ЭРА МИЛОСЕРДИЯ

Благотворительные фонды (БФ) всё чаще собирают деньги больным детям с помощью копилок. И в этих, казалось бы, благих намерениях иные умудряются рассмотреть чьи-то коварные планы. Известное дело: обжегшись на молоке, дуем на воду.

Miloserdie

Жизнь от фонда благотворительности

С июня многие криворожане стали замечать на остановках транспорта парней и девушек в специальных накидках и с прозрачными урнами в руках. Они стоят на остановках или заходят в останавливающиеся маршрутки, приятно улыбаются, представляются и просят помочь, кто чем может. С фото на урне на нас смотрит грустный мальчик, по воле судьбы ставший пленником страшной болезни. Прохожие и пассажиры маршруток порой не прочь сделать доброе дело и дают одну-две, пять, -дцать гривен в помощь.

Miloserdie2

Некоторые усмотрели в этих ребятах аферистов. И, не разобравшись, поспешили обгадить благое дело - развернули травлю волонтеров, собирающих в эти месяцы деньги на лечение 10-летнего Богдана Бондаря. Одна из криворожанок возмутилась, что волонтеры указывают разные диагнозы: одни просили якобы на цирроз печени, другие - на пересадку почки, третьи - на лечение рака… Дескать, куда смотрит прокуратура и другие органы? Подлили масла в огонь реакции некоторых городских сайтов: их почитать - так подают сердобольные криворожане кому-то «на водяру и наркотики», а бессовестные волонтеры раскурочивают урны и забирают деньги себе. Особенно поразило безапелляционное: «Никогда настоящие волонтеры и родители больных детей не собирают деньги по маршруткам и не стоят с протянутой рукой на паперти».

Miloserdie3

Так и хочется спросить - а откуда такая уверенность? Откуда вам знать, куда может загнать отчаяние родителей больного ребенка? Разобраться не пробовали? Чего там - обгадить кого-то, толком не разобравшись, это ведь у нас быстро делается!.. Тем более, если акт «обгаживания» совершается «не отходя от кассы», прямо дома у компьютера. Очень легко написать: «Вы, ребята, все лохи: одни - потому что собирают, другие - потому что дают». Ох, дай бог этим писакам никогда не столкнуться с проблемой невозможности оплатить лечение своему ребенку!

Да, без мошенников это дело не обходится: аферисты плодятся, изобретая всё новые способы нагреть руки на человеческой отзывчивости. Кстати, урны снабжены пломбами и так просто деньги оттуда не вытащить - это информация для тех, кто подозревает юных активистов в наживе. В семье, конечно, не без урода, но и просто равнять всех под одну преступную гребенку, да еще приплетая сюда и маршрутчиков, которые якобы получают «долю», гадко.

Родители конкурируют за Благотворительные фонды

Обычно болезнь ребенка становится неожиданным ударом для семьи, и необходимость оплаты лечения и длительной реабилитации загоняют в долговую яму. Так случилось и в криворожской семье Бондарь, огромный мир для которой вдруг уменьшился до размеров палаты в детской клинике «Охматдет».

О 10-летнем маленьком инвалиде Богдане Бондаре «Пульс» сообщал несколько номеров назад: у него хронический тубоинтерстициальный нефрит, проще говоря - не функционирует почка. Все подтверждающие документы в наличии. Лишним, наверное, будет говорить, сколько порогов уже обили родители Богдана. С апреля мальчик находится на программном гемодиализе. Ему нужна почка, но даже если ее и найдут (сейчас мама мальчика Анжела проходит анализ, который покажет, подойдет ли ее почка сыну), то на пересадку нужна огромная сумма - 60 тысяч долларов, ведь операцию надо будет делать за границей.

- Когда в семью приходит такая беда, не обращаешь внимания ни на какие нападки, - рассказывает мама Анжела Бондарь. - Вокруг и правда полно мошенников, и я не виню людей, которые считают аферистами и активистов, собирающих деньги на наши нужды. Многие звонят мне (мой номер телефона указан на копилке), просят документы, но большинство просто поговорят и развеют свои сомнения.

Мы с мужем поначалу тыкались как слепые котята - не знали, куда обратиться за помощью. Спасибо директору нашей 4-й школы - Максиму Леонидовичу: он инициировал первый сбор средств, подключил средства массовой информации Кривого Рога. Кстати, тогда и посредством «Пульса» я получила много откликов с желанием нам помочь. Позже мы обратились и в Днепропетровскую облгосадминистрацию, надеялись, что там окажут существенную помощь, но помогли только тысячей гривен. И на том спасибо, как говорится. Потом мы обратились за помощью к криворожской организации, собирающей средства на онкоаппаратуру. Нам они помочь не смогли, но через них информация о нашей беде каким-то образом дошла до Киева. Мне вскоре позвонили и сказали, что в столице организован благотворительный фонд «Перший. Справжній» специально под сбор денег на лечение сына. Лично мы с мужем ничего для этого не делали. Я встречалась не раз с их представителем (он приезжал к нам в «Охматдет»), разговаривала с президентом фонда… У нас подписаны все документы о сотрудничестве. И я безмерно довольна и благодарна им! Уже несколько раз прибегала к их помощи - надо оплачивать пребывание здесь, в Киеве, платить за дорогостоящие анализы, я уже молчу о самой операции… И я, и они сопровождаем нашу деятельность финансовыми отчетами - чеки, документы: все они, сканированные, есть и на сайте фонда.

Кстати, о мошенниках здесь, в «Охматдете», говорят все мамы и папы, но почти никто из них не делится информацией о благотворительных организациях, которые им помогают. Есть явная конкуренция между мамочками: «своих» благодетелей (фонды - прим. авт.) обычно никто не сдает, боятся, что своим деткам меньше достанется. Это тяжелые детские болезни, угрожающие забрать жизнь у ребенка, принуждают родителей к такому… Когда я рассказываю о помогающем мне фонде, на меня они смотрят, мягко говоря, удивленно. Но, как мне кажется, это неправильно: поможешь ты - и тебя помощь найдет.

«Мы привыкли к обвинениям»

Юрист киевского БФ «Перший. Справжній» Оксана Когут подтвердила «Пульсу» в телефонной беседе, что их фонд и правда был создан 3 июня для сбора средств Богдану Бондарю. Правда, отметила, что копилки - не тот способ, которым можно быстро собрать значительную сумму денег. Но фонд работает: его волонтеры стараются не только в Кривом Роге, но и в других городах Украины.

- Слухам о мошенничестве я не удивляюсь - аферисты плодятся и недоверие людей понятно, - комментирует Оксана Николаевна. - Могу предположить, что они вызваны уголовным делом, которое сейчас расследуется по факту мошенничества в отношении деятельности одного из фондов (если не ошибаюсь, он называется «Разом до мрії»), деятельность которого, в частности, происходила и в Кривом Роге. Может, люди наслушались и автоматически теперь не верят и другим волонтерам. А сами юные помощники могут и перепутать диагнозы…

На 95-м квартале «Пульс» пообщался с двумя волонтерами этого фонда. Они школьники, им по 16 лет. Их принимали с разрешительным заявлением от родителей. Работают с начала июня. Работают безвозмездно - им компенсируют только проезд на городском транспорте. Смены - по четыре часа.

- За месяц мы наслушались много чего от людей, уже привыкли, - вздыхают разомлевшие на жаре ребята в специальных накидках. - Кто-то без разговоров откликается на просьбы помочь в лечении, кто-то остается равнодушным, а некоторые и обругать могут, считая, что мы работаем на мошенников... У нас на руках все необходимые документы, нас проинструктировали, как вести себя в разных ситуациях… Еще больше уверенности добавляет, когда в маршрутке вдруг попадется человек, лично знающий семью больного и подтверждающий, что деньги и впрямь очень нужны… Чем без дела летом сидеть - лучше помочь.

Не ленитесь - проверяйте!

- На самом деле столкнуться с нечестным фондом гораздо сложнее, чем с честным. Основная опасность приходит посредством Интернета, - предупреждает юрист БФ «Перший. Справжній» Оксана Когут. - В соцсетях или на почту человек получает рассылку, что какому-то ребенку необходима помощь, сообщаются реквизиты. Аферисты особенно любят драматизировать с целью вышибить слезу, мол, ребенок вот-вот умрет, завтра будет поздно и т.п.

Что правильно сделать? Не полениться лично удостовериться, что фонд существует. Что туда можно написать, позвонить, есть счет в банке на юрлицо, есть сайт. Поискать информацию о ребенке, позвонить родителям, попросить документы, справку с диагнозом. Запомните: фонды практически никогда не делают массовые рассылки с просьбой оказать помощь, и в 90% случаев такие письма - мошеннические. Также вряд ли благотворительные организации будут делать шикарную рекламу - у них просто нет на это средств. Только особо крупным фондам могут пойти навстречу и дать возможность бесплатно разместить масштабную социальную рекламу в городе. А вот как раз волонтерской помощью фонды пользуются часто: сбор денег в местах скопления людей - обычное дело. Волонтеры не получают за свой труд ни копейки - их помощь добровольная.

Как распознать мошенника среди собирающих на улице деньги? Первое - проверить наличие документов у волонтеров и общественных активистов. А это:

договор, заключенный между Фондом и волонтером. Им удостоверяется, что волонтер действует не в целях личного обогащения, а осуществляет общественную помощь в соответствии с проектом фонда, о чем и отчитывается. Фонд, в свою очередь, также отчитывается;

копия договора между фондом и адресатом сбора средств (бенефициаром). Им в данном случае является мама заболевшего мальчика;

доверенность от фонда. Обязательно содержит фамилию, имя волонтера, срок выдачи и окончания доверенности;

паспорт или любой другой документ, подтверждающий личность волонтера, поскольку договор с фондом и доверенность фонда выданы на имя конкретного общественного активиста или волонтера.

Ольга ВОРОН