Фуршет

Давайте дарить улыбки!

 11-4В трудовой книжке криворожанки Татьяны Павлишиной указано всего одно предприятие ­ КП «Скоростной трамвай», депо №1». 26 лет она работает водителем трамвая на пассажирских перевозках и ни разу не пожалела о том, что выбрала именно эту профессию.

Татьяна Алексеевна ­ скромная, хрупкая, обаятельная женщина с милой улыбкой. Глядя на неё, сложно представить, что она с лёгкостью управляется с 18­-тонной пятнадцатиметровой махиной. Свой вагон №481 она ласково называет «чаечкой», относится к нему, как к живому существу и утверждает, что понимает все его «капризы».
­ Мне всегда нравились трамваи, хотя из моих родственников в депо никто не работал. Тем не менее, когда в 18 лет я сказала папе, что хочу работать водителем трамвая, он меня поддержал. Сначала устроилась мойщиком-­уборщиком, вскоре окончила курсы водителей. Там же, на курсах, встретила будущего мужа, мы вместе уже четверть века, ­ улыбаясь, рассказывает Татьяна Алексеевна. ­ Мне очень нравится моя работа. Особенно, когда по вечерам везёшь людей и в зеркале видишь их лица, возникает чувство, что ты хоть на короткий период, но участвуешь в их жизни. Заходят уставшие с работы труженики, весёлые и оживлённые студенты, мамы с детками, бабулечки и дедушки ­ всем им хочется подарить хорошее настроение, чтобы поездка была спокойной и комфортной. Постоянные пассажиры знают меня в лицо, здороваются, улыбаются. Это очень приятно.

НЕ ЖЕНСКАЯ РАБОТА
В Кривом Роге в двух трамвайных депо работает чуть больше двухсот водителей, которые перевозят пассажиров. Из них 70% ­ женщины, хотя эту работу лёгкой назвать нельзя. Первый трамвай выходит на линию в 3.10, чтобы выйти на маршрут тем, кто живёт в удалённых от депо районах, приходится вставать в два часа ночи.
­ Наши криворожские женщины-­водители ­ самые красивые в Украине. Поверьте, это не пустые слова, так и есть на самом деле. К нам в прошлом году приезжала группа промтуристов из Америки, Канады, европейских стран. Они перефотографировались со всеми трамваями, но особенный восторг у них вызвали наши девчонки. Туристы такой к ним интерес проявляли, что мы опасались, чтобы их куда­-нибудь с собой не увезли,­- смеётся Надежда Клименко, начальник службы эксплуатации депо №1 КП «Скоростной трамвай».-­ Средний возраст наших женщин водителей ­- 35­-40 лет. Просто диву даёшься, как они успевают в такую рань уделять внимание внешности и приходить на работу в полном порядке. Возможно, потому, что у нас остаются только те, кто по­настоящему любит свою работу, случайные люди на предприятии не приживаются. Татьяна, например, у нас ещё и инструктор, передаёт свой опыт молодёжи.
Стать водителем трамвая сейчас можно с 21 года. Для этого необходимо пройти специальное обучение и соответствовать определённым требованиям. Водители должны досконально знать правила дорожного движения, устройство трамвая, пути, контактной сети, а, кроме того, иметь навыки работы вождения, уметь быстро ориентироваться в любой ситуации и принимать правильные решения.
Часто водителями становятся те, кто до этого работал кондуктором, потому что хорошо понимают все плюсы и минусы этой работы.
В последнее время труд водителей трамваев стал больше цениться. В зависимости от категории их зарплата составляет 8­10 тысяч. Тем не менее, на предприятии есть вакансии и водителей и кондукторов.

ЖИЗНЬ НА КОЛЁСАХ
Переоценить важность электротранспорта в промышленном Кривом Роге сложно. Ежедневно на 17 маршрутов из депо №1 в любую погоду выходит 47 бригад. Самый длинный трамвайный маршрут ­ №22 (Ст. «Кривой-­Главный» ­ улица Буковинская), он растянулся на 42 километра. Пожалуй, ни в одном другом городе Украины невозможно проехать такое расстояние за 2,50 грн., а пенсионерам ­ вообще бесплатно. За прошлый год, например, городскими трамваями (не считая скоростного) перевезено 23 миллиона пассажиров, из них 15 миллионов ­ льготники.
­ Пассажиры подчас не задумываются, какой огромный коллективный труд стоит за тем, чтобы машины своевременно вышли на маршрут. Особенно сложно работать на дороге, когда город заваливает снегом, как нынешним мартом. Но ничего, справляемся, -­ говорит Татьяна Павлишина.- ­ К сожалению, культура поведения на дороге оставляет желать лучшего. Бывает, водитель оставит свою машину на путях или застрянет в сугробе, приходится ждать. Мы ведь с пути не свернём, а это срывает график движения. Есть такие районы, где наш трамвай является единственным видом транспорта, маршрутки там не ходят, разве мы можем подводить своих пассажиров? Было, что в снежном плену водителям трамваев приходилось ночевать прямо в вагонах. Очень трогательно, что жильцы близлежащих домов приносили горячий чай в термосах и еду.
Татьяна Алексеевна не любит вспоминать стрессовые ситуации, ДТП. Объясняет, что от этого никуда не деться, на дороге в любую минуту может произойти что­-то непредсказуемое.
Зато о приятных моментах криворожанка рассказывает с удовольствием. Например, как жена, чтобы удивить мужа, заказала лично для него трамвай. Сюрприз удался, потому что все полтора часа, пока они катались по городу, мужчина не мог в это поверить. Было и такое, что роженица решила самостоятельно на трамвае доехать до роддома, но не успела, и роды начались прямо в салоне. Пока вызывали «скорую», женщина договаривалась по телефону, чтобы её детей забрали из садика. Часто заказывают трамвай для перевозки выпускников школ или гостей на свадьбу, и весь вагон наполняется весельем.
-­ Праздничное настроение пассажиров всегда чувствуется. Мы и сами его поддерживаем, украшаем вагоны на Новый год, например. Бывает, что пассажиры теряют или забывают свои личные вещи, мобильные телефоны. Их передают водителю или мы сами находим, проверяя вагон после смены. Отдаём вещи диспетчеру, находим владельцев телефонов. Приятно, когда люди радуются и благодарят нас,- ­ говорит Татьяна Павлишина. ­ Скоро весенний женский праздник, дорогие наши пассажиры, дарите почаще друг другу улыбки, пусть больше будет позитива в нашей жизни. Его порой так всем не хватает!

Кристина МАРГИНА