Криворожане вышли на «тарифный Майдан»


5 В субботу и воскресенье в центре города на пл. Молодёжной собрались криворожане, пришедшие сказать «нет» высоким тарифам на коммунальные услуги, которые в последние месяцы были резко подняты Кабмином и НКРЭКУ. В руках горожане держали плакаты: «Поднимайте пенсии, а не тарифы!», «СТОП тарифный геноцид!».

 Подобные акции прошли по всей Украине. Они начались после того, как люди получили платежки по новым тарифам, которые установили Кабинет министров, «Нафтогаз» и НКРЭКУ. Первыми, 4 января, на акцию вышли жители Полтавской области, перек­рывшие дорогу на Киев, 6 января ­- Прикарпатья, 7 января ­- Харьковской области.
 Каждый пришедший в Кривом Роге на площадь Молодежную мог высказать все, что он думает об этой непростой ситуации, как в микрофон, так и в кругу пришедших на митинг единомышленников, которые, как и большинство криворожан, после того, как оплатят коммуналку, могут остаться без штанов.
5-1 Один из пенсионеров, к примеру, очень грамотно и, как сейчас модно говорить, ­- экономически обосновано, пояснил, почему тариф на газ должен быть в 2,5 раза меньше, а, следовательно, на столько же можно уменьшить и стоимость отопления. Мужчина долгие годы работал в газовой службе, поэтому не понаслышке знает, как говорится, что и почем. Он четко рассказывает о самом процессе добычи этого полезного ископаемого, о затратах, которые сопровождают этот процесс. И уже в самом конце подводит итог:
-­ Газ, согласно Конституции, принадлежит народу. Государство лишь занимается его добычей, причем в таком объеме, что хватит всем. Понятно, что сам процесс добычи газа стоит денег, плюс нужно дать заработать тем, кто это делает. На сегодняшний день себестоимость уже добытого газа составляет 2,20 гривен за куб. И летом нам почти по такой цене его и продавали. Ладно, Бог с ним, пусть те, кто его поставляет в дома украинцев, возьмут за это зимой по максимуму ­- 100%. Конечно, это много, но пусть так. Получается, куб газа сегодня должен стоить максимум 4,40 гривен, а он стоит вместе с доставкой 10,35 гривен. Нам премьер-­министр Шмыгаль поясняет, что цена на газ зависит от европейских цен, мол, он же не может стоить в Украине меньше, чем в Европе. Ребята, но в Европе (если не считать скандинавские страны) газа нет. Они используют российский. Поэтому у них и цены выше. У нас же есть. Как можно в этом вопросе равняться на Европу?
 -­ А я не могу понять, почему с населения берут еще и за доставку газа, ­- подключается к дискуссии женщина лет сорока. -­ Это ведь огромнейшие суммы. Почему они вообще ввели эту плату, а теперь еще и собрались ее повышать?
 В это время к микрофону подошел один из организаторов митинга. Он предложил собравшимся подписать резолюцию, чтобы центральная власть уменьшила тарифы до уровня, который был по состоянию на 1 декабря 2020 года, в два раза.
5-2 Но тут в толпе раздался гул. Люди были чем­то недовольны.
 - А почему в два раза эти тарифы уменьшать? Пусть нам вернут те цены, которые были до 2014 года, ­- выкрикнул кто­-то из толпы.
 Тут, как говорится, ступил товарищ не на ту почву, потому что все, что было положительного в стране до Майдана вспоминать не принято. Поэтому сей вопиющий глас потонул в гуле голосов, а организаторы стали собирать подписи под уже готовой резолюцией.
 В это время к микрофону прорвалась одна из желающих, которая стала рассказывать, что нужно обязательно поддержать украинских ученых, которые уже составили алгоритм, как понизить тарифы, но у нас его внедрять не хотят, а вот в Анг­лии с удовольствием воспользовались разработкой украинцев. Митингующие были как бы и не против поддержать украинских ученых, но тут оратор сказала, что работали они под чутким руководством одного из политиков. И тут люди словно очнулись и послали оратора в одну из частей тела.
 Потом зерно в подготовленную поч­ву народного возмущения бросил представитель политической партии с националистическим уклоном. Его тоже хотели сначала послать, но он предложил не просто собраться в 12.00 в следующее воскресенье в том же месте, а пройти «ходой» через 95-­й квартал. А потом, чтобы правительство, наконец, услышало криворожан, перекрыть международную трассу. Как это сейчас делают протестующие против поднятия тарифов в других городах. Криворожане поддержали данное предложение и сказали, что придут и других приведут.
 Затем к микрофону подходили обычные люди, которые не могут физически оплачивать коммуналку по этим тарифам. Один из пенсионеров рассказал, что проживает вместе со своей супругой в «потом и кровью заработанной» 3 ­комнатной квартире. Так как субсидия на отоп­ление дается им не на всю площадь жилья, супруги вынуждены будут отдать за коммуналку за декабрь две трети своих двух пенсий. И жить им месяц придется на 2000 гривен.
 - А чем нам платить за январь и февраль, ведь температура будет ниже, а тариф на отопление ­ выше? У нас же тогда не 2000 гривен останется, а тысяча, -­ чуть не заплакал он. ­- И мне и моей супруге нужно лекарства постоянно принимать, а вы посмотрите как выросли цены в аптеках! Что нам делать? Умирать? Помочь нам некому. Всю жизнь проработали на это государство и вот в старости остались нищими.
 Практически у каждого, кто пришел на митинг, похожая ситуация. Люди возмущены, их чаша терпения переполнена.
 -­ Пусть не тарифы поднимают, а пенсии и зарплаты, -­ сказал один из протестующих. ­- Я на «Арселоре» работаю, получил за месяц восемь тысяч, за квартиру нужно отдать больше половины. Жена работает в кафе на минимальной зарплате. Субсидия нам не положена. У нас двое детей, за что нам месяц жить? Мы, металлурги, бастовали, требовали европейские зарплаты в 1000 евро, но так ничего и не добились. Шахтеры тоже из-­под земли не выезжали, так их теперь еще и судят за то, что хотят получать те деньги за свой нелегкий труд, которые реально зарабатывают. До каких пор это будет продолжаться?
 Митингующие подписали резолюцию о снижении тарифов, которую отправят власть имущим в Киев.
                                                                                                                Елена ЧЕРНИЧКИНА