Фуршет

ПОЕЗДКА

 6-2После майских праздников билеты на поезда снова подорожают. Об этом сообщили в «Укрзалiзницi». Впрочем, в последние годы проезд по железной дороге дорожает настолько часто, особенно накануне летних отпусков и каникул, что можно сказать, мы как бы уже и привыкли платить больше. А что делать, не по разбитым же дорогам на маршрутках детей к морю везти? Тем более, что в любом случае проезд по железной дороге пока что обходится дешевле, чем по автомобильной трассе.

Но я хочу поговорить не о подорожании билетов. И даже не о советских поездах, в которых все мы до сих пор ездим. Хотя об этом тоже, но чуть попозже. Я хочу поговорить о наших вокзалах.

А ПОСИДЕТЬ-­ТО И НЕГДЕ!
Недавно ездила в Киев с Долгинцево. По привычке, приехала за час до отхода поезда, и сразу же с маршрутки пошла в сквер, который перед входом на станцию «Кривой Рог­Главный». Сколько себя помню, именно здесь в теплое время года и ждала поезда. На лавочке. Пусть с разломанными дощечками через одну, но сидеть на них было можно.
В этот раз, памятуя, что некий депутат Долгинцевского райсовета поставил восемь новых лавочек в сквере, решила и посмотреть на них, и посидеть заодно. Только вот беда ­ новые лавочки были все заняты. Да и не восемь их я насчитала, а шесть. Но может, в темноте и не разглядела еще две «запрятавшиеся». 6-1
Развернулась, решила подождать на старой лавке. И тут тебе сюрприз ­ нет ни одной. Куда они подевались ­ неизвестно, теперь о них напоминают только ниши, в которых они стояли. А ведь лавочек стояло не менее двадцати, причем вмещалось на них не как на новых по четыре человека, а по шесть. А качества они такого были, что еще лет пятьдесят бы простояли.
Да ладно с этими лавочками в сквере. Спасибо, хоть те, что возле перрона, где люди раньше электрички ждали, а теперь еще и пассажирские поезда, оставили.
А вот на киевском вокзале с «сидушками» и вовсе беда. Криворожский поезд пришел в пять часов утра, мне нужно было переждать на вокзале два часа, чтобы к восьми подъехать туда, куда я и держала свой путь в столице. Только вот посидеть­подождать не получилось. Потому как на главном вокзале страны «сидушек» настолько мало, что люди вынуждены ждать поезда стоя или сидя на подоконнике или на чемодане. А сидений нет, потому как огромнейший зал для ожидания на втором этаже превратился в некий супермаркет. Масса кафешек, магазинчиков и большие, удобные проходы к ним, именно там, где когда­то и стояли сиденья, предназначенные для ожидающих своего поезда пассажиров.
Тот, кто часто бывает на столичном железнодорожном вокзале, может у меня спросить, а чего ты на первый этаж в зал ожидания не спустилась? Спустилась. И даже пыталась туда пройти с десятком таких же желающих посидеть, а не постоять пассажиров. Вот только все оказалось как в сказке про Золушку. Ровно в полночь обычный зал ожидания превращается в платный и остается таковым до шести часов утра. Плати 40 гривен ­ и заходи сиди. Только вот не всем желающим перекантоваться часок­другой за сороковник мест хватит. Там ведь тоже объектов бизнеса хватает, и к ним также проход удобный нужен. Поэтому в зале всего несколько десятков ужасно неудобных железных «сидушек».
А вот если хочешь пристроить свою пятую точку на мягкое креселко, обтянутое порезанным в разных местах дерматином, ­ милости просим в еще один платный зал. «Всего» 80 гривен с человека ­ и сиди, отдыхай.

ПОКА ЖДАЛА, КИНО СМОТРЕЛА
Я пока час ждала под дверьми того самого платного ночного зала, когда он станет дневным и бесплатным, то вместе с такими же «ждунами» смотрела «кино» на огромнейшей плазме, которая висит над эскалатором. А «кино» интересное гоняли. Глава «Укрзалiзницi» Евгений Кравцов в дорогом таком костюмчике (впрочем, человек, получающий в месяц более миллиона гривен, не будет же в дешевом «лицом светить») рекламировал чудо­вагон для вип­клиентов. Мол, закажите вагончик, и он вас отвезет в любую точку, до которой идут железнодорожные рельсы.
А вагончик просто класс. В «квартире на колесах» есть две спальни, кухня, собственный кабинет и даже конференц­зал. Для вип­клиентов за отдельную плату приготовят зав­трак. Точная стоимость поездки в элитном вагоне рассчитывается для каждого клиента отдельно. Цена зависит от даты, времени поездки и направления, сообщали с экрана телевизора. Так как стоимость проезда в этом чуде озвучена не была, я залезла в Интернет и узнала, что существует формула, по которой она рассчитывается. Оказывается, стоимость аналогичной поездки в вагоне СВ нужно умножить на 11 и добавить 1000. Таким образом, если билет из Днепра в Киев в вагоне СВ стоит 630 гривен, то поездка в элитном вагоне ­ 7930 гривен.
«Путешествовать вагоном­салоном не только удобно и практично, но и оригинально и романтично, что, несомненно, оценят требовательные клиенты», ­ говорилось в рек­ламном ролике.
На этих словах, когда все ожидающие возможности посидеть «нетребовательные клиенты», раскрыв рот и держась за ручки чемоданов, смотрели на это чудо (я Кравцова имею в виду), заговорил громкоговоритель. И начало сообщения было многообещающим.
«Шановним пасажирам» сообщалось, что «Укрзалiзниця» их «вiтає» и желает хорошей поездки. Но из хорошего, как оказалось, это было все. Далее женский голос рассказывал, что с 25 марта отменены электрички на Фас­тов, Шевченко и еще куда­то. Поэтому лучше воспользоваться альтернативным видом транспорта. А электрички сняли с рейса, если говорить простыми словами, во-­первых, потому что падлюки­хулиганы раскурочили аж 113 вагонов. Почему­-то подумалось о том, что эти самые вагоны курочили еще во времена Хрущева, потому как им, как минимум, по 50 лет, а хулиганы были всегда, но докурочили, как оказалось, только сейчас. Во-­вторых, местные власти, не желают оплачивать проезд льготников из своих бюджетов. Как результат: теперь к своей тетке в Фастов вы можете доехать только на маршрутке. 6
Громкоговоритель замолчал так же внезапно, как и включился. А на экране руководитель «Укрзалiзницi», отрекламировав вип­вагон, рассказывал о светлом европейском будущем украинской железной дороги, снабжая свою речь роликами с поездами «Интерсити».

ЧУДО РАСЧУДЕСНОЕ
А ведь именно на «Интерсити» я и возвращалась домой. Нет, я бы поехала, конечно, на нормальном поезде, на котором ехала в Киев, только вот билетов на него не было.
Да, «Интерсити» находится в пути 5,5 часов, вместо семи, которые тратит обычный поезд. И это плюс. Дальше ­ только минусы.
Во-­первых, всю дорогу в этой «крутой» электричке приходится сидеть в одной позе. Пройтись по узкому проходу проблематично. Сиденья твердые, расстояние между ними ­ как в маршрутке, то есть, колени у высокого человека упираются в впереди стоящее. Рядом тоже близко человек сидит. Мне вообще «повезло». Моим попутчиком был зэк, который, судя по его разговору по мобильному с друзьями, только что «откинулся» с зоны. По дороге он делал сразу два дела ­ спал, так и норовя положить свою голову мне на плечо, и кашлял. Причем, по его кашлю, внешнему нездоровому виду, я поняла, что рядом со мной сидит больной туберкулезом, хотя очень хочется надеяться, что это не так.
Второй минус ­ это конечно же стоимость проезда. Если в пассажирском поезде, в плацкартном вагоне, билет стоит 135 гривен, то в этом «европейском нечто» ­ 250 грн. И это во втором классе, в первом ­ более 400 гривен!
Третий минус ­ цены и обслуживание. Это, к слову, та самая реформа на железной дороге, одним из пунктов которой идет питание в вагонах. В обычном поезде мы кушаем как: на столик выкладываем захваченные из дому жареную курицу, помидорчики, огурчики, яйца, плавленые сырки и т.п. и уминаем все это с большим удовольствием, запивая принесенным проводницей чайком или кофейком в граненном стакане, стоящем в подстаканнике (заплатив 6­7 грн.). Это, можно сказать, некий «поездной» ритуал.
А вот в европейском чуде техники тебе предложат не только чай и кофе, но и перекусить. К слову, в «Интерсити» провод­ники называются стюардами. Они таскают тележ­ку с едой по узкому проходу как в самолете стюардессы. И разминуться с ними, чтобы, скажем, пройти в туалет, очень сложно. Еду и напитки в «Интерсити» продают втридорога. Впрочем, судите сами. Специально стащила со стола меню, чтобы вам его частично озвучить.
Кофе ­ 39 гривен, какао ­ 29, чай «фирменный натуральный» ­ 35, мафин (маленький кекс на один укус) ­ 39, фреш­сэндвич (хот­дог по­нашему) ­ 69, банка пепси (330 г) ­ 69, сок «Сандора» (0,5 л) ­ 25, минеральная вода «Моршинская» (0,5 л) ­ 20, пиво (0,5 л) ­ 55, сырники (3 шт.) ­ 69, каша овсяная в 200­граммовом стаканчике ­ 33, куриный бульон в стаканчике ­ 39, йогурт «Галичина» (280 г) ­ 29, сырный пончик ­ 47, кусочек торта «Тирамису» (на два укуса) ­ 35, печенье в стаканчике (100 г) ­ 39, куриное филе в тарелочке (270 г) ­ 75, каша «Кус­кус» с овощами (160 г) ­ 35, салат «Цезарь» (200 г) ­ 69 гривен и т.д.
Есть еще всякая хрень, типа сухариков, вафлей, шоколадных батончиков, печенюшек. И все это ­ в два-­три раза дороже, чем в магазине. Так, к примеру, арахис «Козацька слава» (жареный, к пиву, 120 г) стоит 49 гривен.
Предлагаются пассажирам и сопутствующие товары. На них цены тоже «смешные». К примеру, пачка влажных салфеток, которая в «АТБ» стоит 2 грн., в «Интерсити» продается за 15 грн. Вам даже зарядку для мобилки продадут за... 450 грн. Но больше всего поразил «Набор для путешествий», в который входят маска (на глаза), подушка (под шею) и беруши для ушей. Кстати, стоит он недорого, всего 99 грн. И, как говорится, спи спокойно, товарищ. Главное, станцию свою не проспи. Хотя это вряд ли можно сделать в вагоне, где одновременно находятся 73 человека (напомню, в плацкартном вагоне ­ 54 места).
А за час до прибытия в Кривой Рог встал наш «Интерсити» на каком-­то маленьком полустанке, где остановки у него по расписанию нет, и начал дергаться. Минут тридцать дергался. Почти на столько же и опоздал в Кривой Рог. Почему он дергался, поняла, когда вышла из поезда и увидела, что вместо «хюндаевского» тепловоза, к нашему составу прицеплен наш, родной «Маде ин СССР». Он­то и дотащил нас до Кривого Рога. Ну не дотянул его «узкоглазый» брат до конечной станции. Пришлось старичка «перецепливать» на полустаночке.

Елена ЧЕРНИЧКИНА