Фуршет

Наш старый добрый друг трамвай

12-4Мы привыкли к этому демократическому виду транспорта ­ надёжному, неторопливому, успокаивающему и любовно называем его «городским извозчиком», услугами которого пользуется и стар и млад.

В 2020 году криворожский трамвай отметит юбилей. Официальной датой его рождения принято считать 1 января 1935 года ­ именно в этот день началась регулярная перевозка двумя трамваями пассажиров с улицы Ленина, расположенной в исторической части города, к проходной строящегося металлургического завода, который также будет носить имя вождя мирового пролетариата. На трафарете трамвая был указан маршрут. Что интересно, надпись «Город ­ - Хлебозавод» была выполнена на украинском языке.
Благодаря знатоку криворожской старины Эдуарду Дворчуку, который разыскал и вернул к жизни ролик советской кинохроники 1935 года о первой трамвайной линии в Кривом 12-2Роге, мы имеем представление о маршруте №1. В кадры попали улица Ленина (здание местного управления Народного комиссариата внутренних дел), бараки для строителей и рабочих Криворожского металлургического завода, панорама строящегося предприятия и сам трамвай ­- подарок от киевских рабочих завода им. Домбаля. В конце этого же года, а если точнее ­ - 12 декабря, 1­-й трамвайчик, громко звеня, дребезжа и стуча на стыках рельсов, уже будет громыхать по нынешнему проспекту Металлургов, где для тружеников КМЗ построили социалистический городок. А спустя год подвижной состав начнет доставлять пассажиров к цехам коксохимического завода...
Давайте проедем в трамвае второй половины ХХ века. Вот несколько картинок с натуры.

«ПЕРЕДАЁМ ЗА ПРОЕЗД»
12Вам, наверное, интересно, а сколько и как платили криворожане в разные годы, пользуясь услугами электротранспорта? В довоенные годы стоимость проезда иногда колебалась, так как распоряжением правительства оплата проводилась то по участкам (кондуктор продавал билеты разной стоимости, в зависимости от протяженности поездки пассажиров), то по единому тарифу, который составлял 15 копеек. В 1948 году эта цифра увеличилась вдвое. Денежная реформа 1961 года «вычеркнула» с купюр «ноль» и трамвайный билет стал стоить 3 копейки. Эта цена продержалась три десятка лет.
А вот после развала СССР началось повышение тарифов. К тому времени Украина обзавелась собственными деньгами – советские рубли «превратились» в купоно­карбованцы (менялись по курсу 1:1). И пошло-­поехало. Трамвайный билетик стал обходиться пассажиру сначала в сотни, а затем в тысячи карбованцев. В 1996 году Украину потрясает очередная денежная реформа. В сентябре купоны обменяли на гривны по курсу 100000:1, соответственно стоимость проезда снова стала исчисляться в копейках. За прошедшее с тех пор время цена билета также не раз менялась. Естественно, в сторону увеличения. Нынешний тариф проезда в горэлектротранспорте составляет 2 грн. 50 копеек. В других украинских городах билетик обходится дороже.

КАК ОПЛАЧИВАЛСЯ ПРОЕЗД?
Люди старшего поколения еще помнят кондукторскую сумку с билетами на ремне, как и кассовые аппараты в трамваях, над которыми обычно красовалась надпись: «Совесть ­ лучший контролер». Но кассы­полуавтоматы себя не оправдали. Нечестные пассажиры вместе с монетами бросали в нее металлические шайбы, а значит, выручка не совпадала с количеством отор­ванных билетов. Со временем от касс пришлось отказаться.
На смену им пришли компостеры и абонементные талоны. Их можно было купить на остановках в специальных кассах­киос­ках либо в трамвае у водителя или у кондуктора­ревизора. Хотите ­ один талон­билет, хотите сразу «книжечку». Но и такой способ оплаты на транспорте не прижился. Водители отвлекались во время движения трамвая, да и «зайцев» меньше не стало. Пришлось возвращать кондукторов. Канули в Лету и месячные проездные билеты ­ - ученический, студенческий, общий...

ЕЗДА НА «ТЯНИ-­ТОЛКАЕ» И «КОЛБАСЕ»
Раньше у некоторых криворожских трамваев сзади вагонов были лесенки и выступы. С их исчезновением пропали отважные мальчишки, катающиеся «на колбасе» трамвая (так называлось место сцепки). Хотя все понимали, что так ездить опасно. Наверное, поэтому наши родители во время застолья произносили шуточный тост: «Чтоб наши дети за трамваи не цеплялись...». А еще шиком считалось спрыгнуть с трамвая на ходу. В некоторых старых вагонах двери открывались вручную.12-3
Для нас, пацанов послевоенной поры, любимым трамваем был «тяни-­толкай» ­- вагон КТВ-­55-­2. Криворожане старшего поколения помнят их, ходящих по маршруту, который начинался на пересечении улицы Косиора и проспекта Металлургов, а заканчивался на Дзержинке, в том месте, где поставят памятник «железному Феликсу». Раньше здесь был конец тупикового маршрута, ибо построить громоздкое кольцо для разворота вагонов не позволяла специфика местности -­ у кинотеатра «Родина» был разбит сквер. Вот и использовался здесь трамвай «КТВ­-55-­2», который получил в народе забавное прозвище «тяни­толкай». В трамвае находилось две кабины. Водителю было достаточно заехать в тупик и перейти в другую кабину, чтобы трамвай начал обратное движение.
После окончания вечерних сеансов в кинотеатре «Родина» и футбольных матчей на стадионе «Горняк» трамвай брали штурмом. В салон набивалось пассажиров, как мух на тухлой рыбе. Все спешили доехать до поселка Победа и Соцгорода. Когда люди уже висели на подножках, кондуктор дергала за веревку, которая тянулась через весь салон. Раздавался звон. Это был условный сигнал для водителя ­- пора трогаться в путь.
Лучше всего кататься в «тяни­-толкае» было днем, когда никто никого не толкал, ­ пассажиров было мало. Плюхнешься на гладкую полированную деревянную лавку, положишь руку на бортик раскрытого окна, выставишь лицо навстречу ветру и едешь пятнадцать счастливых минут до конечной остановки. Располагалась она, как вы уже знаете, в сотне шагов от кинотеат­ра «Родина». А уже оттуда на «своих двух» мы возвращались пешком домой ­ на квартала, «обчистив» по дороге сады в переулках, прилегающих к улице Демиденко, которая вела на 95-й квартал. Тогда она считалась центральной -­ проспекта Мира не было и в помине.

И ЕЩЁ О ТРАМВАЕ
Менялась жизнь, а с ней менялись и марки трамвайных вагонов. На смену деревянным, где было все ручной работы, пришли металлические, которые со временем напичкают пластиком. В современном криворожском трамвайном парке до сих пор есть трамваи типа КТМ­-5МЗ и КТМ­-8М, построенные на Усть­Катавском вагоностроительном заводе.
Для конца 60-­х ­ начала 70-­х годов характерно обновление и строительство трамвайных путей. Движение трамваев по типу «челнок» станет редкостью. Тупики на конечных остановках сменились разворотными кругами. Протяженность одиночной трамвайной линии сегодня составляет 88 километ­ров. Сбылась мечта земства, которое еще в начале прошлого века собиралось построить в городе трамвайный путь длиною в 80 верст ­- один из самых длинных в России (1 верста = 1,067 километра).
Непременным атрибутом проспекта Металлургов почти полвека были снующие туда­-сюда трамвайные вагончики, но в связи со строительством подземной трассы скоростного трамвая маршрут довелось проложить через магазин «Стрела» и далее вниз вдоль ставков на улицу Орджоникидзе. В 1957 году из-­за начала строительства троллейбусной линии пришлось демонтировать и часть трамвайного пути, по которому ходил знаменитый «тяни­-толкай». Со временем для более современных трамваев, следующих в сторону Дзержинки, сделают разворотное кольцо в районе 1­-й горбольницы и улицы Димитрова.
У старого трамвая было имя собственное. Его называли «Однофарный». Теперь «железный конь» подсвечивает себе путь двумя фарами. А вот для детворы он был «Дзинь-­дзинь» (звукоподражание трамвайному звонку).
Трамвай почти всегда был красный, и в этом смысле сменивший его в годы независимости Украины синий, ­ не что иное, как признак национализма.
Есть у трамвая и один недостаток - ­ у него со свободой воли дела плохи. Не зря нерадивые пешеходы придумали для водителей автомобилей поговорку: «Не трамвай ­- объедешь!».
Трамвай всегда был атрибутом различных литературных и киносюжетов. Вспомним хотя бы «Мастера и Маргариту» Михаила Булгакова, или знаменитые московские трамваи, на площадках которых разворачиваются многие события в произведениях великих сатириков Ильфа и Петрова, или в любимом всеми фильме «Место встречи изменить нельзя». О трамвае слагали стихи такие известные поэты как Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Николай Гумилев, Булат Окуджава...
Трамваи советских лет почти всегда были переполнены. Особенно в часы пик. Вот как эту ситуацию изображают И. Ильф и Е. Петров: «...300 человек в принудительных объятиях друг у друга едут по своим делам. Конечно, идет обмен разными репликами, раздаются крики с мест, слышатся стоны, кряхтение и, наконец, голос доведенного до отчаяния кондуктора, который вдруг заговорил стихами: «Двиньтесь, граждане, вперед, станьте между лавочек».
Переполненные трамваи ­ - кладезь сюжетов для анекдотов. «Женщина! Подержите мои яйца», ­ - говорит дедушка, протягивая авоську пассажирке, которая сидит у окна. Стоящая рядом дама, глядя в упор на сидящих мужчин, восклицает: «Неужели в этом трамвае нет джентльменов?». «Да нет, мадам, джентльмены есть, а вот свободных мест нет». Наверное, за это мы и любим трамвай и готовы ждать его битый час, чтобы проехать хотя бы одну остановку. Давайте на этой мажорной ноте и закончим рассказ о старом добром друге, криворожском трамвае, и дай ему Бог дожить до своего столетнего юбилея.

Святослав АЗАРКИН