Причина миграции - не только низкая зарплата

10Заробитчан, уезжающих из нашего города, меньше не становится. Правда, свои коррективы внёс карантин, когда украинцы не могли пересечь границу. Чаще всего наши сограждане уезжают в Польшу. Наш читатель Константин Коржавый охотно согласился рассказать о собственном опыте.

Причины уехать из страны у тех, кто уже побывал «за бугром» и у тех, кто только туда собирается ­- разные, но наш собеседник в качестве главного аргумента приводит не лишь тот факт, что получать достойную зарплату можно только в ЕС, по его мнению, причины гораздо глубже.
-­ Люди массово выезжают из страны не потому, что у нас нет работы или она низкооплачиваемая, а потому, что у тебя, как у человека и гражданина, нет никаких гарантий, ­- утверждает мужчина. -­ Нет уверенности, что тебя спасут, если серьезно заболеешь, что у тебя не отожмут свой, хоть и маленький бизнес и ты сможешь отстоять свои законные права в суде. Нет гарантии, что, даже если ты выплатишь по закону все налоги и сборы, к тебе не придут с просьбой «доплатить». Как водитель почти с тридцатилетним стажем, я не верю, что на дорогах не будет ям, которые годами несут смертельную угрозу участникам движения... И этот список можно продолжать и дальше. Украина пока так и не стала страной больших возможностей, в которой своё место найдет каждый.
Трудовой стаж заробитчанина Константина Коржавого составляет уже десять лет. Решение попробовать найти работу за рубежом пришло еще в 2010 году, когда довелось пройти через серию жизненных неурядиц. Как-­то не­ожиданно началась «черная полоса», а долгожданного света в конце тоннеля видно не было. В то время украинцам, приехавшим подзаработать на чужбине, особо никто не был рад.
­- Поэтому и рассчитывать на хорошую работу за границей не приходилось, ­- делится Константин Николаевич. ­- Я и тогда это понимал, но другого выхода для себя не видел. Фирмы­посредники не заинтересованы работать на клиента. Их задача -­ получить плату за посредничество. Поэтому предлагали в основном то, от чего сами поляки отказывались. На данный момент у людей с хорошим образованием и опытом работы ситуация намного лучше.
Как считает мужчина, без знания языка рассчитывать на что­-то лучшее не приходится и сейчас. Однако отношение к заробитчанам из Украины все же изменилось. Со слов собеседника, эти годы для него не прошли даром, он многому научился и даже поднялся по социальной лестнице.
­- В Польше все абсолютно легально и прозрачно, -­ говорит Коржавый. -­ Если нет проблем с языком, вполне реально трудо­устроиться самому, что я и сделал. Мое последнее место работы -­ в одной из транспортных компаний, осуществляющих перевозки по Варшаве. Транспорт там ходит строго по графику, опозданий нет ни на минуту. У каждого водителя специальная форма и задача одна -­ следишь только за дорогой. Никаких денег или билетов в кабине. Если случается поломка, тут же диспетчер вызывает техническую службу. Неисправность устраняют на месте, так что закатывать рукава и лезть под автобус там не то что не приходится, а никому даже в голову не придёт.
Еще один важный нюанс, на который обратил внимание криворожанин: в Польше люди не боятся потерять работу. У них всегда есть возможность сменить её на более престижную или высокооплачиваемую. Константин говорит, что раз в полгода, получив расчет, он возвращался в Кривой Рог. Никаких опасений остаться без дохода у него не было, всегда удавалось вернуться на прежнее место.
Но форс-­мажор никто не отменял... Мужчине повезло -­ при­ехал в родной город еще до карантинных неурядиц. Когда 15 июня открыли границу и Польша готова была принять первых трудовых мигрантов, уехать сразу не получилось.
-­ Поначалу разрешали выезд только желающим устроиться на сезонные работы, существенно ограничив количество востребованных специалистов, -­ продолжает Константин Коржавый. -­ Теперь ситуация еще более запутана. Скажем, как соблюдать такое ограничение: во время карантина граждане Украины могут работать только в рамках группы людей, с которой приехали?!
В связи с неразберихой, когда по неясным причинам одним обсервация нужна, а другим ­- нет, с отъездом Константин решил повременить. Но поскольку без работы сидеть не будешь, пришлось временно устроиться водителем маршрутки.
Мой собеседник признается -­ едва сел за руль, как в голове забурлили мысли на тему, как отличается жизнь там и у нас. Вывод у него предсказуемый ­ до ЕС нам слишком далеко.
­- Неужели, действительно, все настолько печально? ­ интересуюсь у него.
­- Приведу несколько доводов своей точки зрения, - ­ отвечает. ­- Первый -­ за отработанное время в Польше мне вернули часть вычтенных там налогов. А это ни много ни мало -­ 586 злотых. О чем известили SMS-­сообщением, никуда даже обращаться не пришлось. Второе ­- все там полностью социально защищены, и трудовые мигранты -­ не исключение, даже сверхурочные оплачиваются в двойном тарифе и это как само собою разумеющееся, «выбивать» ничего не надо. У себя дома об этом и мечтать не приходится. Что об этом говорить, когда я устраивался работать водителем в Кривом Роге, работодатель заставил вместе с заявлением на прием написать сразу и на увольнение без даты. Понимать это можно только так -­ проштрафишься ­ уволят задним числом и точка. Комментировать что-­то излишне.
По мнению Константина Коржавого, в Варшаве даже трудовому мигранту ничего не стоит взять квартиру в кредит под 3% годовых в национальной валюте. Исходя из его дохода, платить придется в размере суммы арендованного жилья.
­- Все, что я увидел в Польше, не идет ни в какое сравнение с тем, что происходит здесь, дома, ­- сказал в завершение мой собеседник. -­ Несмотря на то, что мне скоро исполнится пятьдесят лет, перспектив для себя в Украине я не вижу. В жару на моем маршруте два водителя за рулем теряли сознание. Ни одна наша маршрутка не оборудована кондиционером. Такое понятие, как проверка климат-контроля у нас вообще отсутствует. В Европе, если температура в салоне выше допустимой, тебя вообще не выпускают на линию и хозяину выпишут штраф. У нас же, в лучшем случае, пострадает водитель. Поэтому для многих миграция ­- единственный выход из безысходности. Приходится выбирать из двух зол меньшее. Не удивлен, что, вкусив пусть даже горький хлеб на чужбине, никто особо не спешит возвращаться на родину. Хотя все должно быть наоборот...

Александр ШИДО