На криворожском направлении
Сороковые, роковые, грозные, пороховые... 22 февраля - 77-я годовщина освобождения Кривого Рога от немецко-фашистских захватчиков.
ВОЙНА БЕЗ РЕТУШИ
С генерал-лейтенантом Павлом Григорьевичем Кузнецовым я познакомился 23 февраля 1972 года в Центральном академическом театре Советской армии, куда нас, молодых воинов Московского округа ПВО - слушателей школы военных корреспондентов при окружной газете «На боевом посту», пригласили на просмотр спектакля. Это была обычная героическая драма о войне, которая ничем особо не запомнилась. Зато запомнилось другое - грандиозное по размерам здание театра, построенное в стиле сталинского ампира в виде пятиконечной звезды символа Красной армии и зрительный зал, рассчитанный почти на две тысячи зрителей. А в нем - гигантская, самая большая в Европе театральная сцена. Она создавалась в расчете на постановку эпохальных спектаклей и предоставляла режиссерам невиданные возможности. На ней запросто можно развернуть батальон пехоты, кавалерию, даже имелся специальный въезд для бронетехники и артиллерии.
Но в тот день на сцене под сводами софитов сияли золотом десятки генеральских звезд бывших военачальников, пришедших напутствовать нас, молодых воинов, как нужно защищать Отечество. Кто-то принес с собой военные мемуары. Павел Григорьевич пришел с книгой «Дни боевые». Как оказалось, в годы войны 82-й стрелковый корпус, которым он командовал, с октября по декабрь 1943 года вел наступательные боевые действия на криворожском направлении, а в январе 1944-го, когда корпус был включен в состав 3-го Украинского фронта, принимал участие в боевых действиях в ходе Никопольско-Криворожской наступательной операции. Глава «Под Кривым Рогом», когда город не смогли освободить от немцев в течение нескольких месяцев, горькая и страшная правда, как и вся книга - правдивая книга фронтовика о войне - без ретуши. По признанию самого автора, он «описал фронтовую жизнь такой, какой она была, без всяких прикрас и скидок на нашу неопытность и промахи...».
Кстати, эти «промахи» стоили П. Г. Кузнецову - командиру 26-й стрелковой дивизии, которая воевала в составе 11-й армии (Северо-Западного фронта), должности. Ровно за год до освобождения Кривого Рога - 22 февраля 1943 года, он лишился поста комдива, как «не справившийся с работой».
Спустя год, в этот же день, за овладение штурмом города Кривой Рог его награждают орденом Суворова II степени и объявляют благодарность Верховного Главнокомандующего (приказ №76 от 22 февраля 1944 года). Вот такие реалии той войны: от позора до славы один шаг...
Добавим, что Кузнецов прошагал по дорогам войны с октября 1941 года (его дивизию перебросили на запад с Дальнего Востока) по сентябрь 1944-го, когда была освобождена Болгария. Как воевал после освобождения Кривого Рога? К ранее полученным наградам за отличную организацию боевых операций добавились ордена Ленина, Красного Знамени, Кутузова и Богдана Хмельницкого (оба - II степени).
Книгу с автографом комкора Кузнецова я передал в библиотеку Домодедовского гарнизонного Дома офицеров. Но внял просьбе автора и внимательно перечитал главу «Под Кривым Рогом». Как много вместили в себя несколько десятков страниц!
Удержанию Никополя и Кривого Рога, как важных экономических районов с марганцевыми и железорудными разработками, немецко-фашистское командование придавало особое значение. Никопольско-Криворожский выступ, включая и плацдарм, удерживали вновь сформированная после Сталинграда 6-я полевая и частично 1-я танковая немецкие армии (всего более двадцати пехотных, танковых и моторизованных дивизий).
Гитлеровцы почти четыре месяца зубами держались за населенные пункты Криворожья, создав оборонительные рубежи с траншеями, опоясанными проволочными заграждениями и минными полями. Для удержания города были задействованы семь танковых дивизий обшей численностью до 800 бронемашин. Все высоты и населенные пункты в ближайшей тактической глубине были укреплены и превращены противником в сильные опорные пункты. В направлении Кривого Рога для удержания рудников и самого города в спешном порядке были оборудованы промежуточные и тыловые рубежи.
Немцы без конца контратаковали. На подступах к Веселым Тернам даже применили фосфорные и термитные снаряды -после такого артобстрела мучительной смертью погибали наши бойцы. А сколько красноармейцев полегло при взятии древнего кургана Могила Баба - выгодного наблюдательного пункта врага на стыке наших дивизий в северной части Криворожья? Или сгинули в ледяных водах Ингульца и Саксагани при их форсировании? Не счесть... Не поленитесь, найдите на сайте электронной библиотеки LibKing.Ru полную версию книги Павла Кузнецова «Дни боевые» (Воениздат, Москва, 1964 г.) и вы узнаете, какой ценой 77 лет назад был освобожден Кривой Рог.
ПРОТИВ
ВОСЕМНАДЦАТИ ТАНКОВ
В начале войны во фронтовых сводках германского командования не было ни одного упоминания о боевой работе советской артиллерии. Однако вскоре ситуация в корне изменилась. Оружейники вермахта были напуганы мощью советской артиллерии.
Появившийся в середине 1943 года «Марш артиллеристов» звучал на всех фронтах:
Артиллеристы, Сталин дал приказ!
Артиллеристы, зовет Отчизна нас!
Из многих тысяч батарей...
За слезы наших матерей,
За нашу Родину - огонь! Огонь!
В сводках боевых действий января-февраля 1944 гола приведены сотни примеров умелого использования артиллерии против оборонительных сооружений противника, его танков и самоходных орудий, живой силы. По воспоминаниям уже знакомого нам комкора Павла Кузнецова, плотность артиллерии в местах прорывов на одном километре фронта Криворожского направления достигала до полусотни орудий разного калибра. Научились бороться «боги войны» (так называли артиллеристов) и с немецкими танками. Пока шли упорные бои за Кривой Рог, немецкая группировка, усиленная прибывшими с Западного фронта новыми частями, перешла в контрнаступление из района села Широкое с целью отрезать наши войска, штурмующие город, и окружить их. Удар пришелся по 116-му стрелковому полку 40-й гвардейской стрелковой дивизии на участке которой застряли четыре орудия 23-го артиллерийского полка.
Прорвав оборону, неприятель начал развивать наступление по направлению к городу Апостолово, который к тому времени уже был освобожден от врага. Утром 21 февраля командир 7-й батареи, старший лейтенант Швед заметил медленно выползающую из ложбины колонну немецких танков. Комбат насчитал их восемнадцать. «Февральским днем мне стало жарко!», - напишет он в своем дневнике.
Почти двое суток в снежный буран гвардейцы-артиллеристы, оставшись в одиночестве в районе хутора Октябрьский, да к тому же с малым количеством снарядов, вели бой из двух орудий с танками и пехотой противника. Когда прибыло подкрепление (одна батарея и взвод автоматчиков), орудийные расчеты двух Алексеев - Шевцова и Мусина, успели подбить с ближних дистанций семь танков. На этом участке фронта враг не прошел. Остатки немецкой танковой колонны ретировались в сторону Кривого Рога, где еще была слышна отдаленная канонада.
В БОЯХ ЗА ГОРОД
СТАЛ ГЕРОЕМ
В ходе краеведческих поисков мне удалось разыскать уже до десятка человек, которые в боях за Кривой Рог стали Героями Советского Союза. Нынче этот список пополнил уроженец Кисловодска Георгий Александрович Романенко. Не думал не гадал студент-старшекурсник Орджоникидзевского института цветных металлов, что слава найдет его на просторах железорудного Криворожья. Только не в качестве технолога или горного инженера, а человека сугубо военного. В первый месяц после начала войны студент 4-го курса был призван в ряды Красной армии и направлен на учебу в Камышинское танковое училище. К тому времени за плечами новоиспеченного курсанта уже был опыт боевых действий летом 1938 года он был участником вооруженного конфликта между СССР и Японией в районе озера Хасан. С августа 1942 года офицер-танкист, будучи командиром танкового взвода, сражался под Сталинградом, участвовал в Курской битве. Был дважды ранен, семь раз горел в танке.
Он впишет свое имя и в летопись боев за Кривой Рог. Осенью 1943 года командир танковой роты 441-го танкового батальона (110-й танковой бригады 18-го танкового корпуса 5-й гвардейской танковой армии 2-го Украинского фронта) старший лейтенант Романенко получил приказ: используя фактор внезапности, прорвать линию обороны противника, войти в город и продержаться до подхода главных сил. На рассвете 24 октября его рота вклинилась в оборону противника и первой ворвалась в Кривой Рог. Действуя в уличных боях, без поддержки пехоты, танкисты уничтожали живую силу и боевую технику противника, разрушали оборонительные сооружения.
В ходе восьмичасового боя были подбиты: танк, четыре бронемашины, столько же бронетранспортеров, десять мотоциклов и истреблено около двухсот гитлеровцев. Командир лично подбил танк, два бронетранспортера, шесть мотоциклов, уничтожил три пулеметные точки и до семидесяти солдат и офицеров противника.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 марта 1944 года за мужество, отвагу и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, старшему лейтенанту Романенко Георгию Александровичу было присвоено звание «Герой Советского Союза» с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». К слову, в годы Великой Отечественной войны Героями Советского Союза стали 34 выпускника Камышинского танкового училища.
Святослав АЗАРКИН