Фуршет

В кино не всегда так, как было в жизни

 1124 августа ­ в День независимости Украины, в кинотеатрах страны состоялась всеукраинская премьера фильма о сталинских лагерях ­ «Червоный». До этого одноимённую экранизацию романа Андрея Кокотюхи, осуществленную грузинским режиссёром Зазой Буадзе, имеющим вид на жительство в Украине, переносили три раза: обещали выпустить в прокат 14 октября 2016 года (к 72-­й годовщине создания УПА), потом ­ в ноябре, а затем весной 2017 года...

Почему же премьера «Червоного» затянулась и состоялась только 22 августа? Послушаем самого создателя фильма, который в одном из недавних интервью сайту «Главред» заявил:
«Это небольшой секрет ­ это была договоренность между кинокомпанией «Инсайт­медиа», Госкино и украинской кинодистрибьюторской компанией B&H. Естественно, день был выбран неслучайно, потому что этот фильм ­ о борьбе, которая до сих пор продолжается и должна закончиться нашей победой...»(!?).
Вот вам и первая маленькая ложь ­ выход фильма в кинопрокат, как известно, анонсировался трижды. Не успели закончиться съемки (июль прошлого года), как продюсер Владимир Филиппов заявил, что картину покажут уже в октябре 2016­го в пяти городах ­ Киеве, Львове, Одессе, Луцке и Кривом Роге, то есть там, где проходили съемки. К слову, в последнем городе было уже известно точное число ­ 14 октября.
Почему экраны кинотеатров так и не засветились ­ уже другой вопрос. Скорее всего, произошло это из­за нестабильной политической ситуации в стране.
Неправды в фильме немало. Потому что снят он не по роману Андрея Кокотюхи, а всего лишь по мотивам его третьей главы. Впрочем, удивляться нечему. Кино, как часто бывает, редко похоже на книжный оригинал. Да и от «великого иллюзиона» мало кто ждет исторической точности.
Остросюжетная тема, в основе которой ­ побег из сталинского лагеря, откуда бежать было практически невозможно, не нова в современном кинематографе постсоветских республик. Достаточно вспомнить фильм «Фартовый», снятый по роману Владимира Высоцкого и Леонида Мончинского «Черная свеча» или сериал «Последний бой майора Пугачева» (сценарий написан по мотивам «Колымских рассказов» Варлама Шаламова). Технология производства подобных кинокартин такова, что особенных обольщений насчет того, будет ли киноверсия соответствовать литературной, у человека мало­мальски знакомого с историей ГУЛАГА, не возникает. Так было и с «Червоным».
Скепсис появился сразу, как стало известно, что режиссер фильма Заза Буадзе будет вести лагерные съемки не в Норильске, а далеко от мес­та действия ­ в Кривом Роге, природа которого, как и горный ландшафт, ничего общего с Заполярьем не имеет. Но чтобы присутствовала хоть какая­нибудь достоверность, норильский горный лагерь стал в фильме УрЛагом (Уральским).

СВЕЖЕСРУБЛЕННЫЕ МАКЕТЫ И ОДЕЖДА С ИГОЛОЧКИ
Сложный постановочный фильм, который решено было выставить на «Оскара», снят в рекордно короткий срок -­ за три месяца. По­-голливудски! Весь производственный цикл длился год. Кинокартина изобилует массовками и экшн­сценами ­- эпизодами, в которых события развиваются много быстрее, чем в остальном фильме. Большинство из них сняты в Кривом Роге (под Луцком снимали лишь бои с участием воинов УПА).
Две основные съемочные площадки ­ лагерь ГУЛАГА и шахта по добыче железной руды.
В объектив кинокамеры оператора­-постановщика Александра Земляного в Кривом Роге попали бывший рудник Галковского с красными горами­-отвалами и «провалом СССР», еще один горный провал с озером на дне. По сценарию, через эти места проходил путь заключенных с этапа в лагерь. Здесь снималась и сцена побега главных героев фильма. Строения бывшей животноводческой фермы одного из городских ПТУ возле шахты «Гвардейская» стали бараками и местом отсидки зэков. А трудились они в дореволюционных Кочубеевских штольнях близ села Анновка...
Техническую поддержку проекта обеспечивала Одесская киностудия. Вот только свежесрубленные макеты сталинского ГУЛАГА выглядели зачастую игрушечно. Умилительна и одежда героев кинокартины ­ шинели, форма, телогрейки и белые овчинные полушубки ­ с иголочки... Впрочем, как бы там ни было, съемки «Червоного» обеспечили бесплатную рекламу криворожскому промышленному туризму.

О ЧЁМ ФИЛЬМ?
1947­-й год. Двое украинцев ­ Данил Червоный и Виктор Гуров ­ попали в норильский горный лагерь ГУЛАГ. У них совершенно разные судьбы: первый ранее был членом УПА и родом из Западной Украины, второй ­ советский летчик ­ с восточной ее части, которому не очень-­то и близки понятия национального патриотизма. Но судьба­злодейка свела этих людей вместе под крышей лагерного барака. Общая беда ­ непосильный каторжный труд, зверства начальника лагеря, майора МГБ Абрамова по отношению к заключенным, объединяет их в одной цели ­ вырваться из круга ежедневного ада. Данил Червоный возглавляет бунт в лагере. У заключенных почти нет шансов на успех, но у них есть непреодолимое желание изменить свою жизнь, чтобы окончательно не стать рабами...

ТАК ЛИ ЭТО БЫЛО НА САМОМ ДЕЛЕ?
Авторы фильма презентуют его в качестве якобы «исторического», утверждая, что именно норильское восстание бойцов УПА ­ самое продолжительное и массовое в истории ГУЛАГа, длившееся с 26 мая по 4 августа 1953 года (волнения происходили во всех шести лаготделениях), смогло победить систему сталинских концлагерей. Справедливости ради, заметим, что доля правды в этом есть. Но об этом чуть ниже.
В 1953 году лагерный «контингент» норильского ГУЛАГа (Горлага) -­ это, главным образом, «политические», осужденные по печально известной 58­й статье. Средний срок лишения свободы ­ 10-­15 лет. Рабочий день по 10-­12 часов даже в 40­градусный мороз, и пайка хлеба в день лишь немногим превышала блокадную ленинградскую. Заболевания и травмы были основными причинами смерти заключенных. Кроме того, любой заключенный мог умереть от побоев, укусов натравленных на него собак, «неправильного применения оружия» ­ всеми этими приемами усмирения пользовались офицеры и солдаты конвойных войск.
Осенью 1952 года в Норильск из Степного лагеря, находившегося на территории Казахстана, прибыл так называемый «штрафной этап» в количестве 1200 человек. В него входили в основном осужденные за участие в националистических движениях бойцы ОУН­УПА из Западной Украины, «лесные братья» из Прибалтики, а также советские солдаты, офицеры и партизаны, побывавшие в плену и обвиненные в пособничестве врагу. Многие из них, уже отбывая срок в особых лагерях, были уличены в расправах с осведомителями и саботаже. Их разбили на группы по 200-­300 заключенных и распределили в разные лагерные отделения. Позже это действие руководства лагеря было расценено следователями МВД СССР как ключевая ошибка.
Восстание в Горлаге стало ответом на расстрел группы заключенных. Оно началось 25 мая после того, как сержант 78-­го отдельного отряда Дятлов через зону открыл огонь из автомата по заключенным, сидевшим на крыльце лагерного барака 5-­го лаготделения. Заключенные объявили о забастовке. Они отказались выходить на работу, потребовали приезда комиссии из Москвы, пересмотра своих дел, 8-­часового рабочего дня, разрешения на свидания и переписку с родными. Однако с восставшими особо никто не считался. В ночь на 4 августа 1953 года норильское восстание, носившее исключительно мирный характер, было подавлено. Затем начались допросы, избиения, пытки и новые сроки. По различным данным, в ходе волнений погибло от 150 до 500 заключенных.
1953 год ­ знаковый для страны и Норильска, когда после смерти Сталина и жес­токого подавления Норильского восстания заключенных система ГУЛАГа дала глубокую трещину. Это было началом конца норильских лагерей. Приказом министра МВД СССР от 22 августа 1956 года норильский лагерь был ликвидирован.
Норильское восстание стало самым продолжительным, но не единственным в череде протестов в особых лагерях после смерти Сталина: с 22 июля по 1 августа 1953 года бастовал Речлаг в Воркуте, через год, 16 мая 1954 года, акция протеста, известная как Кенгирское восстание, началась в Степном лагере в Казахстане. Как и в Горлаге, участники этих забастовок не вооружались против охраны, устанавливали в зоне самоуправление, стремились к соблюдению «советской законности» и возлагали надежды на комиссию из Москвы.
И благо, что новое руководство СССР увидело причину восстаний в особых лагерях в чрезмерной строгости режима, поэтому некоторые послабления были сделаны. Принято считать, что упразднение Особого совещания при НКВД СССР -­ внесудебного органа, который мог выносить приговоры по уголовным делам ­ летом 1953 года стало следствием восстаний в Воркуте и Норильске. А в 1954 году в ходе реформы лагерной системы были упразднены особые лагеря ­ их объединили с ИТЛ, что позволило существенно смягчить режим.
У авторов фильма «Червоный», как видим, своя трактовка исторических событий. Но Бог им судья. Важно то, чтобы, избавившись от одних исторических шор, мы не облекали историю в другие...
P.S. Фильм «Червоный» -­ дитя новой украинской эпохи, может стать «мыльной оперой». Уже в сентябре съемочная группа приступает к производству нового фильма ­ приквела, время действия которого происходит до событий ранее созданного произведения и предшествующее им по внутренней хронологии. Он будет снят по мотивам первых двух глав романа. То есть нам поведают о долагерной истории жизни Данила Червоного. А это довольно большой исторический отрезок времени ­- с 1936 года по 1945­-й (до момента ареста).

Святослав АЗАРКИН