ВОЙНА ЗА ТЕПЛО

Мы неоднократно писали о том, что тепловые счётчики, стоящие в подвале домов, помогают экономить деньги, но при условии ответственного отношения жильцов к обслуживанию этих приборов учёта (когда на улице жарко - нужно звонить в обслуживающую компанию и просить «прикрутить» тепло, а не делать это самим). Однако, как выяснилось, не всё
так просто.

Voina

Бывает, что счётчики показывают совсем не то, что есть в реальности, и обитателям холодных квартир приходится платить за холодный воздух по цене тёплого. Например, как это случилось в доме №5 по улице Коротченко.

- Всю зиму мы мёрзли в своих квартирах, - говорит управдом Анна Семёновна Бондаренко, - но при этом платили по самому высокому тарифу в городе. И это учитывая, что в нашем доме поставлен тепловой счётчик. Этот прибор стоит уже шестой год, и нареканий на его работу до сих пор у нас не было - мы реально экономили. Однако после того, как в сентябре прошлого года обслуживающая счетчики компания «ЮСА сервис» сняла прибор на поверку, а потом привезла и установила обратно, начались непонятки. Согласно акту предприятия стандартизации и метрологии, никаких проблем в работе прибора учета потреб­ления тепловой энергии, а также вмешательства в его работу выявлено не было. Так почему тогда счетчик стал нам насчитывать к оплате просто сумасшедшие деньги?

По словам Анны Семёновны, после неоднократных жалоб во все инстанции к ним выехала комиссия из числа работников теп­лоцентрали и той самой компании «Юса сервис». В присутствии представителей дома №5 по улице Коротченко специалис­ты сняли пломбу, вскрыли счетчик и изучили его работу. Как оказалось, прибор работал неправильно и насчитывал больше тепла, чем фактически потреб­лялось. Люди стали обвинять в происшедшем обслуживающую компанию, так как именно она снимала на поверку прибор и потом начались проблемы.

- Мало того, что за обслуживание теплосчетчика с каждой квартиры этой фирме мы платим по 50 гривен, - возмущённо заявила управдом, - так ещё за поверку пришлось собрать дополнительно по столько же. И что получилось? Согласно счётчику, у нас топилось так, что в квартирах - Ташкент, в трусах на балконе спать можно, а реально - сосульки под носом замерзали! Это произошло из-за того, что представители «Юса сервиса» неправильно выставили счетчик. По их вине мы переплатили! В отдельных квартирах нашего дома температура была 11-13 градусов выше нуля, максимальная же достигала 17 градусов. Люди просто замерзали. Особенно страдали дети и старики. При этом за один отопительный месяц мы платили в среднем по 700-800 гривен с квартиры. Сравнив суммы, люди увидели, что за два месяца этой зимы они потратили столько денег, сколько за весь предыдущий отопительный сезон. В марте выставили температуру на счетчике 11 градусов. Но, несмотря на это, нам к оплате он посчитал по 400 гривен с квартиры! Куда это годится?

Прокомментировать ситуацию мы попросили директора компании «Юса сервис» Сергея Коляду.

- После поверки инженер теп­лоцентрали осмотрел счетчик и поставил на него пломбу, - говорит он. - Это значит, что с прибором все в порядке. Оснований не доверять ему у нас нет. Когда же пошли жалобы от жильцов, мы сами не могли понять, что же происходит: если верить счётчику, тариф по этому дому за потреблённое тепло был выше, чем по всему городу на 2-3 гривны. То есть вместо, например, восемь гривен за квадратный метр отап­ливаемой площади, которые насчитывались для тех, у кого на доме счетчик не стоит, жильцы 5-го дома по улице Коротчеко платили 11-12 гривен! Но этого не может быть. Я обратился к инженеру «Криворожтеплосети», чтобы вместе проверить числовой коэффициент, выставленный на приборе. Сняли пломбу, открыли счётчик и увидели, что кто-то его поменял. Но пломбы и пломбиратор есть только у работников теплоцентрали или теп­лосети. Хотя, если кто-то захотел достать такой прибор для каких-то своих целей, не думаю, что сделать это было бы нереально. Честно говоря, я склоняюсь к мысли, что это было сделано умышленно. И тут возникает воп­рос: кому это выгодно?

А выгодно, по словам Сергея Коляды, в первую очередь его конкурентам, желающим отбить у него клиентуру путём дискредитации фирмы.

Других вариантов просто нет. Потому что если бы жильцы дома каким-то образом сами «порешали» вопрос с пломбиратором (взяли бы его на время, скажем, за небольшую «благодарность», у кого-нибудь из работников теп­лоснабжающих предприятий - прим.ред.) - вряд ли бы они настраивали тепловой счётчик себе в убыток. К тому же изменять коэффициент работы прибора не сможет кто попало. Нужна специальная программа и умение с ней работать.

- Я подозреваю, что инцидент со счётчиком - результат целенаправленной акции фирм-конкурентов, - считает Сергей Коляда. - Судите сами: недавно я выяснил, что моя база в системе коммунальных платежей «Нова-Ком» была взломана. И для чего? Для того чтобы от имени моего предприятия выставить за обслуживание счётчиков в нескольких домах искусственно завышенные суммы. Когда стал разбираться, выяснил, что кто-то взломал мой логин и пароль доступа к этой системе и внёс свои сведения. Естественно, у людей возникли справедливые нарекания и вопросы: почему платить так много? По факту взлома базы я написал заявление в милицию.

Сейчас жильцы дома №5 по улице Коротченко ждут перерасчета за переплату за потреблённое тепло. Говорят, ГП «Криворожская теплоцент­раль» обещала провести его в апреле. Вот только вера в нужность и эффективность прибора, который помогает экономить деньги, у многих людей подорвана.

Степан Кондратьев

'
    '