Как живёшь, солдат?

25-1 Скоро исполнится семь лет, как на Донбассе начались боевые действия. О том, как сегодня живут те, кто защищает родную землю, мы говорим со старшим солдатом военной части А3488 Игорем Васалатием, который находится в краткосрочном отпуске в Кривом Роге.

 До призыва в армию Игорь Васалатий проработал 15 лет на «АрселорМиттал Кривой Рог», но события 2014 года не оставили его равнодушным. Он долго наблюдал за развитием ситуации со стороны, но в конце концов патриотические чувства возобладали, что и сподвигло Игоря Андреевича подписать контракт на службу в Вооруженных силах Украины. В настоящий момент он находится непосредственно на линии фронта, в одной из механизированных частей ВСУ.

 ПЕРЕД ОТПРАВКОЙ
 НА БОЕВЫЕ ПОЗИЦИИ
 1 декабря 2019 года Игорь подписал контракт на три года. После его окончания можно будет заключить новый на полгода, хотя в настоящий момент происходит пересмотр сроков, и скорее всего минимальный срок второго контракта для солдат ВСУ будет один год.
 У Васалатия до 2019 года не было опыта службы в армии, поэтому трехмесячная подготовка в учебной части в городке Старичи Львовской области позволила ему окунуться в реальную армейскую действительность.
 Готовили молодых бойцов на Яворовском полигоне украинские офицеры. Главный акцент делался на огневую подготовку: приходилось много стрелять из автомата, пулемета, были даже имитационные стрельбы из гранатомета. Игорь признается, что пострелять со снайперской винтовки ему не довелось, хотя такое желание было.
 - На военную подготовку грех жаловаться, -­ рассказывает он, -­ все было очень основательно.


 ЖИЗНЬ НА ЛИНИИ ФРОНТА
 На боевую позицию Игорь прибыл в июне 2020 года. Фронт на Донбассе состоит из двух линий обороны. На передней, конечно, опаснее, вторая линия служит, так сказать, резервом, здесь военнослужащие совершенствуют свои навыки.
 Жизнь солдата в прифронтовой полосе имеет свою специфику, поэтому привычный армейский распорядок заменяется важнейшей сверхзадачей -­ не только самому остаться в живых, но и сохранить жизнь своих товарищей. А для этого очень важно не появляться на открытых участках местности.
 В роте Игоря Васалатия служат контракт­ники из разных городов: Винницы, Харькова, Днепра, Запорожья, Черкасс, Донецка. Их возраст -­ от 20 до 50 лет, есть даже и старше. Все бойцы подписывают официальный контракт с ВСУ на три года. Солдаты срочной службы в зоне ООС не служат.
 Общение в нашей армии ­- демократичное: команды отдаются на украинском языке, однако к русскому отношение очень толерантное и терпимое. Поэтому хочешь говорить по-­русски ­никто тебе препятствовать не будет.
 На передней линии обороны важнейшей задачей для бойца является наблюдение. Собственно, именно этим солдаты и занимаются круглосуточно, не забывая, конечно, о снайперах, минах, квадрокоптерах, которые могут скрытно передавать данные о позициях украинской армии.
 Вооружение не новое, но все в боевом состоянии. Днем бойцы ведут наблюдение при помощи оптических приборов, ночью ­- приборов ночного видения. Все провокации и подозрительные происшествия сразу же фиксируются на наблюдательном пункте.

 БЫТ СОЛДАТА НА ФРОНТЕ
 Организация бытовых вопросов, связанных с обеспечением бойцов на линии обороны, уже давно отработана до мелочей. Все, что необходимо для жизни солдата, исправно поставляется.
 -­ В настоящее время украинская армия практически всем обеспечена, ­- рассказывает собеседник, -­ поэтому с волонтерами наше подразделение почти не соприкасается. Только однажды они привезли для нашей роты маскировочную сетку, которая, к слову, оказалась очень кстати. Питания нам всем хватает, хотя у каждого могут быть индивидуальные потребности, но голодным точно никто не ходит. За нахождение на первой линии солдату выплачивают денежное довольствие порядка 1000 долларов. На второй ­меньше, но по украинским меркам это тоже довольно внушительная сумма. В отпуск можно пойти из расчета 2,5 дня за каждый месяц службы. Следовательно, в год солдату положено около 30 дней отпуска.
 Взвод, в котором служит Игорь, большую часть времени располагается в блиндаже, который является частью окопной системы. Его размер ­- 10-15 квадратных метров. Ежедневно одна часть взвода выдвигается на наблюдательные пункты, а другая возвращается в блиндаж. Как говорится, схема проста, как угол дома.
В блиндаже есть кровати, «буржуйка», свет и даже небольшая баня, в которой военные имеют возможность помыться и постираться.
 Фактически каждый взвод имеет свой блиндаж, все делалось руками самих солдат, многие сооружения имеют замысловатые конструкции и едва ли среди них можно найти два одинаковых.
 Кушать украинским военным готовят на командно­наблюдательном пункте, затем горячую пищу развозят по подразделениям. Правда, обстановка на линии фронта порой вносит свои коррективы, но без первого в обед не остается никто. Также каждому солдату на неделю выдается сухой паек: консервы, тушенка, сало. Дают и фрукты: яблоки, лимоны, апельсины, хурму, ананасы, киви.
 Посуда пластиковая ­- она удобна в том плане, что ее не нужно мыть. Воду приво­зят в бутылях. В блиндаже составлен график дежурства, за его выполнением следит офицер, за которым закреплен взводно­-опорный пункт. Он же обеспечивает дисциплину, порядок, ведение документации, ну и конечно же отдает приказы во время обострения обстановки на фронте.
 Мобильная связь ограничена, пользуются ею в безопасных местах и как можно меньше. Многие приложения, а также общение в социальных сетях, категорически запрещены.
По словам Игоря, самое главное на фронте -­ это дисциплина, без нее армия превращается в толпу. В этом отношении многое зависит от командира.
 Если подразделение находится на второй линии обороны, где обстановка немного спокойнее, бойцы проводят стрельбы, тренировки, хотя жизнь в прифронтовой полосе всегда сопряжена с риском.
 По словам Игоря Васалатия, в настоящий момент на Донбассе обстановка более-­менее спокойная. О боевых операциях, в которых ему конечно же приходилось участвовать, он рассказывать не стал. Сказал только, что все верят, что война когда-­то закончится, и наша страна станет вновь единой. Он отметил, что украинская армия стала по­настоящему профессиональной, а те, кто в ней служат, ­настоящие патриоты, готовые в любой момент защитить родную землю от оккупантов.
                                                                                                                Дмитрий ЛЫСОГОР