Долговая петля

Моё знакомство с банком «Прихват» (название изменено - прим. авт.) произошло, когда мне нужно было разместить свои средства в банковской ячейке. Зная о том, что в «Прихвате» есть большое сейфовое хранилище, я обратился в это финансовое учреждение с целью задепонировать ячейку.

Но в аренде ячейки мне отказали, мотивируя тем, что я не являюсь клиентом банка. А чтобы стать клиентом, мне необходимо получить кредитную карту. Что звучит абсурдно - человек, который хочет разместить крупные средства в депозитарии банка, должен взять у него кредит!

Но что делать - ячейка мне была нужна, а у других банков с этим слабо, поэтому я согласился на кредитную карту с минимальным кредитом в 500 гривен.

Собачий рефлекс

А потом началась излюбленная схема наших отечественных банкиров. Без твоего на то согласия, тебе «накачивают» деньги на эту кредитную карту в надежде на то, что ты рано или поздно ею воспользуешься. Мне увеличили кредитный лимит до 7000 гривен за несколько месяцев, повышая его постоянно, без моей на то просьбы и согласия. Расчёт банкиров верен, ведь если на стене висит ружьё, как сказал Чехов, оно всё равно когда-то выстрелит. То есть, если у тебя есть кредитка на 7000 гривен - ты ею обязательно воспользуешься. Ведь ситуации в жизни бывают разные.

Я воспользовался карточкой и снял с нее пару тысяч гривен. И это была моя первая ошибка. Вторая произошла тогда, когда в силу обстоятельств я забыл, что мне надо внести средства на карту. И здесь только моя вина - не отрицаю. Мне тут же позвонили из банка, но вместо того, чтобы вежливо напомнить, стали грубить и угрожать. В ответ я потребовал, чтобы, как это водится у нормальных банков, мне заранее приходила бы SMSка с напоминанием об оплате кредита.

Я тут же погасил половину задолженности перед банком, а дальше решил платить по 100 гривен в месяц. Как ни странно, мне начали приходить SMSки каждый месяц с просьбой оплатить очередные 100 грн. Что я и делал. Но я забыл о психологии, чем пользуются нечестные на руку дельцы во все времена. Рефлекс собаки Павлова. Загорается лампочка, у собаки выделяется слюна, пора принимать пищу. Лампочка не загорается, слюна не выделяется. Потому что выработан рефлекс.

Люди - не собаки, но рефлексы у них вырабатываются точно так же. SMS приходит, ты платишь, и если это происходит постоянно - ты привыкаешь, вырабатывается стойкий рефлекс. А потом в определённый момент, когда рефлекс выработан, SMSка вдруг не приходит, и ты не платишь, потому что это доказано ещё профессором Павловым.

Так случилось и со мной. Мне тут же позвонили из банка и сообщили, что, так как это уже не первая просрочка, то теперь я должен оплатить сразу всю недоплаченную сумму кредита, а также штраф в размере 810 гривен. Что тут скажешь? Профессор Павлов давно умер, а Остапы Бендеры живут вечно. И всегда найдётся способ для «сравнительно честного отъёма денег у населения». Приняв эти постулаты за жизненную парадигму, я пошёл и оплатил всё, что мне насчитали. После чего решил не приближаться к этому банку на пушечный выстрел. Но не тут-то было.

На всякий случай я оплатил «Прихвату» сумму на 150 гривен больше, чем был должен, плюс заплатил штраф. И тут, через время, оказалось, что я должен ещё 13 гривен, которые образовались непонятно почему и как. Я оплатил и их. А через месяц я узнал, что должен этой организации 4,46 грн. за пользование тринадцатью гривнами, которыми я конечно же не пользовался.

«Прихват» всё это время атаковал меня. Оттуда стали звонить, слать письма. И требовать с меня 810 гривен штрафа, которые я давно оплатил. Звонки стали раздаваться постоянно, посыпались угрозы. Я объяснил звонящим, что ничего не должен, что у меня есть чеки, и более того, выписка по счёту, взятая в тот день, когда я оплатил им всё, что они насчитали, в том числе и этот штраф. Такую выписку я рекомендую брать всем клиентам банков, потому что это документальное доказательство, выданное клерками, в том, что вы ничего никому не должны. Её надо брать обязательно, потому что в будущем они обязательно попытаются вам насчитать несуществующие долги.

И тут мне начал звонить автоответчик. Два раза в сутки - в два и четыре часа ночи. Потом звонили какие-то люди, которым я объяснял, что ничего не должен. И так постоянно - ты доказываешь им, что всё оплатил, они это признают, но потом через пару дней тебе звонит уже другой менеджер с требованием опять оплатить несуществующий долг. Так продолжалось пока я не заблокировал их номер в своём мобильном. И на этом, казалось бы, всё, но «Прихват» не был бы сам собой, если бы не пошёл ещё дальше. Ведь нет предела совершенству.

Прихватбанкомёт

Хотя я и не имел больше никаких отношений с этой финансовой организацией, она всё равно умудрилась «прихватить» у меня 1800 гривен.

Являясь клиентом уже совсем другого банка, я решил снять 2600 гривен со своей карты. У этого банка договор с «Прихватом» о том, что все клиенты банка могут снимать свои деньги в их банкоматах без комиссии.

Когда я стал снимать деньги в банкомате, он вроде бы мне их выдал - они появились в лотке выдачи банкомата, но, как только я стал их забирать, деньги стали заезжать обратно в банкомат. Получилась ситуация, когда я тянул свои деньги из банкомата в одну сторону, а сам банкомат тянул их в другую, обратно вовнутрь.

Победила дружба. Часть денег осталась у меня в руках - 800 гривен, а 1800 скрылись обратно в банкомате, после чего он мне выдал чек о снятии полной суммы с карты.

Позвонив в службу поддержки «Прихвата», я заявил о мошеннических действиях банкомата, мне оформили заявку на возврат средств. Точно такую же, но письменно, я оформил и в своём банке. А ещё через пару дней мне пришла SMSка, что мне вынуждены отказать в удовлетворении заявки на возврат «прихваченных» 1800 гривен, так как технических сбоев в банкомате не обнаружено! Я кинулся звонить в службу поддержки, где мне сообщили, что инкассация банкомата уже прошла, излишков средств не обнаружено и, более того, назвали мне даже купюры, которыми банкомат мне выдал деньги.

Воровская «малина»

Впечатлённый такой наглостью, я поспешил в центральный офис «Прихвата» с целью посетить службу безопасности. Оказалось, что в двух огромных зданиях центрального офиса служба безопасности банка не располагается! А находится она… в соседней «хрущёвке», в квартире на первом этаже. Никаких вывесок, никаких опознавательных знаков. Клиентов туда отправляют на словах. Служба безопасности ли это или нет, установить сложно. Напоминает как фирму-однодневку, так и воровскую «малину», где в квартире сидят какие-то мужики и чем-то занимаются. Они-то и заверили, что меня скоро вызовут по вопросу банкомата и 1800 гривен. Никаких документов не предъявили, у меня никаких документов не спросили, когда вызовут - неизвестно.

Прихватперевод

Буквально в это же время мне, как назло, пришёл перевод по системе платежей «Прихвата» в размере 300 долларов. Решил их перевести себе на карточку этого банка. Через онлайн-банкинг выполнил эту операцию, но мои доллары попросту пропали. Из системы переводов они исчезли, а на карту не поступили.

Внутри самого банка через онлайн-банкинг такие процедуры должны проходить моментально. Если происходят сбои, перевод между счетами внутри банка занимает один день.

Но не через день, не через два эти деньги не появились. Они поступили мне на карту только вечером на четвертый день. Что по банковским меркам, как для перевода внутри банка, - огромный срок.

Все эти дни я терроризировал службу поддержки банка с весьма конкретными вопросами и требованиями. Я просил немедленно вернуть мне деньги, предоставить техрегламенты по переводам средств между счетами (они обязательны для любого банка и должны быть доступны клиенту), требовал предоставить мне информацию о пенях и штрафах со стороны банка, если он задерживает деньги клиента.

Ни одна моя просьба не была выполнена. Банковские клерки ссылались на техпроблемы, но на мою просьбу предоставить информацию о конкретной проб­леме, должностных лицах, за неё отвечавших, не было никакой реакции.

Прихватчики с большой дороги

Как я узнал позже - люди повально пишут заявления в правоохранительные органы на этот банк. Например, у одной супружеской четы «Прихват» похитил депозит в размере 60000 гривен, и дело дошло до суда. У мужчины банк дважды списывал одну и ту же сумму с пластиковой карты. У девушки после похищения карты, которую она тут же заблокировала, пропали все средства со счёта и образовался овердрафт.

А уж проблем с банкоматами «Прихвата», которые либо не выдают деньги, но их исправно списывают, либо «зажёвывают» карты, либо выдают деньги частично, списывая всю сумму, - вагон и маленькая тележка. Интернет заполонён сообщениями от потерпевших клиентов с рассказами о различных технических чудесах, которые происходят с этим банком. У банка отговорка всегда одна - технические проблемы. Пик этих технических проблем, как правило, приходится на конец месяца, когда клиенты платят по кредитам. И именно эти проблемы очень сильно помогают банку получить просрочку по кредитам граждан, для того, чтобы потом насчитать им штрафы и пени и таким образом значительно увеличить в стоимости сам кредит. Кстати, просрочки по кредитам, штрафы и пени банкиры насчитывают без каких-либо техпроблем и задержек.

Александр ТОЧКА