Любовь сильнее судьбы
Людмила и Леонид Широких в 2020 году отпраздновали золотую свадьбу. Их любовь прошла через множество испытаний. И даже совершила чудо. Супруги празднуют День святого Валентина, но у них есть и свой праздник, связанный с волнующим судьбоносным событием. Эта пара достойна того, чтобы быть примером для всех, кто ищет счастья в семейной жизни.
СДЕЛАЛА СВОЙ ВЫБОР
- Познакомились мы в далёком 1968 году, - с ностальгией вспоминает Людмила Фёдоровна, - Лёня поселился по соседству с моей бабушкой. Сначала мы просто были друзьями. Когда он ушел в армию, стали приходить от него письма, и я, представьте себе, писала ему о том, к кому хожу на свидания, кто мне нравится.
Леонид Иванович улыбается. Ему удалось завоевать сердце Людмилы, несмотря ни на что. Будучи в отпуске, он первым делом шел к любимой девушке, приезжала и она к нему в военную часть. На то время парня у нее уже не было - любви не случилось. Зато с Лёней отношения стали очень теплыми, были и разговоры по душам о возможности отношений. А когда Лёня написал, что едет не просто домой, а к ней, Людмиле, сердце замерло.
- Были очень сильные чувства, - говорит наша героиня. Сказать честно, то, что нам показывают в фильмах, о чем пишут в книгах - как бы это ни было красиво и трогательно, не может сравниться с тем, что я стала чувствовать к Лёне. Поэтому, когда он сделал мне предложение, не было никаких сомнений.
ПРЕДЧУВСТВИЕ
Пара сыграла свадьбу в 1970 году. Леонид начинал свой трудовой путь на шахте им. Фрунзе, был передовиком производства. В молодой семье родился сын. Людмиле после учебы дали распределение в Якутию, чтобы работать там поваром. На Север отправились конечно же всей семьей.
- Когда мы уезжали, - рассказывает Людмила Фёдоровна, - в аэропорту нас провожали моя мама и подруга. И вдруг меня пронзило странное предчувствие. «Мне кажется, мы скоро вернемся, потому что случится что-то нехорошее...», - сказала я подруге. Мама услышала это и просто вспыхнула: «Люда, ну что говоришь, Бог с тобой!».
НА СЕВЕРЕ
После отработки диплома повара супруги Широких остались в Якутии. Леонид Иванович устроился работать на шахту. Жили в полевых условиях - в вагончиках на золотых приисках. Его жена и в столовой трудилась, и золото мыла, и от других работ не отказывалась. Маленький сын ни в чем не нуждался.
- Жить в вагоничках с детьми было запрещено, - признаются супруги. - Но мы мало того, что взяли сыночка с собой, у нас... родился еще один ребёнок. Все нас поздравляли, поддерживали. Вот сейчас молодежь говорит - не рожаем, потому что достатка нет. А мы не боялись рожать, потому что знали - при любых обстоятельствах все сделаем для своих детей. Главное - трудиться. И они, плоды нашей любви, обязательно должны жить на земле.
Людмила Федоровна с теплотой делится тем, как ждала мужа с работы. Он приходил, дети буквально «облепляли» его один на шее, другой - на коленях, щебетали о том о сем, а он так и засыпал с ними на руках.
Лёня был душой компании, такие шутки придумывал! Однажды на полном серьезе заявил: «За килограмм сушеных комаров дают пять тысяч рублей. Я узнавал». Все жители вагончиков бегали в свободное время с сачками. И только через сутки до них дошло, что вчерато было 1 апреля...
По словам жены, они с любимым никогда не разделяли обязанности на женские и мужские. Он, когда было время, охотно готовил еду, убирался, занимался детьми. Она могла носить воду в дом, если видела, что он устал и уже не в состоянии этого делать. Вода при 60 градусах мороза замерзала едва ли не моментально, поэтому, когда её заливали в бочки, нужно было срочно набирать ее про запас и нести в вагончик.
РОКОВОЙ ДЕНЬ
- Как сейчас помню этот день, - голос женщины дрожит. - Я стояла у электроплиты, готовила котлеты. Думаю, что-то Лёня долго не возвращается. Смотрю в окно - едет машина, и почему-то медленно-медленно... И меня затрясло.
Людмила выскочила на улицу. Шел первый снег. Она заметила, что её подруга быстро идет в сторону столовой, будто прячется. Пошла за ней.
- Кого привезли? - спросила коротко, еле переводя дыхание.
- Ну как тебе сказать... - ответила девушка, и опустила глаза.
- Моего?
- Твоего.
И сейчас, приводя этот короткий диалог, криворожанка утирает слезы. Тогда она узнала, что мужа привалило в шахте, он жив, но получил перелом позвоночника.
Старшему сыну исполнилось шесть лет, а младшему - всего три. Людмила оставила их с родственниками, а сама попросилась в вертолет, которым супруга транспортировали в больницу. Врачи шокировали: нужна срочная операция, но сделать её может только один человек во всем Союзе профессор, один из крупнейших специалистов в области лечения заболеваний позвоночника, Яков Леонтьевич Цивьян. Он практиковал в Новосибирске. Но чтобы оперироваться у него, пациенты ждали своей очереди по несколько лет.
ИЗВЕСТНЫЙ ВРАЧПРОФЕССОР НЕ ДАВАЛ НАДЕЖДЫ
И Людмила поехала в Москву, к министру цветной металлургии СССР Петру Ломако. Попала в неприёмный день, но не ушла. Она была готова на всё, чтобы спасти мужа. Министр лично принял женщину, посочувствовал ей. Они разговаривали почти час.
Благодаря ходатайству министерства и предприятия «Индигирзолото», пострадавшего шахтера в больнице приняли без очереди.
- Операция проводилась 23 февраля, - вспоминает Леонид Иванович. - Она длилась 8 часов 15 минут. Точное время запомнила жена, которая сходила с ума за дверью операционной. Я, конечно, переживал, но надежда была, мне никто не говорил, каковы прогнозы врачей.
Зато прогнозы были известны Людмиле Фёдоровне:
- Я спросила, будет ли он ходить? А врач, и не просто врач - светило хирургии, профессор Цивьян, положил мне руку на плечо и с грустью сказал: «Не знаю, будет ли он сидеть...». Женщина вспоминает, как закрывалась в уборной, чтобы никто не видел, и плакала до изнеможения. Плакала и молилась как умела. В Новосибирске она с сыновьями жила на квартире у верующей старушки. Бабушка не только не брала с несчастной женщины квартирную плату, но и учила верить, молиться, не отчаиваться.
- Мама моего мужа умерла, когда ему было всего девять лет, - с болью говорит Людмила Фёдоровна. - Я мысленно и к ней обращалась, просила не забирать его к себе, в мир иной. Он - моё сердце, моя любовь...
Тех, кто перенес операцию на позвоночнике, начинали понемногу поднимать через четыре месяца. Леонид видел, что другие пытаются вставать на ноги, а его не поднимают. При травме, которая была у Леонида, делать какие-то попытки двигаться было рано. И он стал подозревать неладное. Даже попытался выгнать жену из палаты, мол, что тебе тут маяться со мной, лежачим...
«ЧТО С ТОБОЙ?»
Доктора попытались обнадежить его, а Людмила старалась не показывать любимому своих переживаний. После перелома позвоночника больные находились в стенах стационара от полугода до года. Леонид лежал в больнице год. И вот однажды, когда жена отворила дверь в палату, она увидела, что брови любимого загадочно приподняты, глаза бегают.
- Что с тобой? - спросила с испугом.
- Я сегодня стоял, - ответил он.
Супруги говорят, что невозможно найти слова, чтобы передать радость, которая переполняла их. Дальше было возвращение на Криворожье и тяжелый путь восстановления жена заново учила своего Лёню ходить. Долго, болезненно, тяжело... Но научила.
День операции, 23 февраля, в этой семье празднуется как второй день рождения Леонида Ивановича. А ещё их личный, особенный день любви.
Профессор Цивьян позже признался: «Почему этот пациент встал, я до сих пор не знаю. Он не должен был ходить». А еще один хирург как-то сказал супругам: «Если бы я не видел Леонида Ивановича, стоящего на ногах, а только его рентгеновские снимки, то сказал бы - не обманывайте меня, этот человек не ходит».
Сначала у больного была первая группа инвалидности с посторонним уходом, через годы он получил вторую пожизненно.
Будучи в таком положении, с мужем, которому требовался уход, и двумя сыновьями, Людмила узнала, что беременна. В растерянности поделилась своими сомнениями с врачом. Он сказал: рожайте, это будет большой стимул для вашего мужа бороться, выздоравливать, жить.
- И Бог послал нам доченьку, - улыбается женщина. Действительно папину любимицу. Мы были единственной семьей из нашего двора, в которой было трое детей. Да, это нелегко. Но это и есть счастье.
СОВЕТЫ МОЛОДЫМ
Не могла я не поинтересоваться у прекрасной пары, как им удалось пройти столько лет рука об руку, победить все трудности. В чём секрет?
Леонид Иванович полушутя-полусерьезно советует лишний раз промолчать. Говорит, что жена очень эмоциональная, и он всегда учил её: посчитай хотя бы до ста, прежде чем начинать возмущаться. Но не всегда это у нее получалось. Даже был такой курьезный случай, когда Людмила что-то доказывала мужу, а он тем временем дремал.
- Ты чего спишь, когда я ругаюсь? - возмутилась она.
Потом оба взорвались смехом.
Супруги говорят: в любой сложной ситуации они старались следовать золотому правилу - выпустить пар, успокоиться, а потом поговорить по душам.
- Благодаря стараниям мужа, я сделала карьеру, - делится Людмила Фёдоровна. - Когда он более-менее восстановился, мы вновь уехали из Кривого Рога. В этот раз поехали в Архангельскую область, где я работала и лаборантом, и бухгалтером, и экономистом. Он раньше освобождался с подработок, всё свое время посвящал дому, детям, всегда меня поддерживал. Уже в пожилом возрасте мы вернулись в Кривой Рог.
Супруги поведали нам, что за всю свою совместную жизнь построили несколько домов практически с нуля. Держали хозяйство, огороды. Только на старости снова поселились в квартире.
В одну из годовщин свадьбы чета Широких обвенчалась. Золотой юбилей семейной жизни супруги встречали в окружении самых родных людей, ведь у них, кроме троих взрослых детей, есть пять внучек и внук. И большое, глубокое чувство. Муж и жена говорят, что в молодости оно было ярким, эмоциональным, а сейчас стало другим. Более спокойным, но невероятно крепким.
Анна НИКОЛАЕНКО