Как я с Евгением Весником на рыбалку ходил
15 января - день рождения народного артиста СССР Евгения Яковлевича Весника. Нашего земляка, заставившего театральный мир СНГ в начале 90-х годов с восхищением говорить о Кривом Роге.
Известие о том, что один из ведущих актеров Малого театра России Евгений Весник приехал в 1990 году в Кривой Рог и ставит драму «Чистка» В.Казака, посвященную памяти своего отца - первого директора завода «Криворожсталь», буквально ошеломило тогдашнее театральное пространство. Всплыли неведомые факты истории жизни великого трагикомического актера, режиссера и писателя, которого публика и коллеги привыкли воспринимать с доброй улыбкой или даже с гомерическим хохотом.
Вспомним фильм-оперетту «Трембита», где Евгений Весник сыграл роль очаровательного проходимца Богдана Сусика. Эта фамилия - Сусик - сопровождала исполнителя многие годы, хотя сам он не считал данный фильм значительным событием в карьере. Или супербоевик 70-х годов «Новые приключения неуловимых», где персонаж Евгения Яковлевича именовался… «Полковник с большим лбом». Также - недалекий и совсем нестрашный комиссар полиции в «Вольном ветре». Или же прокурор в «Летучей мыши», который был озабочен тем, чтобы познакомить свою дочь-дурнушку Лотту с потенциальным женихом.
1990 год. Ранняя осень. Мои телефоны - редакционный и домашний - почти накалились: знакомые театроведы и историки безапелляционно требовали: Тулянцев, немедленно свяжись с театром и договорись о встрече с Весником! Благодаря Анне Ивановне Мусатовой - директору Криворожского театра драмы и музыкальной комедии имени Т.Шевченко тех лет - десант столичных и областных рецензентов появился в стенах моего любимого театра.
Во время пресс-конференции Евгений Яковлевич рассказывал о своих родителях; о Кривом Роге 30-х годов; о том, как ему, «сыну врагов народа», довелось выживать и до, и после Великой Отечественной войны; о советской эпохе. Сразу стало понятно, что боль о репрессированных отце и матери жила в сердце великого лицедея все время. Будучи признанным и, как говорят, обласканным той же самой советской эпохой, он все-таки не мог простить ей несправедливости. Чтобы как-то разрядить напряжение, я напомнил великому артисту о том, что он первым сыграл на советской сцене роль Остапа Бендера в спектакле «Золотой теленок» (режиссер Э.Краснянский). Спросил, что значит эта роль в биографии актера?
- Я сыграл роль Остапа Бендера в 1956 году, - начал вспоминать Евгений Яковлевич. - Потом режиссер Эраст Гарин поставил по моим инсценировкам «Двенадцать стульев». В общей сложности я сыграл 600 спектаклей о «великом комбинаторе». Причем делал роль трагикомической. Бендер-то ведь как говорит: «Мне тридцать три года. Возраст Иисуса Христа. А что я сделал? Я ничего не создал. Учеников разбазарил…» А в ином разделе романа: «Может быть, я - идиот. И ничего не понял?» Здесь мой Бендер имел в виду то, что происходило в советской стране.
Понятное дело, что всех присутствующих интересовали легенды, связанные с российским Малым театром. Особенно - «война Алой и Белой роз»: в труппе состояли две советские кинозвезды, народные артистки СССР Элина Быстрицкая (работает до сих пор) и Руфина Нифонтова (ныне покойная). Рассказывали об их «любезной дружбе». О том, что две великие соперницы, играя в одном спектакле, по очереди выходили в финале на поклоны. Эти поклоны затягивались надолго, ибо превращались в пластические монологи див. Публика от этого просто визжала, а дирекция Малого театра ничего не могла поделать. По лукавому взгляду Евгения Яковлевича стало понятно, что он знает об этой «войне» все. Но мудрыйкриворожанин, который заподозрил меня в неком подвохе, погрозил пальцем и сказал: «Знаю я вас, театроведов. Выведаете здесь у меня все, а потом перекрутите и преподнесете Элине и Руфине так, как вам выгодно. А мне что за вас потом отдуваться?»
Далее была озвучена тема рыбалки в жизни Евгения Яковлевича. Тут в его глазах появилась этакая молодецкая удаль. Как и все настоящие рыбаки, он готов был похвастаться подвигами, связанными с ловлей рыбы. Неожиданно для всех сказал: «Приглашаю завтра в пять утра всех присутствующих пойти со мной на рыбалку!» Возникла пауза, затем начали раздаваться возгласы. Все поклялись звезде, что «завтра, ровно в пять утра», будут ждать мэтра у служебного входа в театр.
Признаюсь честно: я не спал всю ночь, заказал такси и приехал к театру. Смотрю, а возле служебного входа стоит один Евгений Яковлевич… Мы вспомнили эпизод с рыбалкой из «Бриллиантовой руки», где заказывали «такси на Дубровку», и отправились … на мост, который находится прямо за театром.
Ничто не тревожило гладь реки в этакую рань. Евгений Яковлевич действительно оказался чемпионом по ловле рыбы. Правда, ловились одни мальки. Но зато за пару часов я услышал от великого актера и режиссера много уникальных историй. Например, о его матери, примадонне оперы, которая вынуждена была в годы советской власти переквалифицироваться в зоотехника. И о том, как ему довелось в годы Великой Отечественной войны командовать взводом, состоящим из 72-х «беломорканальников» - отпетых преступников. Его, сына «врага народа», бросили к ним, как говорят, «на выживание». И он выжил, потому что разговаривал с каждым из них по душам.
Глаза Евгения Яковлевича наполнились какой-то грустью, когда он вспомнил о своей первой жене - эстрадной диве Ляле Черной. Затем мастер поведал о том, как он копировал, наблюдая за людьми, их жесты и походки. И использовал их в киноролях. Рассказал мне о пользе водки, и о том, за что уважает пьяниц - за правду, которую они говорят. С усмешкой вспомнил эпизод, когда один высокопоставленный чиновник из Кремля пригласил к себе на прием с банкетом двенадцать народных артистов СССР. А он - Евгений Весник - отказался, мотивируя тем, что у него самого всегда найдется водка и хорошая рыбка.
При слове «рыбка» мы посмотрели на трехлитровый бутыль, в котором плескались мальки. Завершив ритуал рыбалки, Евгений Яковлевич прошел через мост в парк им.Гагарина и выплеснул рыбешек под дерево. Отовсюду сбежались дворовые коты, которые были очень благодарны незнакомому дяденьке за неожиданный завтрак.
P.S. Прочитав информацию о Евгении Веснике в Википедии, я с досадой увидел, что в рубрике «режиссерские работы» отсутствует спектакль «Чистка» Криворожского театра драмы и музыкальной комедии им. Т.Шевченко. Жаль, это была воистину гениальная работа гениального мастера.
Андрей ТУЛЯНЦЕВ