с вами, уважаемый читатель.

­ Людмила Сергеевна, вы росли не в театральной семье?

- Мой папа был военным. И когда началась Вторая мировая, ушёл на фронт. Там получил ранение в переносицу и потерял зрение. Мама тоже воевала, была медсестрой.

Сами они из Херсонской области. А в Кривой Рог переехали жить после войны. Здесь можно было тогда найти работу. Как видите, никакого отношения к театру они не имели.

­ Но вы точно знали, что станете актрисой?

8-2- Я расскажу вам нашу семейную историю. Из родильного дома нас с мамой забирала моя тётя.

Я весила целых пять килограммов, а мама была маленькой и худенькой. Когда мы проходили по центральной улице, она решила присесть на ступеньки театра, чтобы передохнуть. Так решилась моя судьба.

Помню, когда мне было четыре года, в город приехал передвижной цирк. Из всех артистов запомнила только клоуна.

Он так веселил людей, что я буквально влюбилась в него. А когда пришла домой, то твёрдо решила стать клоуном.

А вообще, мы часто в своём дворике в частном секторе устраивали театральные представления. Сначала всех развлекала моя старшая сестра, а потом уже я.

Брала палки и пыталась на них ходить, как на ходулях. Или заворачивалась в использованную шину и каталась в ней. Всех это смешило. И я чувствовала себя настоящей звездой.

Первый раз попала в театр в шестилетнем возрасте. Это было настоящее чудо. И я решила, что клоуном уже быть не хочу. А буду артисткой.

­ Понятно, что после школы все дороги вели в театральный ВУЗ?

- Родители были не против моего решения. А вот моя тётя, пока мы ехали в автобусе в Днепр, меня отговаривала.

Говорила, что артисты всё время на чемоданах. Разве мне такая жизнь понравится?

В училище культуры я поступила без особых проблем. Самое смешное, что на прослушивании я даже не успела рассказать басню. У меня кто­-то спросил, откуда я.

А я начала рассказывать, как мы с тётей сели в Кривом Роге не в тот автобус. Как потом бежали на свой, а по дороге раскрылся чемодан. И на платформу вывалились банки со сгущёнкой.

А потом, уже в Днепре, забыли чемодан в автобусе. Вспомнили про него только тогда, когда вечером собрались ужинать.

Всех это развеселило и мне сказали, чтобы я готовилась ко второму туру.

Училась я на режиссёрском отделении. Но у нас были занятия по сценической речи, актёрскому мастерству, вокалу и танцам.

­ После училища вы вернулись в Кривой Рог?

- Сразу пришла в театр, на меня посмотрели и взяли.

Помню свой первый спектакль «Трудный возраст». Волновалась, конечно, но дебют прошёл удачно.

Был у нас такой актёр, Пётр Капралов, заслуженный артист Казахской ССР. Что­то он во мне тогда разглядел. И предложил сделать совместный спектакль на два человека.

С этой постановкой где мы только не были. Когда Капралов уходил из театра, он мне подарил на память бобинную кассету с нашими первыми репетициями. Это было очень трогательно. Плюс я приобрела бесценный опыт.

­ 8-1Я знаю, что в театре вы надолго не задержались?

- Случайно встретила свою бывшую подругу по училищу. Она сказала, что есть интересный молодёжный театр из Нежина. И они ищут молодых актёров.

Я -­ девушка с амбициями, в нашей труппе играла только в эпизодах. Поэтому решила попробовать себя в другом театре.

Поехали с подругой в Нежин. А уже через месяц я играла Тоню Туманову в спектакле «Как закалялась сталь».

Мы постоянно гастролировали, месяцами не были дома. Было такое, что наш автобус тракторы несколько раз вытаскивали из глубокого снега. Часто мёрзли в дороге. Было тяжело морально.

А потом я решила немного сменить обстановку и поехала учиться. Так я оказалась в Харьковском институте культуры.

­ В вашей театральной карьере есть «кубанский след»?

- Я ещё училась в институте, а в Харьков на гастроли приехал Краснодарский театр. Шикарный коллектив, все очень талантливые.

Не поверите, я захотела к ним. Но надо было заканчивать учёбу. Я поехала в Министерство культуры и добилась разрешения на перевод в Краснодарский институт культуры.

Учёба была интересной. А мой дипломный спектакль, наверное, помнят там до сих пор.

­ Что-­то поставили особенное?

- Ставила «Сватанье на Гончаровке». Причём на украинском языке. Премьера должна была состояться в станице, во Дворце культуры на 1200 мест. Подкупила директора, дала ему роль Стецько.

Станица была богатая, нам помогли с костюмами, настоящие продукты на стол поставили. Все кулисы разрисовали украинским орнаментом.

Приехал мой педагог, чтобы поддержать меня. И тут такое началось! В первом акте Ульяне кто­-то оторвал косу, во втором ­ актёру случайно разбили нос. А в сцене свадьбы некоторые из зрителей вообще выскочили на сцену и присоединились к действию.

После спектакля я попросила педагога дать оценку. Он сказал: замечаний много, но это было так весело, что всё прощается.

После института мне давали направление в Министерство культуры Чечено-­Ингушской республики. Но я отказалась, хотела играть на сцене.

Подумала и решила -­ всё, хватит, пора возвращаться.

В театре имени Шевченко сделали вид, что я никуда и не уезжала.

­ Самые запоминающиеся роли или спектакли?

- Люблю играть в спектаклях: «Странная миссис Сэвидж», «Не пришить ли нам эту старушку», «Самоубийцы», «Закон».

Вообще, обожаю комедийные постановки.

Часто пою на сцене, у меня ­ сопрано. Хотя я и не опереточная певица. Очень давно была лауреатом конкурса артистов оперетты. На фестивале имени Водяного в Одессе вышла на сцену в роли Прони Прокоповны.

Представьте, я тогда была яркой блондинкой, играла в короткой прозрачной юбке. Голохвастовым был Саша Осипец. Мы тогда всех сразили наповал.

А вообще, за сорок два года в театре я сыграла больше ста ролей.

­ Вы всегда получали те роли, которые хотели?

- У нас был такой случай. Готовили «Сорочинскую ярмарку». Одна из актрис репетировала роль Параски. Я же видела её по­-другому.

Выскочила на сцену и спросила у режиссёра, можно ли мне попробовать. Он кивнул.

Так вот, премьерный спектакль играла я.

­ А как режиссёр вы себя реализовали?

- Как-­то меня пригласили в наш национальный университет. Я им поставила три спектакля, на французском языке. Хотя им и не владею.

Но на театральном фестивале мы заняли первое место. А главная героиня даже ездила во Францию.

Что же касается нашего театра, то режиссурой занимается только мой муж, Михаил Мельников. Я решила, что мне комфортнее на сцене.

­ В вашей семье кто­-то ещё служит в театре?

- Да, наша дочь, Александра. Она в этом году сыграла главную роль в спектакле « Как Теренька жениха выбирала». Даже наш внук, Гаврил, играл в спектакле «Порог».

Я уже не говорю о нашем домашнем коте Гарике. Ему досталась часть аплодисментов за роль в спектакле «Памела».

­ Как вы считаете, вас любит зритель?

- Главное, что я его люблю. У нас шикарные зрители. Они знают всех актёров в лицо. Без них я бы не играла. Когда был карантин, мы три месяца вообще не выходили на сцену. Я просто задыхалась от бездействия.

Как­-то я была занята в репетиции спектакля «Скамейка». Решили, что на мне будет строгий костюм. Не стали мучить наших девчонок из пошивочного цеха, а пошли с супругом на рынок, чтобы присмотреть что-­то подходящее.

Проходим по рядам, а продавец, мужчина, между прочим, останавливает меня. И говорит: «Возьмите этот костюм, он вам подойдёт». Я спрашиваю: «Откуда такая уверенность?». А тот отвечает: «Я был почти на всех ваших спектаклях. И знаю все ваши размеры».

Я посмеялась, а муж немного напрягся.

Егор Добрыдень