Фуршет

ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

10-1 Криворожане, как правило, рассказывают в соцсетях об одних и тех же проблемах. Всем знакомы истории о грубых водителях маршруток, выгоняющих льготников, плохой уборке придомовых территорий, сложностях с приобретением медикаментов по программе «Доступные лекарства». Но мало кто задумывается, что всего за несколько километров от Кривого Рога, в Криворожском районе, совсем другая реальность. И то, что жители города называют проблемами, многим пожилым селянам кажется просто... мечтой. Нет, речь пойдёт не об отдалённых сёлах, ­ посмотрим, как живут люди всего на 10-­15 км дальше черты города.

 В 12 км от Кривого Рога, возле Днепровской автодороги (Н11), находится село Широкое Криворожского района. Широковский сельсовет объединяет сёла Вольный Посад, Вольный Табор, Новосёловка, Романовка и Шевченково. В Широком проживает около 1,5 тысячи человек и еще около сотни­полторы в каждом из близлежащих сёл. Ни для кого не новость, что значительная часть сельского населения ­- пенсионеры, и среди них немало одиноких людей. Если помочь некому, обязательно придется хоть время от времени ехать в Кривой Рог. Как минимум, за лекарствами, ведь аптек в сёлах нет. Вторая по популярности причина путешествия -­ чтобы снять пенсию с карты «Ощадбанка», потому что отделение банка в Широком давно закрыли, а банкоматов никогда и не было.
 О том, чтобы добраться до города менее чем за 15 гривен, не стоит и думать. Рейсовый автобус в утреннее время ходит три раза с промежутком около двух часов. Выбираться из дома вечером, особенно в холодное время года, когда темнеет рано, пожилые люди, конечно, не рискнут, поэтому ориентируются на утренние рейсы.
Водители в автобусе вежливые и понимающие, но на один рейс им выделяются всего два талона для льготников. Если перевозчик увеличит это количество, поездки станут полностью убыточными. У широковчан, жителей конечной остановки, еще есть шанс попасть на льготное место - для этого многие из них «дежурят» едва ли не с рассвета, а если уж пропустили очередь, переносят поездку на следующий рейс. При остановках в других селах нет смысла даже спрашивать, есть ли льготное место.
 Добраться до остановки общественного транспорта -­ тоже своеобразный квест. Автобус проезжает вглубь Широкого только по одной улице. Жителям улиц, отдаленных от центра, придется заняться спортивной ходьбой, потому что протяженность села ­ более трех километров. В близлежащих населенных пунктах тоже далеко не все живут у самой автодороги. Летом пешие прогулки полезны, если, конечно, человек в состоянии быстро передвигаться. Но зимой дороги превращаются в каток, и ходить по несколько километров пешком решается только молодежь.
 «Перемены», которые из года в год обещают с экранов телевизоров, давно не внушают сельским труженикам доверия. Объединение громад видится им новой проб­лемой. После такого предусматривается закрытие акушерско­фельдшерского пункта и сельсовета. К счастью, школа и детский сад должны продолжить свою работу.
 Сельская больница, в которой заключали декларации селяне, находится в Коломойцево ­- выйдя из автобуса возле села Новополье, туда нужно идти пешком пару километров. Если планы на присоединение Новополья к городу не реализуются, вероятно, в этом же селе будет центр громады.
 Как говорят многие жители Криворожского района ­- лучше бы уже в Кривом Роге центр сделали, при необходимости добираться было бы проще. Ясно, что это только слова, о присоединении сёл к городу речь не идёт. Однако кто мешает людям помечтать? Они охотно высказывают свои пожелания, вот только анонимно. «А вдруг станет еще сложнее ­ автобус отменят или ФАП закроют раньше времени?», ­- с опаской спрашивают селяне. К слову, в местном медпункте «Криворожгаз» отрезал газ в связи с реконструкцией сетей. Было это давно, сети так и не реконструировали, вот и приходится сельским медикам обходиться без голубого топлива. В холодное время года и они и их пациенты греются при помощи электрических обогревателей.
 Селяне уже отвыкли надеяться на лучшее. Эти люди практически не жалуются на чиновников, потому что в сельсоветах их понимают и поддерживают, ведь все же свои, живут рядом. Но «сотворить чудо» и пустить бесплатный транспорт для льготников или открыть современную амбулаторию конечно же никто не может -­ государственным финансированием такая роскошь не предусмотрена.
 Порядок в частных дворах люди наводят собственноручно ­- они сами себе «управители», и кивать им не на кого, даже если совсем нет здоровья -­ берись за садовый инвентарь, а то зарастешь так, что и не найдут. Соцработнику, обслуживающему одиноких пенсионеров, не под силу убрать на всех участках. Поэтому даже те, кому за восемьдесят, привыкли надеяться исключительно на себя. И если бы у них под боком оказалась автобусная остановка, куда приезжал троллейбус с льготными местами, пусть даже пришлось бы ждать его полчаса или час, люди бы расценили это едва ли не как фантастику. Как говорится, всё познается в сравнении. А иногда разница не просто бросается в глаза, но и «колет» в сердце, ведь нельзя же помочь всем и каждому...
                                                                                                         Анжелика ВЕЛЬСКАЯ