Где справедливость, или Кому направляется экологический налог?

Экологический кризис касается не только жителей Кривого Рога, но и ещё в большей степени жителей близлежащих сёл региона.5-2
Село Новосёловка Широковского района ­ одно из наиболее пострадавших от деятельности промышленных гигантов. Более 30 лет жители этого села живут в зоне оползней грунта. Ещё в 2001 году Верховной Радой было принято соответствующее постановление об отселении людей из опасной зоны, но оно не выполнено до сих пор.

МНОГОСТРАДАЛЬНАЯ НОВОСЁЛОВКА
На пяти улицах Новоселовки проживают порядка 80 человек. Мощные оползневые процессы на территории бывшего Новосёловского сельсовета впервые зафиксировали в 1989 году, с тех пор они идут непрерывно. Это можно заметить визуально по наклону электроопор, которым периодически придают вертикальное положение, чтобы не рухнули. Кроме того, здесь фиксируется проседание почвы, образуются провалы, из-­за чего разрушаются дома. А самая главная беда ­ в селе почти полвека нет питьевой воды.
В 1975 году произошла авария ­ вода из промышленного отстойника группы шахт южной части города с очень высоким содержанием сульфатов, хлоридов, нитратов обрушилась в карстовые пустоты, смешавшись на водоносных горизонтах с питьевой водой. В результате этой экологической катастрофы колодезная и родниковая вода в северной части Широковского района стала непригодной для питья и люди утратили возможность её использовать для своих нужд. В пострадавших сёлах были построены водопроводы, а жителям Новосёловки организовали подвоз питьевой воды автоцистернами.
Жизнь здесь далека от сельской идиллии, заниматься огородничеством без воды рискованно. В ветреную погоду подворья засыпает пылью, после дождя огороды заливает пульпой с отвалов. Но люди живут даже в этих условиях, выбор у них небольшой ­ стать переселенцами или продолжать жить в родном доме.
5- ­ Все эти годы руководство промышленных предприятий не спешит отселять жителей, в том числе Новосёловки, из опасных зон. Вероятно, чтобы не создавать прецедента. Ведь выполнение требований селян может повлечь за собой необходимость выполнять обязательства по отношению к жителям других населённых пунктов, расположенных в зонах экологического бедствия, -­ комментирует Василина Никульникова, председатель общественной организации «Межрегиональное бюро экологической защиты».
Василина Никульникова не первый год отстаивает интересы жителей Новосёловки на всех уровнях. Она отметила, что в оправдание предприятием было заявлено о строительстве в 2005 году двух многоквартирных домов в райцентре Широкое. Однако, по информации новоселовцев, жилье в них получили работники комбината. То есть назвать это выполнением обязательств перед жителями села сложно.

ОБЯЗАТЕЛЬСТВА НЕ ВЫПОЛНЯЮТСЯ
Особенность Кривого Рога в том, что город растянулся вдоль промышленной зоны и фактически в каждом районе есть санитарно­защитные и экологически опасные зоны. В 80-­90­-е годы прошлого века государством предоставлялись земельные отводы горным предприятиям для разработки полезных ископаемых с обязательством дальнейшего переселения жителей, попадавших под влияние техногенных объектов, в населённые пункты, расположенные за пределами вредного влияния. И эта государственная программа в Кривом Роге выполнялась вплоть до начала приватизации предприятий.
- ­ Руководители частных предприятий, загрязняющих город, хотят быть правоприемниками госпредприятий в части разработки полезных ископаемых, но не хотят обременять себя ответственностью перед жителями. Горные предприятия уменьшили санитарно­защитные зоны, таким образом избавившись от взятых предшественниками обязательств. Так, за пределами санитарных зон оказались Карнаватка, Степное, Рахманово, Рудничное и другие населенные пункты, ­ - говорит Василина Никульникова.
Она отметила, что, к сожалению, местные органы власти не наделены полномочиями повлиять на этот процесс, а в Верховной Раде сейчас уже нет достойных представителей города, которые могли бы лоббировать и защищать интересы территориальной громады на законодательном уровне. Уже очевидно, что нынешние нардепы защищают и представляют интересы отдельных влиятельных бизнесменов.
Постановления, направленные на улучшение экологии в городе, не имеют срока давности. По закону, если условия разрешительного документа не выполняются, его действие приостанавливается, пока без лишения предприятия права пользоваться природными ресурсами. Это, в свою очередь, приводит к финансовым санкциям и взиманию платы за пользование природными ресурсами в разы больше. Такой механизм предусматривает не только получение дополнительных ресурсов и использование их территориальными громадам для улучшения экологической ситуации, но и запускает принцип ­ «загрязнитель платит». Однако на самом деле всё значительно сложнее.

НЕ ПО НАЗНАЧЕНИЮ
Экологический налог предприятия платят, но только четвёртая часть остаётся в местном бюджете. Половина денег уходит в облгосадминистрацию и ещё четверть ­ в государственный бюджет. Получается, что от пыли задыхаются в Новосёловке, а деньги за это получает Новолатовский сельсовет, область и Киев.
-­ Деньги, а это порядка десятков миллионов гривен, полученных от экологического налога, руководство Новолатовского сельского совета способно лишь отдать облгосадминистрации или положить на депозит и за счет полученных процентов ремонтировать дороги. А жителям Новоселовки от этого легче? Ведь можно было разработать проект, нанять рабочих и построить им дома, -­ говорит Василина Никульникова. ­- Мы неоднократно обращались к нардепам Неклюдову, Корявченкову, Криворучкиной, к губернатору области, в Комитет природопользования с предложением провести аудит, пересмотреть подход к распределению экологического налога. Но... ничего не решается. Несправедливо, что денежные средства, полученные государством за счет жизни, здоровья криворожан, направляются областью на расчистку русла реки в Днепровском районе, да куда угодно, только не на мероприятия по снижению загрязнения окружающей природной среды и соблюдения экологических прав жителей Новосёловки и других сел, которые также находятся в зонах экологического бедствия. В настоящее время только в Кривом Роге экологический налог используется в соответствии с экологической программой, но её некоторые пункты сложно выполнить без финансовой поддержки государства.
Например, нужно 160 миллионов, чтобы реализовать программу по выявлению тектонических разломов, подземных полостей, карстовых образований, оползневых участков, подземных водных потоков и зон подтопления (космические, аэро­ и фотосъемки десятков гектаров территории; геофизические изыскания). Но государство ничем не помогает городу, который даёт почти 8% ВВП Украины. И если в криворожском горсовете есть те, кто отстаивает интересы громады, то ничто не мешает предприятиям использовать территории сельских громад для образования все новых и новых отвалов.5-1
Василина Никульникова отметила, что экологическая ситуация в Апостоловском и Широковском районах очень напряженная. В 2016-­2019 годах криворожскими ученными исследовались данные о состоянии здоровья жителей сельских районов. Согласно им, 19 селян на тысячу жителей подвержены риску заболеть онкологическими заболеваниями. В то время как по городу этот показатель составляет 8­-10 человек, а по области 3-­5 человек на тысячу жителей.
­- Посмотрим, как будут распределяться финансы между громадой и региональной властью в ходе административной реформы. Хотелось бы надеяться, что экологические деньги будут направляться по месту их назначения, ­ - отметила Василина Васильевна. -­ А если бы криворожанам платили предприятия налог на добычу руды, жили бы мы как в Эмиратах.

Кристина МАРГИНА