Фуршет

Круизы по Днепру - это реально?

8-2В недавнем прошлом речные пассажирские перевозки по нашей главной водной артерии были в порядке вещей. Комфортабельные по советским меркам «Метеоры» совершали регулярные рейсы из речпорта Днепропетровска до Запорожья, Черкасс, Херсона, Киева.

Среди пассажиров было немало криворожан, которые приезжали в областной центр, чтобы совершить вояж на теплоходе по Днепру. Многие предприятия даже специально заказывали такие экскурсии для своих лучших работников. Помню, что моя тетя, которая работала на шахте им. Ленина, и дядя ­- сотрудник «Кривбассруды», брали себе путевки в круиз на 15 дней по 65 рублей с человека! Конечно же это была не полная их стоимость, а только какая-­то часть необходимой суммы, доплату осуществлял профком.
Те времена давно прошли. В 90-­е годы ­ начале 2000-­х круизные лайнеры все еще бороздили воды Днепра, но в последнее время речные пассажирские рейсы практически не осуществляются. Почему?

РЕКИ ТЕПЕРЬ НЕ В МОДЕ?
В постсоветские годы по Днепру ходили «Ракеты» из Киева в Канев, Черкассы. Они ходили по Припяти и Десне. Из Запорожья по воде можно было добраться в Днепр, из Херсона и Николаева ­ в Одессу. Но за последующее время пассажирские перевозки реками сократились примерно в 40 раз. В основном остались туристические маршруты по Днепру и несколько переправ в Херсонской, Запорожской и Николаевской областях.
По статистике, по сравнению с 1990 годом украинцы пользуются водным транспортом на 98% меньше. Почему это произошло? Конечно, можно сказать, что «реки теперь не в моде», поскольку сегодня в Киев и Запорожье быстрее добраться автобусом. И не только быстрее, но и дешевле. Последнее гораздо важнее. Очевидно, что речные пассажирские перевозки в Украине, как правило, просто нерентабельны.
Если на излете СССР речники ежегодно обслуживали почти 20 миллионов пассажиров, то теперь их количество не превышает и 400 тысяч. Было время, когда теплоходы «Ракета», «Полесье» и «Комета» были самым популярным речным транспортом. Но сегодня речные перевозки стали просто невыгодными.
Но, быть может, возрождению интереса к украинским рекам поспособствуют туристы? Ведь согласитесь, что круизы, пусть и речные, ­ едва ли не самое заманчивое предложение настоящим романтикам.

ПО ДНЕПРУ ПУТЕШЕСТВУЮТ В ОСНОВНОМ ИНОСТРАНЦЫ
И речные круизы в Украине есть! В этом журналист «Пульса» убедился несколько дней назад, когда в Днепре причалил красавец­теплоход «Viking Cruises». В последнее время трехпалубные теплоходы нечасто можно увидеть в местном речпорту. С чем связано его появление?
­- Это наш государственный причал для круизных теплоходов, которые курсировали по Днепру до 2014 года, -­ рассказывает начальник службы речных пассажирских перевозок ГП «Администрация речных портов» Юрий Ченкалов, - ­ но потом, с началом боевых действий, они перестали ходить. А теперь первый год, когда круизы возобновились. Их осуществляют две компании «Викинг Украина» и «Червона Рута». Каждая имеет по теплоходу ­ «Viking Cruises» и «Принцесса Днепра», которые курсируют по постоянному маршруту Киев­Одесса­Киев. Теплоходы заходят к нам через каждые 8­10 дней. Сегодня ночью теплоход уйдет на Киев.
Старший помощник капитана судна сообщил, что 11­-дневный круиз осуществляется по маршруту: Киев­-Кременчуг­-Днепр­Запорожье-­Херсон-­Одесса. В каждом городе ­ экскурсии, а подбором пассажиров занимается швейцарская компания.
Заметим, что на борту причалившего в Днепре теплохода практически все туристы ­ иностранцы. Конечно, отправиться в круиз могут и наши соотечественники. Но... Когда мне (не для прессы) сообщили стоимость тура, я слегка опешил. Согласитесь, что 4000 долларов многовато даже для самого большого украинского патриота. Старпом капитана «Viking Cruises» отказался комментировать финансовую составляющую круиза, сославшись на то, что это прерогатива швейцарской компании, занимающейся подбором туристов. Но цены на сайте официального представителя компании от 2018 года (когда анонсировался этот проект) действительно впечатляют -­ от $3799!
Правда, стоимость аналогичного круиза на «Принцессе Днепра» существенно ниже: 10 400 ­ 25 700 гривен. Но и она тоже не по карману обычному украинцу. Посчитайте, во сколько обойдется такой семейный круиз по Днепру!
Поэтому сегодня по нашей родной реке путешествуют в основном иностранцы. Такие дела.

СЕГОДНЯ «КРЫЛАТОГО» ФЛОТА НА ДНЕПРЕ НЕ СУЩЕСТВУЕТ!
Впрочем, Бог с ними, с круизами. Но каковы вообще перспективы речного пассажирского сообщения по Днепру? Ведь еще с 2017 года компания «Нибулон» запустила регулярные пассажирские перевозки на «Ракетах» по Днепру и Южному Бугу. Обещали, что вот­вот эти «Ракеты» начнут курсировать между Днепром и Запорожьем. Увы, пока этого «вот­вот» не наступило.
­- Сегодня на Днепре «крылатого» флота не существует, ­ констатирует Юрий Ченкалов. ­ Николаевская фирма «Нибулон» имеет два «Восхода», которые на небольшом плече могут бегать в районе Николаева. Но чтобы ходить на Киев или из Днепра на Херсон, нужны теплоходы типа «Метеор». Класс судна, какой есть у «Нибулона», работать на таких линиях не позволит. Вот «Метеоры» раньше и работали на рейсах Днепропет­ровск­Черкассы и Днепропетровск­Херсон. Сегодня же даже с Запорожьем речного сообщения нет. После развала СССР пассажирских междугородных сообщений не существует. Особых перспектив мы, речники, не наблюдаем. Ходят только прогулочные катера по Днепру.8-1
О причинах сложившейся ситуации СМИ писали не раз. За 28 лет пассажирский флот разворовали и распродали. Сегодня на плаву ­ всего 150 судов, тогда как в 1991 году их было 2500. При этом двигатели на «крылатом» флоте отнюдь не экономичные, при сегодняшней стоимости горючего использование данного вида перевозок нерентабельно.
И это только самые поверхностные проб­лемы. Очевидно, что нужна комплексная государственная программа поддержки пассажирского речного сообщения.
Появится ли она? Доплывём -­ посмотрим.

Александр РАЗУМНЫЙ