Фуршет

ШКОЛА, где детей учат добру

8-1Значительная часть населения Кривого Рога исповедует православие. Но далеко не каждый человек понимает символический язык богослужения, смысл церковных таинств и библейских книг, да и зачастую элементарно не имеет представления о приходской жизни. Конечно, эти пробелы в знаниях следует восполнять, а также заботиться о духовном воспитании детей. Для этого существуют воскресные школы.

В таких учебных заведениях изучают суть православного вероучения и богослужения, церковное пение, Ветхий и Новый Заветы, историю церкви, храмоведение, 8церковнославянский язык. Но главный урок для маленьких христиан ­ это доброта. Как проходит обучение в такой школе, и где тонкая грань между знаниями и их воплощением в жизнь, «Пульсу» рассказала Любовь Ахметвалиева, директор воскресной школы храма Иверской иконы Божией Матери (улица Святогеоргиевская, 8а, возле Георгиевской колокольни). Настоятель храма ­ протоиерей Виктор (Симонюк).
Что нужно для того, чтобы учиться в воскресной школе?
-­ В первую очередь вера. Вера в семье и родительский пример. Когда ко мне приходят люди, желающие, чтобы их ребенок учился в воскресной школе, я не спешу записывать его в группу. Спрашиваю у родителей, почему они приняли такое решение. Иногда приходится слышать ответ: «Просто чтобы ребенок знал Библию». Этого недостаточно ­ желательно, чтобы у всей семьи было желание потихоньку вливаться в церковную жизнь, постигать христианские ценности не только в теории.
Конечно, если этого достичь не удается, это не значит, что ребенка в такую школу не примут. Но очень хочется, чтобы родители понимали или хотя бы стремились понять, что такое православное воспитание. Церковь не должна быть местом, где лишь просят здоровья и благополучия, в церкви, в первую очередь нужно искать встречи со Хрис­том и духовности. В воскресную школу принимают детей с восьми лет.
­- Заметно ли различие между поведением учеников воскресной школы и другими детьми?
- ­Да, на мой взгляд, у учеников воскресной школы больше жертвенности, способности к сочувствию. Например, когда группа из нашей школы поехала в лагерь и там заболел один ребенок ­ все ученики приходили к нему, приносили гостинцы, поддерживали как могли. Мы как одна семья. Даже на переменах дети не предоставлены сами себе, старшие заботятся об учениках младшей группы, организовывают для них игры, также есть учитель, который отвечает за досуг учеников на перемене.
Очень важно, чтобы и в школе, и в семье ребенку помогали усвоить, что все его поступки ­ перед очами Божьими. Здесь не идет речь о страхе. Страх Божий ­ это страх причинить боль другому человеку и обидеть Бога.
­- Какова связь храма и воскресной школы? Общается ли с детьми настоятель храма?
­- Некоторые предметы преподают священники. Настоятель молится за всех учеников воскресной школы (у него есть список имен), уделяет детям много внимания. Не было ни одного воскресенья, чтобы он не зашел, не побеседовал с детьми, не узнал, как у них дела, чем каждый из них обрадован или расстроен. Дети охотно рассказывают о себе, потому что чувствуют, что их любят и принимают любыми. Ученики старшей группы ходят на службы, девочки обычно стоят у подсвечников, мальчики помогают в алтаре.
­- Расскажите о методах обучения в воскресной школе. Нередко можно услышать мнение, что духовное образование подра­зумевает скучное заучивание текстов.
- ­ Ни в коем случае! Учитель должен быть профессионалом, и не только владеть материалом, но и знать возрастную психологию, методику преподавания. Должны применяться и игровые методы, и поощрение. К примеру, у нас было панно с кармашками ­ на каждом кармашке фотография ученика. На протяжении года дети получали веселые и грустные смайлики за ответы, за поведение. Грустные смайлики имели свойство «уничтожать» веселые.
В конце года смайлики подсчитывались, на столе раскладывались призы -­ тот, кто собрал больше всего радостных смайликов, мог выбрать себе приз первым, далее ­- все остальные в порядке очереди. Для прививания нравственности используются не только церковные материалы ­ читаем рассказы писателей­классиков, отвечаем на вопросы к их произведениям, и, желательно, чтобы родители помогали детям ответить на эти вопросы. У нас проводятся торжественные мероприятия с выступ­лениями к праздникам, спектакли на хрис­тианскую тематику, зарницы, экскурсии, есть уроки труда, во время которых дети учатся изготавливать оригинальные поделки.
Отдельного внимания заслуживают тематические родительские собрания ­ об интернет­зависимости детей и взрослых, о семейных традициях и другие. На собрания приглашаются священники и специалисты по конкретным вопросам, в зависимости от темы.
-­ Ставят ли в воскресной школе оценки? Бытует мнение, этого не стоит делать, мол, пусть воскресная школа будет своеобразным кружком по интересам.
- ­ Нет, воскресная школа -­ это не кружок по интересам, это учебное заведение. Мы мотивируем детей высокими оценками, но это касается не всех предметов. Получать хорошие отметки без знаний не получится. Если по основам православной культуры большинство получает «двенадцатки», то дети, которые не подготовились, остаются без оценки. Это мотивирует их включиться в работу на следующем уроке. По другим предметам, например, по литургике (изу­чается богослужение) бывают оценки и ниже семи баллов. Порой я предлагаю детям оценить самим себя и, как правило, ставлю балл чуть выше, чем они назвали. Я как педагог, понимаю, что во всем должна быть мера. По окончании обучения дети сдают экзамены и получают документ с подписью правящего архиерея, подтверждающий, что они окончили воскресную школу.
-­ Существует ли плата за обучение?
-­ Нет, воскресные школы бесплатны.
­- Однажды мне приходилось слышать оригинальную притчу о преподавателе, который ставил зачеты отстающим студентам в обмен на добрые дела для бедных. Скажите, как вы решаете проблему, если у ребенка очень хорошие знания по предметам, а вот нравственность сильно «хромает».
­- Знание без нравственности убивает. Конечно, в данной ситуации тяжело поставить «отлично». Таким детям даются дополнительные задания, проводится работа, наталкивающая на мысли, что на каждую силу есть другая сила ­ не стоит жить грубой силой, нужно брать пример с людей, которые ведут себя по­христиански. И очень важно самим подавать такой пример.
­- Но ни для кого не секрет, что нет человека без греха, и даже в церкви можно увидеть негативный пример. Как уберечь ребенка от разочарования?
­- Важно научить ребенка правильно мыслить. Он должен учиться не осуждать, брать во внимание то, что у людей разные жизненные обстоятельства, о которых мы можем ничего не знать, тяжелая внутренняя борьба со своими недостатками, о которой мы и не подозреваем. Нужно приводить примеры, рассказывать истории, подтверждающие такой взгляд на вещи, ­ дети прислушиваются к ним.
- Какой главный результат, которого вы ждете от своего труда?
-­ Чтобы по окончании воскресной школы дети не отошли от церкви, продолжали обращаться к Богу. Очень приятно, когда дети после выпускного, обращаются по разным вопросам, посещают богослужения, а если уезжают из города на учебу ­ пишут в соцсетях.
-­ Могут ли отчислить из воскресной школы?
­- Да, такие случаи были. В воскресной школе нельзя просто числиться и изредка приходить ­ ее нужно посещать.
­- Дайте определение воскресной школы в вашем понимании.
- Воскресная школа ­ это место, где тебя всегда ждут, любят, где принимают любым. Это дом, где всегда радостно и тепло. Воскресная школа ­ это воскресная радость.
Бог есть любовь. Что такое любовь для вас?
- Любовь ­ это образ жизни.

Беседовала Анна НИКОЛАЕНКО