Фуршет

Рудане - 25!

 9Юбилярша -­ наибольшая в Криворожском регионе станция. Сегодня её потенциальными зрителями и слушателями являются больше одного миллиона жителей города и прилегающих территорий Днепропетровской, Кировоградской, Херсонской и Николаевской областей.
Сейчас старожилов канала можно пересчитать по пальцам. Их немного, так как телевидение априори всегда требовало постоянного омоложения и новых творческих исканий. Но «старики» держатся, и могут и сейчас дать фору молодым. С некоторыми из них мы пообщались накануне юбилея. И попросили вспомнить, какие были они, первые шаги телеканала.

Ирина Зинченко, главный редактор: «Мы сделали вполне конкурентоспособный продукт» 9-1
Я никогда не мечтала работать на телевидении. Первые шаги делала на радио ТО «Криворожье». Работала диктором. Мне это нравилось. Было такое, что иногда нас приглашали поучаствовать в телевизионных проектах или ток-­шоу. Тем более, что мы находились в одном здании. Но всегда возвращалась на радио. До того момента, пока меня и группу моих товарищей не пригласили в 94-­м году на «Рудану». Так я, Валера Ляшенко, Елена Нарыжнова, Виталий Ткач и Александр Плишко оказались на пороге становления нового городского телевидения.
Сейчас вспоминаю, что условия были жуткие. В наших небольших комнатушках, а ютились мы в гостиничных помещениях телевышки, можно было снимать дореволюционные фильмы про разруху. В одной комнате находился монтажный стол с телефоном и тремя столами. Было такое, что текст приходилось писать на полу. Если же было тепло, то выходили на зеленую лужайку и работали на свежем воздухе.
Когда я пришла, то в эфир уже выходила программа новостей «Мiсто». Работали над ней с особым усердием. Я до сих пор считаю, что новости ­ это лицо любой телекомпании. И если это добротный продукт, значит, канал будут смотреть. Пусть меня простят авторские программы, но всегда о качестве и профессионализме судят по подаче новостей. Конечно, если это не развлекательный канал.
Помню первую свою съемку. Поехала на СевГОК и записывала стендап (репортерский прием, когда журналист работает непосредственно в кадре ­- прим. авт.) прямо на борту карьера. Испугалась уже потом. Но главному редактору понравилось. А потом пошло­-поехало. Учились на ходу, не всегда, правда, получалось. Но приходил опыт, а с ним мы постепенно крепли.
Теперь, по прошествии двадцати пяти лет, могу с увереннос­тью сказать ­ мы сделали вполне конкурентоспособный продукт. В этом немалая заслуга и наших американских коллег. Дело в том, что я в свое время прошла жесточайший отбор по программе «USAID». Как итог ­ вместе с десятью журналис­тами Днепропетровской области попала в число участников проекта «Гармония». Как следствие ­ месячное пребывание в Бостоне.
Все это время мы стажировались на телевидении и в некоторых газетных изданиях. Больше всего меня поразила мобильность и оперативность американских журналистов. Техника конечно же у них на грани фантастики. Много взяла полезного от общения с одним из лучших скандальных репортеров Америки Джо Бергантино. В основном мы говорили об уязвимых слоях населения: наркоманах, больных СПИДом и малолетних преступниках. Американцы не считают их отбросами общества, и все время твердят о толерантности. Запомнилось и то, что мои заокеанские коллеги твердо уверены в том, что в погоне за сенсациями никогда нельзя преступать черту вседозволенности.
Относительно наших новостей, то у нас как-­то все происходит размеренно. Хотелось бы все делать немного быстрее. Но все связано с техническими возможностями ­ город длинный и нельзя быть одновременно в разных местах. Но несмот­ря на это, работа в отделе новостей отлажена четко, все знают еще с вечера, чем будут заниматься на следующий день. Я же все время в поиске свежих новостей. Не хочется отставать в оперативности от своих коллег по другим электронным СМИ. Правда, им проще, им не всегда нужно подкреплять текст видеорядом. Достаточно связаться по телефону. У нас же в приоритете только живая картинка.
Из громких творческих успехов «Руданы» хочется выделить лауреатство на всеукраинском конкурсе «Телетриумф». Документальный фильм Анны Пауковой «Шахта имени Орджоникидзе» и сюжет Сергея Еременко были признаны одними из лучших в своих номинациях. Есть еще много побед на многочисленных конкурсах и фестивалях, в том числе и детских.
Сейчас опять вернулись к прямым эфирам. Программа «Ракурс», например, очень удачно стартовала. Уверена, что зрителям придется по душе и проект «Рудана­-мама». Он о бывших наших коллегах, которые успели стать «звездочками» в Киеве. Уже сейчас думаем, чем будем радовать телезрителей осенью. Коллектив у нас молодой, так что готовы работать с удвоенной энергией.
Моя дочь говорит, что я выбрала очень интересную профессию. И если в детском садике она твердила, что станет кардиохирургом, то сейчас не представляет себя без тележурналистики.

Константин Сологуб, видеооператор: «То, что нахожусь за кадром, совсем не обидно»
Вообще, я собирался стать военным. Даже учился в Одесском военном училище. Потом уволился и вернулся в Кривой Рог. Я не из тех, кто полёживает после армейской жизни на диване, поэтому немедленно стал искать работу. Как­то отец предложил мне попробовать себя на телевидении. Он тогда работал водителем в творческом объединении «Криворожье». Я решил попробовать, хотя твердо был уверен, что это временно, ведь я тогда даже не имел понятия, как устроена видеокамера, а уж тем более ­ как с ней работать. 9-3
Вначале были определенные сложности. Например, по построению кадра и света. Где­-то сам «доходил», в чем­-то мне очень помогли на тот момент директор «Криворожья» Анатолий Ковальчук и видеооператор Алексей Правицкий.
Весь учебный процесс занял около четырех месяцев. А потом я с группой ребят в начале 1994 года перешел на «Рудану». Там уже мое мастерство помогал шлифовать Виталий Ткач. Одновременно с этим мне постоянно приходили письма из 80-­й колонии. Звали на работу, но я решил ­ останусь на «Рудане».
Помню свою первую съемку. У меня тогда была видеокамера «Хитачи» (VHS). Работали мы с большими видеокассетами. Они сами по себе очень громоздкие. Преимущество одно ­ потерять их очень сложно. Так вот. Снимал я футбольный матч с участием «Кривбасса» на стадионе «Металлург». Людей было очень много. Помню, гордился тем, что могу ходить по кромке поля и снимать, как говорится, с первого ряда. Не уверен, что материал отснял качественно, но заряд адреналина получил колоссальный. Запомнились и съемки концерта с участием одесской мим­-группы «Маски». Снимали их выступление от и до. Но когда просматривали материал, выяснилось, что все кадры трясутся. Действительно, было трудно удержаться от смеха, и всю съемку я почти провалялся на полу. Вот так, год за годом, я постепенно привыкал к новой профессии. И в другой себя уже не видел.
Сегодня мне интересна тематика войны. Хочется всегда напоминать людям, что в наше время гибнут ребята. (Константин Сологуб и журналист Виктория Симкина ­ члены ОО «Союз «Народная память», в составе которой часто бывают в командировках в зоне АТО ­- прим. авт.).
Еще мне интересна тема памятных и неизведанных мест Криворожья. Все, что видим, отображаем вместе с Викторией Симкиной и режиссером Сергеем Ильченко в программе «Близкие путешествия». Оказывается, у нас очень много красивых мест. И не все об этом знают.
Тяжело бывает, когда видеосъемка идет в сорокаградусную жару. Приезжаешь выжатый как лимон, но зато с отличным материалом. И это заставляет думать о том, что я делаю нужное дело. А отдыхаю я в... спортзале. Приду, постучу по «грушам» и готов снова в бой.
Иногда у меня спрашивают, не обидно ли, что нахожусь за кад­ром, ведь некоторых журналис­тов даже узнают на улице? Отвечу сразу ­ нет. Каждый должен заниматься тем, чем он хорошо владеет. Я иногда себя чувствую неуютно, когда в некоторых программах нахожусь в кадре. Сейчас техника на высшем уровне. Главное ­ знать, на какую кнопку нажимать. Все остальное сделает за тебя видеокамера.

Виктор Рыбчинский, главный инженер:
«Спасало то, что у каждого были золотые руки»
Я еще когда учился в горнорудном институте (сейчас КНУ - ­ прим. авт.) мечтал поработать на телевидении в качестве технического работника. Мне было очень интересно, как все там происходит. Тем более, что в нашем городе телевидение только становилось на ноги. Поэтому как только получил диплом, сразу отправился на улицу Анненко,2 устраиваться на «Криворожье». Три месяца меня гоняли по «монтажкам» и в итоге... отказали. В тот же день вернулся расстроенный домой. А мама прямо с порога сказала, что «Рудана» набирает новых сотрудников, она об этом услышала по радио.
Поехали с приятелем, поговорили с главным инженером, он сказал, чтобы приходили на следующий день. Пришел и уже через неделю меня взяли в штат. На должность видеоинженера. 9-2
Приходилось все начинать с нуля. Спасало то, что у каждого были золотые руки, и умели настраивать и чинить аппаратуру без помощи специалистов. Да и где их тогда можно было найти? Работали посменно. В мои обязанности входило обслуживание аппаратной, монтаж сюжетов и наложение титров. Конечно, развернуться было негде. Работали в маленьких комнатушках. Правда, с техникой было все в порядке. Помогли предприятия, которые закупили для нас неплохое по тем временам оборудование.
Сначала вещали три часа в день. Даже снимали ток­-шоу на разные темы, а также работали в прямом эфире в праздничные дни. А программа «Музыкальные приветствия» вообще не имела конкурентов. Новости делали небольшими. По пятницам, правда, делали расширенный формат ­- это была программа «Докладно».
Хотя я по натуре и технарь, но довольно­-таки продолжительное время успел поработал режиссером монтажа и главным режиссером. Такой симбиоз позволил мне реализоваться и в творческом плане. Хотя у меня и были непродолжительные расставания с «Руданой», но я возвращался сюда снова.
Вообще, я считаю наш канал самым продвинутым как в творческом, так и в техническом плане. Относительно последнего, то, конечно, мы не можем конкурировать со столичными каналами по оснащенности. Но областным уж точно не уступаем. А где­-то и превосходим.

Игорь КОНОНЕНКО