Актриса Людмила Мельникова: «Без сцены я задыхаюсь»
Ведущая актриса Криворожского Академического театра драмы и музыкальной комедии имени Т. Шевченко Людмила Мельникова отметила свой юбилей. И, как настоящий театрал, не в семейном кругу, а на сцене, сыграв одну из главных ролей в спектакле «Закон».
После юбилейного вечера я пообщался с примой и узнал много интересного из её жизни. Теперь делюсь с вами, уважаемый читатель.
Людмила Сергеевна, вы росли не в театральной семье?
- Мой папа был военным. И когда началась Вторая мировая, ушёл на фронт. Там получил ранение в переносицу и потерял зрение. Мама тоже воевала, была медсестрой.
Сами они из Херсонской области. А в Кривой Рог переехали жить после войны. Здесь можно было тогда найти работу. Как видите, никакого отношения к театру они не имели.
Но вы точно знали, что станете актрисой?
- Я расскажу вам нашу семейную историю. Из родильного дома нас с мамой забирала моя тётя.
Я весила целых пять килограммов, а мама была маленькой и худенькой. Когда мы проходили по центральной улице, она решила присесть на ступеньки театра, чтобы передохнуть. Так решилась моя судьба.
Помню, когда мне было четыре года, в город приехал передвижной цирк. Из всех артистов запомнила только клоуна.
Он так веселил людей, что я буквально влюбилась в него. А когда пришла домой, то твёрдо решила стать клоуном.
А вообще, мы часто в своём дворике в частном секторе устраивали театральные представления. Сначала всех развлекала моя старшая сестра, а потом уже я.
Брала палки и пыталась на них ходить, как на ходулях. Или заворачивалась в использованную шину и каталась в ней. Всех это смешило. И я чувствовала себя настоящей звездой.
Первый раз попала в театр в шестилетнем возрасте. Это было настоящее чудо. И я решила, что клоуном уже быть не хочу. А буду артисткой.
Понятно, что после школы все дороги вели в театральный ВУЗ?
- Родители были не против моего решения. А вот моя тётя, пока мы ехали в автобусе в Днепр, меня отговаривала.
Говорила, что артисты всё время на чемоданах. Разве мне такая жизнь понравится?
В училище культуры я поступила без особых проблем. Самое смешное, что на прослушивании я даже не успела рассказать басню. У меня кто-то спросил, откуда я.
А я начала рассказывать, как мы с тётей сели в Кривом Роге не в тот автобус. Как потом бежали на свой, а по дороге раскрылся чемодан. И на платформу вывалились банки со сгущёнкой.
А потом, уже в Днепре, забыли чемодан в автобусе. Вспомнили про него только тогда, когда вечером собрались ужинать.
Всех это развеселило и мне сказали, чтобы я готовилась ко второму туру.
Училась я на режиссёрском отделении. Но у нас были занятия по сценической речи, актёрскому мастерству, вокалу и танцам.
После училища вы вернулись в Кривой Рог?
- Сразу пришла в театр, на меня посмотрели и взяли.
Помню свой первый спектакль «Трудный возраст». Волновалась, конечно, но дебют прошёл удачно.
Был у нас такой актёр, Пётр Капралов, заслуженный артист Казахской ССР. Чтото он во мне тогда разглядел. И предложил сделать совместный спектакль на два человека.
С этой постановкой где мы только не были. Когда Капралов уходил из театра, он мне подарил на память бобинную кассету с нашими первыми репетициями. Это было очень трогательно. Плюс я приобрела бесценный опыт.
Я знаю, что в театре вы надолго не задержались?
- Случайно встретила свою бывшую подругу по училищу. Она сказала, что есть интересный молодёжный театр из Нежина. И они ищут молодых актёров.
Я - девушка с амбициями, в нашей труппе играла только в эпизодах. Поэтому решила попробовать себя в другом театре.
Поехали с подругой в Нежин. А уже через месяц я играла Тоню Туманову в спектакле «Как закалялась сталь».
Мы постоянно гастролировали, месяцами не были дома. Было такое, что наш автобус тракторы несколько раз вытаскивали из глубокого снега. Часто мёрзли в дороге. Было тяжело морально.
А потом я решила немного сменить обстановку и поехала учиться. Так я оказалась в Харьковском институте культуры.
В вашей театральной карьере есть «кубанский след»?
- Я ещё училась в институте, а в Харьков на гастроли приехал Краснодарский театр. Шикарный коллектив, все очень талантливые.
Не поверите, я захотела к ним. Но надо было заканчивать учёбу. Я поехала в Министерство культуры и добилась разрешения на перевод в Краснодарский институт культуры.
Учёба была интересной. А мой дипломный спектакль, наверное, помнят там до сих пор.
Что-то поставили особенное?
- Ставила «Сватанье на Гончаровке». Причём на украинском языке. Премьера должна была состояться в станице, во Дворце культуры на 1200 мест. Подкупила директора, дала ему роль Стецько.
Станица была богатая, нам помогли с костюмами, настоящие продукты на стол поставили. Все кулисы разрисовали украинским орнаментом.
Приехал мой педагог, чтобы поддержать меня. И тут такое началось! В первом акте Ульяне кто-то оторвал косу, во втором актёру случайно разбили нос. А в сцене свадьбы некоторые из зрителей вообще выскочили на сцену и присоединились к действию.
После спектакля я попросила педагога дать оценку. Он сказал: замечаний много, но это было так весело, что всё прощается.
После института мне давали направление в Министерство культуры Чечено-Ингушской республики. Но я отказалась, хотела играть на сцене.
Подумала и решила - всё, хватит, пора возвращаться.
В театре имени Шевченко сделали вид, что я никуда и не уезжала.
Самые запоминающиеся роли или спектакли?
- Люблю играть в спектаклях: «Странная миссис Сэвидж», «Не пришить ли нам эту старушку», «Самоубийцы», «Закон».
Вообще, обожаю комедийные постановки.
Часто пою на сцене, у меня сопрано. Хотя я и не опереточная певица. Очень давно была лауреатом конкурса артистов оперетты. На фестивале имени Водяного в Одессе вышла на сцену в роли Прони Прокоповны.
Представьте, я тогда была яркой блондинкой, играла в короткой прозрачной юбке. Голохвастовым был Саша Осипец. Мы тогда всех сразили наповал.
А вообще, за сорок два года в театре я сыграла больше ста ролей.
Вы всегда получали те роли, которые хотели?
- У нас был такой случай. Готовили «Сорочинскую ярмарку». Одна из актрис репетировала роль Параски. Я же видела её по-другому.
Выскочила на сцену и спросила у режиссёра, можно ли мне попробовать. Он кивнул.
Так вот, премьерный спектакль играла я.
А как режиссёр вы себя реализовали?
- Как-то меня пригласили в наш национальный университет. Я им поставила три спектакля, на французском языке. Хотя им и не владею.
Но на театральном фестивале мы заняли первое место. А главная героиня даже ездила во Францию.
Что же касается нашего театра, то режиссурой занимается только мой муж, Михаил Мельников. Я решила, что мне комфортнее на сцене.
В вашей семье кто-то ещё служит в театре?
- Да, наша дочь, Александра. Она в этом году сыграла главную роль в спектакле « Как Теренька жениха выбирала». Даже наш внук, Гаврил, играл в спектакле «Порог».
Я уже не говорю о нашем домашнем коте Гарике. Ему досталась часть аплодисментов за роль в спектакле «Памела».
Как вы считаете, вас любит зритель?
- Главное, что я его люблю. У нас шикарные зрители. Они знают всех актёров в лицо. Без них я бы не играла. Когда был карантин, мы три месяца вообще не выходили на сцену. Я просто задыхалась от бездействия.
Как-то я была занята в репетиции спектакля «Скамейка». Решили, что на мне будет строгий костюм. Не стали мучить наших девчонок из пошивочного цеха, а пошли с супругом на рынок, чтобы присмотреть что-то подходящее.
Проходим по рядам, а продавец, мужчина, между прочим, останавливает меня. И говорит: «Возьмите этот костюм, он вам подойдёт». Я спрашиваю: «Откуда такая уверенность?». А тот отвечает: «Я был почти на всех ваших спектаклях. И знаю все ваши размеры».
Я посмеялась, а муж немного напрягся.
Егор Добрыдень