Я в синий троллейбус сажусь на ходу...

4-2 У Ларисы Пасс, оператора диспетчерской службы по выпуску троллейбусного депо №1 (участок Роковатая), -­ обычная смена. В дневную пору у неё на линии работает 21 троллейбус, а в рабочую перевозку утром и вечером ­- по 26. И за передвижением по городу каждого из них она в ответе. Поэтому телефон практически не утихает. Вот и теперь, когда я собираюсь расспросить её о работе, о коллективе, поступает сообщение от водителя троллейбуса о том, что в районе рынка «Цент­ральный» случилось ДТП. Из­-за него движение остановлено. И, похоже, надолго.

 -­ Ванечка, побудь немножко на линии, -­ ласково и спокойно, как о чём­-то совершенно обыденом, говорит водителю Лариса Дмитриевна, а сама тем временем на ходу «разруливает» ситуацию. Уточняет, можно ли пустить троллейбусы по другим улицам, запрашивает соответствующие городские службы ­- хватит ли на тех линиях напряжения, чтобы перестроить движение, а попутно интересуется у водителя, есть ли пострадавшие в ДТП, приехала ли «скорая», нужно ли вызывать милицию? Требуется ли какая иная помощь?
 Проходит каких-­нибудь 5-­10 минут, и выход найден. Дано разъяснение, что делать, -­ и дальше всё пошло своим чередом.

 «СТАРАЕМСЯ БЕРЕЧЬ
 ДРУГ ДРУГА ОТ СТРЕССОВ»
 - Наверное, только женщина в подобных случаях способна так мягко сгладить все острые углы, -­ говорю Ларисе Дмитриевне, когда всё уладилось.
 -­ Нервозность в нашей работе ­- плохой помощник, ­- отвечает моя собеседница, -­ поэтому стараемся беречь друг друга от лишних стрессов. Их и без того хватает. Конечно, пытаемся строить свою работу так, чтобы создать на­иболее благоприятные условия обслуживания своих пассажиров. Благодаря содействию городских властей постоянно обновляется подвижной состав нашего депо. Совсем недавно получили 17 новеньких троллейбусов, что, безусловно, повысило и комфортность работы водителей, и перевозки пассажиров. Добавились и новые маршруты, как, например, маршрут №5, связавший жилмассив Заречный с центром города. Но людям свойственно всегда желать лучшего.  4-4 Поэтому иногда вместо благодарности получаем нарекания, бывает, не совсем заслуженные. К примеру, пассажиры часто жалуются на то, что навигатор в мобильном приложении указывает одно время прохождения маршрута, а в реальности получается другое. Да, действительно, такое случается, но не потому, что водитель нарушил график, а потому что система мобильной навигации в нашем городе еще не до конца отлажена. Я сама много лет отработала водителем и знаю, что соблюдение графика ­ это закон. И ему жёстко подчинена работа всех служб и структурных подразделений КП «Городской троллейбус».
 - А что подтолкнуло вас стать именно водителем троллейбуса? Неужто романтика? Помнится, в то время модной среди молодёжи была песня Булата Окуджавы о синем троллейбусе, последнем, случайном? -­ спрашиваю.
 -­ Да нет, -­ улыбается Лариса Пасс. ­- Когда пришло моё время определяться с профессией, собиралась пойти работать проводницей на железную дорогу, как и моя старшая сестра. Но мама ни в какую! С меня хватит, говорила, что за одну дочку душа все время не на месте. Тогда я решила, что стану водителем троллейбуса. Пускай не по стране, а только по городу, но всё равно каждодневное путешествие. Пошла на курсы. А когда начала работать, мама просила только об одном: «Не бегай, дочка, с места на место. Помни, даже камень на одном месте прирастает». Так и работаю в депо вот уже более 30 лет и ни разу никуда уходить не хотелось. Со временем выучилась на оператора диспетчерской службы по выпуску. Мои коллеги-­операторы Татьяна Королёва, Ольга Бурдейная, Юлия Божок -­ специалисты знающие, умеющие найти выход из любой нештатной ситуации. Если честно, считаю своим большим жизненным везением, что оказалась именно в коллективе нашего депо. Здесь работают не просто коллеги, здесь моя настоящая вторая семья, в которой всегда придут на помощь, разделят и радости и невзгоды.
 - За рулём криворожских троллейбусов много женщин. Эта профессия продолжает быть для них привлекательной? ­интересуюсь у нее.
 - Скажу откровенно, работа нашего водителя во многих смыслах непростая. Она требует не только опыта вождения, хороших технических знаний по обслуживанию троллейбуса, но и заставляет полностью перестроить график своей личной жизни. Вот представьте, первый утренний выезд из депо в 3 часа 20 минут. А мне ещё надо собраться, еще добраться до работы. Во сколько же надо проснуться? То же самое вечером, последняя машина выходит на маршрут в 0 часов 13 минут. Опять же, когда со смены домой попадёшь? Да и работа за рулём требует внимательности, сосредоточенности. Поэтому, когда приходят к нам молодые девчонки, невольно думаешь, сколько ж вы у нас продержитесь? Помню, когда у нас появилась Татьяна Денисюк, именно так я сперва и подумала. А оказалось, она девушка с характером. Как села за руль -­ так вот уже десять лет развозит пассажиров по городу. В настоящее время у нас работают водителями 11 женщин. Сегодня на смене восемь и в каждой из них я абсолютно уверена. Что бы ни случилось в дороге, они чётко оценят ситуацию, примут максимально правильное решение.

 «БЛАГОДАРЮ СУДЬБУ
 ЗА ВСЁ, ЧТО МНЕ ДАЛА»
 Еще задолго до рассвета Татьяна пешком преодолевала несколько километров полем от родной Глееватки до роковатского переезда, там садилась в поджидавшую бригадную машину и та привозила её на работу в троллейбусное депо №1. И так изо дня в день -­ зимой по колени в сугробах, осенью ­- по раскисшей тропе, но всегда с одинаково радостным предчувствием в душе, что вот ещё немножко и она сядет в кабину своего троллейбуса и как обычно покатит на нём по городу навстречу восходу солнца, навстречу новому дню.
4-3 - Вы не поверите, хотя с того времени прошло уже без малого 40 лет, -­ говорит водитель І класса троллейбусного депо №1 Татьяна Шатило, -­ а ощущение счастья до сих пор не покидает меня всякий раз, как только выезжаю на маршрут. Наверное, это происходит потому, что и вышагивая полем из родной Глееватки, и когда уже после замужества тоже пешком добиралась от мукомольного завода до торгового центра на Заречном, душу грела мысль, что вот сяду наконец за руль и уж тогда по­-настоящему отдохну. Это понимание работы как отдыха крепко отложилось в сознании на всю жизнь. А сейчас, когда в моём распоряжении новый комфортабельный троллейбус с отлично оборудованной просторной водительской кабиной, в которой зимой тепло, а летом благодаря кондиционеру прохладно, я не только не устаю за рулём, я просто наслаждаюсь своей работой. Хотя маршрут №23, на котором сейчас работаю, лёгким не назовёшь. Во-­первых, очень длинный, во­-вторых, маршрутчики постоянно создают препятствия на остановках, в­-третьих график настолько плотный, что порой некогда, как говорится, дыхание перевести.
 - Общаясь с вашими коллегами, ­- говорю ей, ­- услышала в ваш адрес много лестных слов. И как о грамотном специалисте, и как о наставнике молодых водителей, и как о маме троих сыновей, которых довелось растить одной, и просто как о человеке, прежде всего с большой любовью относящемуся ко всему и ко всем.
 - Вот уж правда, что жизнь прожить -­ не поле перейти, ­ говорит Татьяна Яковлевна, -­ но насколько она, жизнь, становится легче и ярче, если согрета любовью. Мне кажется, без любви ни в чём нельзя достичь успеха. На самом деле моя профессия очень трудная. Это сейчас у нас есть и выходные, и смены ограничены во времени, да и троллейбусы не сравнить с прежними. А раньше работали практически без выходных. Бывало, что в воскресенье, когда садик не работал, дети со мной целую смену катались, ибо не на кого их было оставить. Болеть тоже было нельзя ни мне, ни детям. Но если к работе относишься с любовью, то, как говорится, своя ноша не тянет. Радуюсь, что младший сын Александр нынче тоже осваивает мою профессию. Как когда­-то меня учили, так теперь и его учу: когда находишься за рулём, твоя голова должна поворачиваться на 360 градусов. Должен справа видеть дверь и снаружи, и изнутри. Должен следить слева, не вылетает ли тебе кто-­то в бок троллейбуса. Должен видеть салон, ну и конечно же внимательно смотреть на дорогу. Учу уважению к пассажирам, особенно пенсионерам. Прежде всего потому, что эти люди прожили достойные жизни, а ещё и потому, что когда-­то сам окажешься на их месте. Учу в любой ситуации ладить с людьми, даже если вижу, что кто­-то из них не прав. Конфликты лучше всего разрешаются миром и спокойствием. А ещё с душой относиться к своей профессии, и тогда обязательно всё получится. А мне остается только благодарить судьбу за то, что хранит меня, за то, что подарила любимую работу, благодарить за свою востребованность по сей день в профессии, в семье, в коллективе, который меня воспитал.
 В конце нашего разговора мои собеседницы сделали акцент на том, что коллектив, в котором они работают, в основном, женский. И попросили на страницах «Пульса» выразить благодарность за высокий профессионализм, душевность, человечность, отзывчивость заместителю начальника по эксплуатации троллейбусов Татьяне Горе, ведущему инженеру по безопасности движения Ирине Соломон и начальнику маршрутов депо №1 Татьяне Лобунец.
                                                                                                                Ольга КОНДРАТЬЕВА