Фуршет

«Чёрная пятница» закончилась в воскресенье


10-1 В криворожских магазинах «чёрная пятница» прошла с аншлагом. Реклама «невиданных скидок» сделала своё дело и уже с утра 23 ноября возле касс супермаркетов бытовой техники выстроились очереди. Поскольку пятница длилась три дня, в субботу и воскресенье поток желающих купить «дешёвый» товар не уменьшился. Те, кому не хватало наличных, массово оформляли кредиты. «Пульс» попробовал разобраться, какие подвохи для покупателей прикрыли ценники с заманчивыми ценами?

СЕМЬ ПЯТНИЦ НА НЕДЕЛЕ
 Большинство крупных и малых торговых сетей в последнюю пятницу ноября объявляют сумасшедшие скидки - до 70%. На некоторых ценниках было указано вообще что-то непонятное - «Цены - яд». В поисках обещанного «яда» в пятницу мы прошлись по магазинам.
 Максимальную скидку 70% найти действительно удалось - в магазине женского белья на Соцгороде. Если ещё в четверг бюстгальтер стоил 999 гривен, то в пятницу его можно было купить за 299,70 грн. Но, по словам продавцов, акции действовали только на «устаревшую коллекцию». Другими словами - на залежавшийся на полках товар. Да и подобрать акционный товар было непросто - размеры остались самые неходовые. Поэтому продавцы активно предлагали посмотреть вещи подороже, но из новой коллекции.
 В отделе верхней одежды, на двери которого крупно было написано: «Акции от 50% и выше», - та же проблема. На стойке висели несколько разноцветных демисезонных курточек по цене 500 гривен, но выбрать понравившуюся модель по размеру было невозможно. Продавцы прокомментировали просто: «Это всё, что осталось». Здесь же висело драповое пальто со скидкой 50% за полторы тысячи гривен, по словам продавцов, хорошего качества. «Наши девочки ходят в таком три года, вид сохраняет приличный, а новые пальто мы получили по 3,5 тысячи гривен», - сказали они и тут же предложили посмотреть вещи из новой коллекции, на которые, разумеется, никаких скидок нет.
В реальности далеко не все продавцы готовы снижать цены, поэтому они придумывают хитрые схемы, чтобы обмануть покупателя. Например, на двери обувного магазина крупно написано: «Скидки 40%, 30%, 20%, 10%». И рядом мелким шрифтом указано самое главное. Оказывается, обещанные 40% можно получить только на пятую(!) покупку по чеку. Следовательно, получить скидку 30% можно на четвёртую пару обуви. Заманчиво?
 - Это не акции, это лохотрон, так и напишите. Всё никому не нужное, что на полках годами пылилось, хозяева решили спихнуть лохам, - возмущается молодой человек, назвавшийся Серёгой. - За рубежом реально новое продают и по реальным скидкам, а у нас - всякий хлам дефективный. Я так понял, цель продавцов - заманить «на приманку» покупателя в магазин, а там уже уговорить его купить хоть что-нибудь по полной цене.
К слову, в некоторых небольших криворожских магазинчиках «чёрную пятницу» растянули до недели, воплотив в жизнь выражение «семь пятниц на неделе».

МАССОВЫЙ ЗАБЕГ
 Основной поток покупателей в Кривом Роге с пятничного утра и до воскресного вечера пришёлся на крупные супермаркеты бытовой техники, где на входных дверях висели объявления о скидках до 70%. Впрочем, здесь без обмана, потому что и 10% тоже попадает в этот диапазон.
 В ценниках на товаре разобраться непросто. Там, где указаны старая и новая цена и процент скидки - вроде бы всё понятно и очевидно. Только возникает вопрос: насколько «старой» была предыдущая цена? Внимательный покупатель без труда заметил, что цены на акционные товары незадолго до «чёрной пятницы» подросли, тем самым практически обесценив скидки. Поэтому оценить выгодность покупки в день массовой распродажи можно только в сопос­тавлении цен «до» и «после», причём в разных торговых сетях. Если покупатель не обращал внимания на цену данного товара за месяц-неделю до распродажи, он и не узнает о мошенничестве.
 Был ещё один вариант ценников, на которых была указана только одна цена и написано, что при покупке этого товара определённую сумму вернут. Причём возврат суммы происходит по-разному. В одном супермаркете объяснили, что при покупке, например, кухонного комбайна за 3000 гривен вернут 550 гривен бонусами на карточку и на эту сумму можно будет взять, скажем, чайник. К слову, на электрочайники были самые высокие скидки - 30%.
 В другой сети сообщили, что эти деньги пойдут, опять же, на карточку, но денежным счётом, который зачтётся при покупке ещё одного купленного у них же товара. То есть, чтобы обещанное получить, нужно ещё что-нибудь купить и не позднее установленного срока. Иначе потеряешь то, чего и не имел.
 Третий вариант ценников порадовал больше всего. На них было указано - переплата 0% и «честная цена без переплат». Другими словами, ещё в четверг цены были нечестными? А какими они будут в понедельник? Но визуально ценники такие же, как и со скидками, расчет делается исключительно на невнимательность покупателя.

БЕЗ ПАНИКИ
 В «черную пятницу» многие покупатели в погоне за скидками теряют бдительность, всеобщий ажиотаж побуждает сделать хоть какую-либо покупку. И продавцы всячески этому способствуют, но, вступая с ними в разговор, можно узнать для себя много интересного.
 - Сегодня у нас хорошие скидки на китайские телефоны, кроме того, чёрные телефоны идут на 150 гривен дешевле, - говорит один из продавцов.
На мой вопрос, связано ли это с «чёрной пятницей», отвечает простодушно: «Нет, просто их берут хуже, предпочитают более яркие». В другом магазине продавец доверчиво рассказывает, что комплектация системного блока компьютера в «чёрную пятницу» дешевле, потому что «можно использовать другие комплектующие». А в понедельник их использовать нельзя?
 В целом сложилось впечатление, что на новый, качественный, дорогостоящий товар скидки если и были, то не более 10-15%.
 Так что если вам нужно купить дорогую вещь, то лучше это сделать взвешенно, не поддаваясь массовому ажиотажу. И лучше не в «черную пятницу».
                                                                                                                 Кристина МАРГИНА