Фуршет

Cложно ли быть учителем цыганских детей

5Когда сообщают о каком­либо противоправном происшествии, где участниками были ромы, к сожалению, некоторые люди начинают обвинять весь этот народ. Такое заблуждение недопустимо. Недостаточная адаптация в украинском обществе цыганских общин ­ не их вина, а всеобщая проблема. Директор КОШ №94 Сергей Бородавка уже пять лет возглавляет школу, где 14% из 1030 учащихся ­ ромы. Педагог с 35-­летним стажем рассказал «Пульсу» о воспитании маленьких криворожан ромской национальности.

БЫВАЮТ КОНФЛИКТЫ
Переступив порог 94-й школы, наш корреспондент стала свидетелем ситуации, когда в кабинет директора прибыла полиция. Комментируя происходящее, Сергей Николаевич объяснил:5-1
- Если возникает конфликт между ребёнком-ромом и украинцем, я всегда вызываю правоохранителей. Дело в том, что обе стороны неправильно воспринимают ситуацию. Ромские мамы считают, что директор-украинец будет несправедлив к их ребёнку, и надо защищать сына или дочь через самосуд, а мамы-украинки нередко начинают истерику в соцсетях, сводя свои претензии к национальной почве. Единственный способ охладить горячие головы - это подключить к решению вопроса представителей закона. Сразу хочу сказать, что такие конфликты у нас случаются реже, чем между учениками одной национальности.
На этот раз пришлось вызывать стражей порядка, потому что мальчик-ром толкнул украинца, и в ответ от того получил оскорбительное замечание, поэтому ударил его по лицу. Ромские дети со всех классов очень дружны, они стали собираться в коридорах, чтобы защитить «своего», одноклассники пострадавшего тоже решили остаться после уроков и устроить разборки. Только вмешательство стражей порядка позволило быстро пресечь все эти «инициативы».
Тем не менее, как говорит Сергей Бородавка, родители ромов неохотно идут на контакт с правоохранительными органами. Среди долгинцевских ромов существует предубеждение, что педагоги трактуют законы против них, а прочесть текст закона им сложно. Ощутив излишний интерес к своей общине, они «закрываются».

ПРОБЛЕМА НЕ СВЯЗАНА С НАЦИОНАЛЬНОСТЬЮ
- Я бы вывел проблему адаптации ромов из национального контекста - проблема вовсе не в национальности, а в социальных условиях, - размышляет директор. - Так сложилось исторически, что в большинстве семей ромского поселка, который расположен рядом с нашей школой, взрослые живут случайными заработками, 80% из них не умеют ни читать, ни писать. У ромов умные и талантливые дети, среди них практически нет умственно отсталых - беда в том, что их не развивают в дошкольном возрасте, нам приходится начинать буквально с нуля.
По словам педагога, дети порой лишены элементарных коммуникативных и бытовых навыков, не знают ни русского, ни украинского языка. Многим из них родители не покупают необходимые для учебы тетради, ручки - купить для цыган канцелярию помогает одна из религиозных общин города.
Сложная политическая ситуация в Украине также даёт о себе знать: мальчики-подростки ромской национальности зачастую отказываются получать паспорт, потому что их родственники считают, что после получения документа их сразу отправят в ООС. Приходится проводить беседы, чтобы убедить - документ поможет продолжить учёбу и найти своё место в обществе.
Также ромы не спешат оформлять законные браки - на 142 ромских ребенка, которые учатся в 94-й школе, записана 41 мама и всего два отца. Тем не менее, что касается социальных выплат на детей, то цыгане их сразу же оформляют. Но и здесь есть нюансы - матерью детей могут записать бабушку, если мама несовершеннолетняя.
Директор 94-й школы развеял предубеждение, что дети из ромских семей часто воруют.
- В школе были случаи, когда пропадали вещи, которые дети забыли в раздевалке или спортзале, - говорит он. - Как выяснилось, виновниками были ромы только в половине случаев. И делали они это не в своём классе - у них есть негласный закон не поступать так в своей среде.

А КАК ЗА ГРАНИЦЕЙ?
В конце прошлого года Сергей Бородавка был на Международном семинаре в Белграде (Сербия), посвященном вопросу адаптации ромских детей. Он находит в Интернете подобные мероприятия, чтобы изучать зарубежный опыт.
- Это был «семинар на колесах» - мы смот­рели, как воплощается в жизнь программа для ромов, - делится впечатлениями педагог. - При каждой школе построен образовательный центр для ромов возрастом от трёх до семи лет. В таких центрах дети получают навыки общения, самообслуживания, учатся считать, читать и писать на сербском языке и даже получают первичные навыки владения английским языком.
В сербской школе к обучению ромских детей тоже особый подход - до восьмого класса они должны делать уроки только с группой продленного дня. Не забывают и о взрослых: матери должны посещать расположенное рядом отделение центра, где они обязаны изучить сербский язык и литературу, историю, математику и сдать соответствующие экзамены за восьмой класс. Прогулы и отказ от образования детей караются финансово - отменой выплат. Также учеников-ромов отдельно готовят к поступ­лению в учебные заведения за государственный счёт.
Важный вопрос: кто финансирует эту недешёвую программу? Оказывается, средства перечисляет Евросоюз, чтобы ромы стали полноценными членами сербского общества, а не асоциальными беженцами в европейских странах. В парламенте Сербии даже создана фракция ромских депутатов, которая контролирует, чтобы эти деньги не были попросту раскрадены.
Что же предпринимается в этом направлении в нашей стране? Ещё в 2013 году в Украине была утверждена Стратегия защиты и интеграции в украинское общество ромского национального меньшинства. И, как ни странно, на выполнение этой стратегии из украинского бюджета никогда не выделялись средства. В Кривом Роге неоднократно проводились семинары по воп­росам помощи ромам, составлялись специальные школьные программы, но без масштабной государственной поддержки реализовать зарубежный опыт в полном объеме не получится.
Простой пример: на конференции в Киеве сербские ромы подарили нашим буквари, но встал вопрос: кто будет преподавать письменный ромский язык? В Кривом Роге есть только один будущий педагог ромской национальности - выпускница школы №28, студентка филфака Криворожского пед­университета. Вот вам и право на изучение родного языка для национальных меньшинств...

РОМЫ БЫВАЮТ РАЗНЫЕ
В нашем городе несколько ромских общин. И все они отличаются и по уровню жизни, и по культуре. Ромы из Центрально-Городского района более обеспечены, чем члены долгинцевской общины, и даже говорят на другом диалекте, с трудом понимают друг друга. К сожалению, они не стремятся помочь другим группам своей национальности, хотя и очень сплочены внутри собственной общины.
- У нас был случай, когда одну маму лишили родительских прав, - рассказывает Сергей Николаевич. - В результате она перестала получать выплаты, но детей долго не могли определить в соответствующее учреждение, они оставались в семье, где едва не голодали.
Педколлектив 94-й школы убедил их мать расписаться с мужем и восстановиться в правах.

ГОРДОСТЬ ШКОЛЫ
Интересно было узнать, сколько выпускников 94-й школы ромской национальности продолжили обучение и получили профессию. Сергей Николаевич говорит, что в ПТУ поступают все. Мальчики преимущественно на сварщиков, девочки - на поваров. Изредка получают и высшее образование. Гордость школы - Амир Игнатенко, член коллегии адвокатов Днепропетровской области. Он не забывает родную школу, недавно подарил линолеум, чтобы поменять покрытие пола на четвертом этаже.
- Процентное соотношение ромских детей растет, а вопросы по полной социализации их семей не решаются, - рассказывает Сергей Бородавка. - Когда я принял школу в 2014 году, среди учащихся было 8% ромов, теперь уже 14%. В обозримом будущем будем получать еще большие цифры. По причине бедности и низкого уровня образования многие родители не мотивируют детей учиться, и они копируют их образ жизни. А ведь мы, как и в европейских странах, могли бы взять дошкольное воспитание этих детей под контроль, чтобы вырастить из них налогоплательщиков, ценных специалистов...
Школа, в которой учатся дети из ромского поселка на Долгинцево, сейчас показывает неплохие результаты. Она находится в первой сотне по успешности ВНО в области (в 2014-м занимала 600(!) место), за последние пять лет ее ученики все чаще становятся победителями олимпиад.
О создании образовательных центров для цыган речь пока не идёт, но Сергей Бородавка и его коллеги каждый день прикладывают титанические усилия, чтобы долгинцевские ромы получили шанс на лучшее будущее.

Анжелика ВЕЛЬСКАЯ