Такая разная железная дорога

Железная дорога ­ это артерии страны, по которым безостановочно мчатся пассажирские и грузовые поезда. С одной стороны, благодаря ей миллионы украинцев могут без проблем перемещаться из точки «А» в точку «Б», с другой ­ она обеспечивает бесперебойное функционирование украинской промышленности. Особенно стала незаменимой «железка» во время войны. За восемь месяцев было перевезено сотни тысяч пассажиров и тысячи тонн груза. Своеобразная дорога жизни стала для многих украинцев настоящим спасением. Однако железная дорога не может существовать сама по себе. По этой причине её ежедневно обслуживает целая армия людей.

   Корреспондент «Пульса» встретился с теми, кто считает свою профессию не лишенной романтики и не мыслит себя в иной отрасли. Так совпало, что страна отмечала День железнодорожника, и на встречу с нашим журналистом пришли преимущественно ветераны. Была и молодежь. Все вместе помогли заглянуть в таинства тяжелой и интересной работы.

9-1   Владимир НАБОЙЧЕНКО ­ мастер цеха дефектоскопии

  - Многие люди ошибочно считают, что железнодорожное покрытие не нуждается в систематическом обслуживании. К сожалению, это не так. В период его эксплуатации на нём могут образовываться дефекты. Чаще всего встречаются проблемы, связанные с коррозией или усталостью металла, неисправностью болтовых отверстий, -­ рассказывает Набойченко.

   - Я работал на железной дороге около тридцати лет. Мы всегда отвечали за содержание железнодорожного покрытия в надлежащем состоянии. Чтобы найти все существующие дефекты, нам приходилось проделывать большие расстояния. Например, мы обслуживали 272 км главного хода железной дороги, и около 100 км приемоотправочных путей. В год приблизительно выходило 15 тыс. км железнодорожного покрытия.

   Такое расстояние могли проделать только опытные и сильные люди. Сейчас же среди дефектоскопистов наблюдается нехватка кадров. Посудите сами: если в 90-­х годах прошлого века в моем подчинении находилось до 55 человек, то сейчас количество специалистов не превышает и восьми. Не знаю почему, но не все видят в нашей, на первый взгляд неприметной работе, явные преимущества. Но пока не попробуешь лично, уговаривать бесполезно.

Екатерина ВОЙНАЛОВИЧ ­ приемосдатчик станции «Кривой Рог­Главный»

 9-2   -  ­ Мой отец ­ машинист первого класса, имеющий тридцатилетний стаж работы на железной дороге. Львиную долю этого времени он проработал в сфере пассажирских перевозок. На железной дороге работали и обе мои бабушки ­ они были проводницами. Несмотря на это, я долго не решалась идти по стопам своих родных.

   Всё изменилось чуть больше года назад, когда я захотела найти более стабильную работу, чем была до этого. Всё-­таки годы идут, и хочется, чтобы работа, которой я посвящаю большую часть своего времени, приносила не только удовольствие, но и уверенность в завтрашнем дне.

   Я рассудила так: железная дорога -­ это не завод, который может закрыться. Что бы ни случилось, по ней всегда будут что­-то перевозить. И я быстро поменяла профессию мерчандайзера на специальность приемосдатчицы. И ни разу об этом не пожалела.

   В мои обязанности входит осмотр вагонов на предмет их чистоты, контроль за правильной погрузкой перево­зимого сырья, а также проверка целостности цистерн с опасным грузом.

   Еще я сверяю фактическое наличие перевозимого товара с тем, который указан в сопроводительной документации. Работа кажется на первый взгляд монотонной, но это неправда. Каждый в своей работе может найти изюминку. Я ­- нашла.

9-3Юлия ЗАХАРОВА ­ дежурная по станции «Кривой Рог­Главный»

  - Назвать мою работу простой язык не повернется. Как дежурная по станции я обеспечиваю безопасность движения поездов, их своевременный приём и отправление. Мои коллеги смеются, что я всю жизнь провожу за пультом управления.

   И это при том, что на железную дорогу я попала чисто случайно. Дело в том, что мама в свое время уговорила меня поступать на фармацевта. Она сама в молодости хотела работать в аптеке. У нее не получилось, поэтому через меня она пыталась осуществить свою давнюю мечту.

   Я подала документы в медицинский колледж, но смогла поступить только на контрактную форму обучения. Но, не сказав маме, параллельно отнесла документы в железнодорожный колледж. А вот в него я поступила на бюджетную форму обучения. Это и предопределило дальнейший выбор. Не знаю, каким бы я была фармацевтом, но я считаю, что теперь я ­ на своем месте.

 

9-4Ольга РЯБОКОНЬ ­ специалист по снабжению вагонов

  - Моя железнодорожная карьера началась в 1975 году, когда меня приняли в контору обслуживания пассажиров Криворожской железной дороги. Мы снабжали и экипировали вагоны матрасами, подушками, чехлами, дорожками, занавесками и вагон­ресторан ­ продуктами. В мои обязанности, кроме всего прочего, входила стирка, глажка и сортировка белья. Его нужно было загрузить в стиральную машину, вынуть и высушить. Не поверите, но зимой наш цех перестирывал до трех тонн белья. В летнюю пору -­ до пяти тонн.

   Что касается сегодняшнего дня, то контора обслуживания пассажиров до сих пор существует. Как и прежде, она обеспечивает вагоны всем необходимым. Однако в ней уже нет прачечного цеха, а все белье для стирки отвозится в столицу.

   Если вы едете в чистом вагоне и у вас свежее постельное белье, знайте, это мы приложили к этому руки. В прямом и переносном смысле. Приятно, когда пассажир остается довольным.

Алексей СОКОРЕВ ­ составитель поездов станции «Кривой Рог­Главный»

­ 9-5   - Составителем пассажирских поездов я работаю с 1992 года. На эту стезю я ступил неслучайно. Дело в том, что в этом году у меня родился сын. Это событие подтолкнуло меня к поиску стабильной работы. И я ее нашел здесь, на железной дороге.

   В мои обязанности входит свое­временное формирование и расформирование составов, выставление поездов на отправление. Сформированный состав я должен подать на станцию не позднее чем за 30 минут до посадки пассажиров.

   Самое приятное в моей работе ­- возвращаться домой с чувством выполненного долга, осознавая, что все поезда покинули перрон своевременно, согласно графику. Работа ответственная, но я чувствую здесь себя очень комфортно. Потому что я, по своей натуре, человек дисциплинированный.

   Иногда мне снится железная дорога, а еще стрелочки, вагоны, цифры. Жена говорит, что я и ночью отправляю куда­то поезда.

 

9-6Людмила ВЛАСОВА ­ бывший начальник поезда

  - Начальник поезда отвечает за комфорт и безопасность перевозимых пассажиров. Я всегда находилась в поезде во время рейса. Я должна была реагировать на жалобы пассажиров, следить за порядком в вагонах, выявлять правонарушителей и предотвращать возникновение противоправных действий с их стороны. Для меня, хрупкой женщины, это было сложной задачей. Но я умела делать грозное выражение лица и усмирять буйных пассажиров.

   Это при том, что я знаю, что асоциальные типы даже несколько раз выбрасывали проводников по ходу поезда. Случались у нас и кражи. Бывало, что в дороге умирали люди. Много чего было, и надо было действовать по инструкции.

   Но были и приятные моменты. В основном, люди благодарили за сервис и хорошее обслуживание.

Ярослав СТАСЕНКО ­ машинист электровоза

9-7  -­ На железнодорожных перевозках я работаю 12 лет. Из них три года занимаю должность машиниста. Грузоперевозки ­ это ответственный участок работы. Где не расслабишься, где надо быть готовым к любым аварийным ситуациям.

   Помню, когда я был помощником машиниста, мы с моим товарищем попали в довольно неприятную ситуацию. Вечером того злополучного дня мы ехали в Верховцево.

   Шёл ливень, сопровождающийся сильным порывистым ветром. И тут совершенно неожиданно срабатывает тормоз, на пульте машиниста загорается датчик разрыва тормозной магистрали. И электровоз замирает на месте. В ходе проверки оказалось, что между 12-­м и 13­-м вагонами из-­за попадания влаги с тормозного рукава соскользнула металлическая трубка. Воздух пошёл в атмосферу, что в свою очередь спровоцировало остановку электровоза.

   Представьте, на улице -­ Армагеддон, за нами едет другой состав, обстановка аховая. Собрались с моим напарником и смогли устранить неисправность.

   И когда вдалеке забрезжил огонек идущего за нами поезда, мы уже тронулись.

   Правда после смены меня на две недели свалила простуда, но я был горд собой и своим напарником. Эта работа ­ для настоящих мужчин, и она требует отдачи. Вот что такое железная дорога!

9-8Валентина МИСЮТА ­ бывший заместитель начальника депо по персоналу

  - Меня по праву можно назвать потомственной железнодорожницей. На протяжении более 50 лет мой отец работал машинистом на железной дороге, а мама какое­то время занимала должность бухгалтера в школе железнодорожников. Более чем за 50 лет работы на железной дороге я прошла путь от дефектоскописта до заместителя начальника депо по персоналу.

   Работая в этой сфере, я неоднократно проводила собеседования и принимала решения касательно приёма тех или иных кандидатов на работу. Моей главной задачей являлось определение компетенций и способностей потенциальных железнодорожников.

   Чтобы определить пригодность того или иного кандидата к выбранной профессии, я должна была определить степень его мотивации, личные предпочтения, склонность к той или иной деятельности. Я была в какой­то мере психологом человеческих душ. Ну как такая работа может не нравиться?!

Владислав ВОЛОБОЕВ