За кулисами кукольного театра
Слишком уж просто всё получилось у Папы Карло: схватил топор, обтесал полено, и на свет появился Буратино. Реальное появление куклы в мире людей окутано если не магией, то творческой тайной уж точно. Но элемент интриги должен быть в любом деле, говорит режиссёр Криворожского театра кукол Ирина Рожкова (на фото).
«А оно меня не укусит?»
Двери с табличкой «Художественный цех» пропускают в красочный мир артистического хаоса. Карикатурный скелет на вешалке под потолком соседствует с невинной синеглазой девочкой. Колченогий рыцарь ловит порхающего, тоже распятого на стене забавного мотылька.
Оформитель игровых кукол Татьяна Пантелеймонова провела в этой мастерской фактически всю трудовую жизнь. Истоком сотворения куклы она считает прочтение сценария. На этом этапе определяется, на какую возрастную категорию будет ориентирован будущий спектакль и, соответственно, насколько сложными следует сделать персонажи. К примеру, слишком большие действующие лица, в полный человеческий рост, малышам неприемлемы. Был случай, когда прямо во время премьеры ребенок у мамы на руках разрыдался от вида громадного цыпленка. А потом, немного успокоившись, спросил у родительницы: «А оно меня не укусит?»
Стереотипно кукольный театр воспринимается обывателями как нечто несерьезное. Однако в памяти еще свежи работы исключительно для взрослой аудитории. В «Черном человеке» речь шла о репрессиях, терроре, а в кульминации спектакля Сталин восставал из гроба. На тех же зрителей была рассчитана «Анекдотиада», куклы в которой изображали бровастого Брежнева, грудастую Машу Распутину и подобных гротескных героев.
Но это, скорее, исключения, главные ценители искусства кукольного представления все же дети. Это самые неподкупные критики, и общение с ними директор театра Светлана Михайлова строит на ответственной ноте.
- Мы не только развлекаем малышей, а воспитываем, прививаем незыблемые категории добра: уважать старших, не подводить товарищей, отвергать ложь. Учителя - в школе, родители - дома тоже закладывают в них азы духовности, и мы призваны по-своему способствовать этим стремлениям, - говорит она.
Как рождаются куклы
- Изначально идеями характеров персонажей между собой делимся на художественном совете, - рассказывает Татьяна Пантелеймонова. - Споры при этом происходят жаркие, скажу даже - жгучие. В нашем жанре эмоциональный тон четко задают декорации, актерская игра полностью подчинена образу куклы. Всегда стоит двойственная задача - создать узнаваемый и одновременно неповторимый облик героя. Дальше коллективные замыслы воплощаются в наброски художника. И здесь не сразу удается найти окончательное решение, бывает, нескольких недель не хватает, чтобы нашелся незаметный штрих, тонкая деталь для выражения необходимой черты характера персонажа. Подобные трудности обязательно возникают и на следующих этапах: лепки из глины, снятия маски папье-маше, ее раскраски. Иногда нужно сделать бесконечное количество попыток, пока появится наиболее приемлемый вариант.
Лично у Татьяны Пантелеевой есть безошибочная примета «попадания», проверенная много раз. Если актер, знакомясь в бутафорском цехе с даже еще не до конца готовой куклой, невольно начинает с ней играть, вживаясь в роль, значит, она обрела душу.
Типичный случай произошел при подготовке спектакля «Я - цыпленок, ты - цыпленок». Среди персонажей был самобытный Барашек с признаками «лица кавказской национальности» и в «кепке-аэродроме». Исполнитель Барашка впервые увидел «свою» куклу с нитками вместо ножек, но настолько «прочувствовался» ею, что убеждал оставить все как есть и не отвлекать его от репетиции - у него силой отбирали незаконченное изделие.
Сейчас готовится к первому выходу на публику русская старинная сказка «Елена Премудрая». По настоянию худсовета дизайнер Александра Вернеева разработала для спектакля отдельную коллекцию одежды в древнеславянском стиле, сейчас наряды шьются по миниатюрным размерам, но тщательно отображенные в черчениях дохристианские мотивы вполне сгодились бы и для выпуска линии одежды для подиума высокой моды.
Кукольники имеют свои тайны мастерства и очень их оберегают. Из разных концов страны приезжают к ним коллеги, жаждущие выведать секрет изготовления кукол. Но не открывают его криворожские умельцы, хотя с удовольствием помогают сородичам по профессии.
Усовершенствуются куклы постоянно - ведь и творческий поиск никогда не прекращается. Кстати, все куклы и декорации со снятых с репертуара спектаклей хранятся в музее. В любой момент есть возможность запросто вдохнуть в них новую жизнь и возвратить на сцену, достаточно просто стереть пыль.
И такое бывает…
С каждым ушедшим на заслуженный покой спектаклем у кукловодов связана неординарная история. К недавнему юбилею театра даже была предпринята попытка составить своеобразный рейтинг закулисных коллизий.
Самое страшное событие произошло в антракте совсем недетского, как упоминалось выше, «Черного человека». В перерыве техническому ассистенту предписывалось водрузить за ширмой почти настоящий гроб. Рабочий приготовил инвентарь намного раньше, но, чтобы лишний раз не маячить возле подмостков, решил в нем полежать. В гробу: мягкий плюш, подушка, просторно, крышка закрывает от света… Перед началом второго действия зрители чуть не поседели от истошного визга за кулисами. Оказалось, не дождавшись подсобного работника, артисты сами взялись тянуть гроб, и тут из него вырвалось Нечто Страшное, извергающее ругань за прерванный сон. Публика же восприняла душераздирающие крики как предпринятый режиссером хитрый ход для усиления общего мрачного контекста.
Самый мучительный эпизод. Еще на генеральной репетиции одного спектакля главный танцор жаловался на маленькие сапоги. Требовал выдать нужного размера. Заказали. Посылка пришла перед самой премьерой, даже времени на примерку не оставалось. Развернул сверток перед тем как выйти на сцену. А там… два левых сапога, еще на размер меньше прежних. Так и брыкался весь вечер, ни стоном, ни жестом и виду не подав.
А самая тяжелая, в самом прямом смысле, шутка выпала на долю режиссера и актрисы Ирины Рожковой. В кукольном театре, как, впрочем, и в других, период детских новогодних праздников заведено заканчивать так называемым Зеленым представлением, на котором актеры во всю подтрунивают друг над другом. Ирине, по ходу пьесы - медсестре, собратья по творческому цеху в сумку с красным крестом наложили... кирпичей. И пришлось этой хрупкой женщине два часа таскать тяжеленный аксессуар за собой. Да еще и улыбаться лопающимся от смеха коллегам.
Тарас Затульный,
фото Антона Дегтярева
Справка «Пульса»
Сегодня в репертуаре Криворожского городского театра кукол - спектакли: «Аленький цветочек», «Как лисичка птичкой была», «Гадкий утенок», «Гусенок Дорофей», «Пан Коцкий», «Шел по морю пароход», «Белоснежка и гномы», «Волчонок из сказочной торбы», «Поверь в мечту, «Я - цыпленок, ты - цыпленок», «Тук-тук, кто там?», «Золушка», «Проделки братца-кролика».
Адрес театра кукол: проспект Дзержинского, 54а. Тел.: 26-61-45.