Как рождается книга

9-2Писатели  - люди, объединённые общим делом. Все они, без исключения, хотят видеть свою книгу в красивом переплёте. И в этом нет ничего зазорного. Ты держал за хвост вдохновение, высиживал  ночами умные фразы, оформляя  их в художественную и читабельную форму. Так почему бы в результате не иметь книгу в красивой обложке, которую не стыдно будет показать широкой читательской аудитории?
 
   И вот тут начинаются круги ада. Ты несёшь бережно рукопись к издателю и отдаёшь самое драгоценное, 
что у тебя есть на данный момент, на заклание. Над образом будущего шедевра начинает «колдовать» целая 
команда: от корректора до художника. При этом надо ещё сойтись в цене, определить тираж и внушить издателю, что это именно та книга, которую ждал мир.   
   Чтобы узнать, как на самом  деле происходит процесс печатания книги, я отправился в одно из криворожских издательств. Его совладелец, Александр Чернявский, согласился посвятить меня во все тайны издательского дела. 
    - Александр Александрович, начнём с самого главного. Расскажите про технологический процесс издания книги? 
9-1   - Начнём с того, что книги печатаются на дорогостоящем оборудовании, которое нуждается в регулярном обслуживании. К тому же, это очень затратное занятие. Кроме того типография, которая согласилась напечатать авторскую книгу, должна вложить в процесс её изготовления определённое количество дорогостоящих  расходных материалов (бумагу, картон, краски, переплётные материалы и т. д). Их стоимость на сегодня - почти заоблачная. 
   В результате подавляющее большинство авторов сталкиваются с суровой действительностью - чтобы издать книгу, нужны хорошие деньги. И в этом случае многие прибегают к спонсорской помощи.
   Мы же, в свою очередь, можем пойти в некоторых вопросах навстречу автору. 
    - Работа издательства до и после войны: что изменилось? 
    -В начале войны все украинские издательства начали испытывать проблемы, связанные с поставкой в Украину бумаги.  Как я уже говорил, это привело к резкому скачку цен. 
    Для примера возьмём типографическую бумагу. Если до войны средняя стоимость одной тонны такой бумаги составляла 35 тыс. грн., то в период войны она выросла почти втрое. 
    Сегодня она стоит в районе 67-80 тыс. грн. И это при том, что ассортимент такой бумаги сильно уменьшился.  
Скажу вам больше. Из-за войны в нашей стране почти не осталось дорогих сортов бумаги. На сегодня 
главными её поставщиками являются Австрия, Германия, Испания, Китай, Польша и Финляндия. Сами понимаете, логистика и всё такое. На всё это уходит много времени и средств. До войны можно было выбирать и оценивать, где лучше. 
   - В период войны количество тех, кто захотел издать книгу, уменьшилось? 
   - Да, уменьшилось. Примерно на 30-40%. Я связываю это с тем, что после начала войны многие жители нашего города выехали за границу. Но никак с тем, что люди стали меньше писать. 
   - Я знаю, что в период действия военного положения вы приняли решение сократить рабочий день. Не отразилось ли это на качестве вашей работы? 
   - Ни для кого не секрет, что в это непростое время работа стала куда более нервной и напряжённой. Для меня же эмоциональное состояние сотрудников типографии всегда было превыше всего.  
   Возможно, из-за этого мы и потеряли определённую часть прибыли. Но, с другой стороны, у меня сохранился боеспособный коллектив. С крепкими нервами. Да и всех денег не заработаешь, это я знаю точно. 
   - Какие книги вы издаёте чаще всего? 
   - Чаще всего криворожане приносят  художественные рукописи. На втором  и третьем местах, соответственно, книги на научно-техническую и историческую тематику. 
    Относительно темы языка, то всю литературу мы печатаем на украинском языке. Есть исключение - художественная литература, но это где-то 50-60% от общего количества того, что мы печатаем. 
    - Сколько стоит издать книгу в вашем издательстве сегодня? 
    - Стоимость каждой книги индивидуальна и зависит от множества факторов. Это количество страниц в ней, стоимость материалов (тот же переплёт, цвет страниц, шрифт, которые автор хочет в ней использовать), и размер тиража. У каждого конкретный случай, и сейчас сложно вывести среднюю цифру. 
    А вообще, издательское дело будет существовать, несмотря ни на что. Ведь людей, которые остро переживают нынешние реалии, меньше не стало. А ведь многие захотят перенести всё это на лист бумаги, чтобы на сердце было не так тяжело. 
 
Владислав ВОЛОБОЕВ