Как я в Лавру ездила молиться

8-1В преддверии светлого праздника Пасхи решила я съездить в Киево­-Печерскую лавру помолиться, приложиться к мощам православных святых, которые покоятся в ближних и дальних пещерах.

Нет, я, конечно же, знала, что в Лавре в последние годы неспокойно: «правильные» священники пытаются ее отобрать у «неправильных» (или наоборот?), а те ее не отдают. Но мне все эти разборки безразличны.

В поезде

Моя поездка началась экстремально. Ехала я в плацкартном вагоне на нижней полке возле туалета. Но это классика: в Украине вряд ли найдется человек, который бы хоть раз в жизни не ездил в поезде рядом с туалетом. И спасибо еще, что это было не боковое место и не верхняя полка.

В поезде я узнала много нового. Например, что покрывало в 1­-2 см толщиной называется матрацем. Ни застелить его нормально простыней, ни спать на нем ­ невозможно. Он постоянно «катается» по полке, а к середине ночи его большая часть свисает на пол, а меньшая пытается удержаться под тобой, но это ей не совсем удается.

Подушка из той же категории, что и мат­рац. Одно название. Длинная, маленькая и совершенно неудобная для сна. И если раньше подушку, замотанную в матрац, я с третьей полки снять (а тем более забросить обратно) не могла без посторонней помощи, так как этот сверток был очень тяжелым, то сейчас сделать это можно не напрягаясь.

8-2А еще в поезде ужасно дуло из окна. Как объяснила проводник, вначале апреля «Укрзалізниця» перешла на летний период и «забитые» на зиму окна были «освобождены» для проветривания. А так как эти самые окна нередко не закрываются до конца, дует из них неслабо. Я, конечно, отмучилась, но будущим пассажирам передаю слова проводника, которые она мне сказала, когда я пожаловалась на сквозняк: «Женщина, ну что же вы мне не сказали, я бы щель одеялом заткнула». Так что если вам будет дуть, вы знаете теперь, к кому нужно обращаться.

Сейчас, когда я читаю бравые отчеты «Укрзалізниці» о новых технологиях, которые она внедряет для удобства пассажиров, в связи с чем постоянно повышает стоимость проезда, вспоминаю ту поездку. Заткнутые одеялом щели в окнах, я так понимаю, тоже часть этих технологий.

Обратно, кстати, ехала более­менее нормально. А может, просто устала, весь день бегая по Киеву, вот и не заметила, к чему можно было бы придраться.

В метро

Столица встретила меня дождем. Но я подготовилась: в рюкзаке у меня был дождевик. Я его надела и была надежно защищена от непогоды.

Сделав несколько дел, я поехала в Лавру. На метро до станции «Арсенальная», а там ­ пешком. Метро, кстати, стоит всего 8 гривен. Раньше стоило 15 или 20 гривен, но когда одну из линий затопило и поездки по ней накрылись медным тазом, проезд подешевел. Ситуацию не спасло даже переименование станций (шучу).

8-5Но 8 гривен ­- это для гостей столицы, местные жители платят за проезд на полторы гривны меньше. Инвалиды ездят бесплатно, в том числе и иногородные. Но только 1 и 2 группы.

Каталась я и на фуникулере, билет на который стоит тоже 8 гривен. Том самом, где недавно убили 16-­летнего юношу. К нему пристал какой-­то пьяный отморозок за то, что подросток… не в армии.

На фуникулере я поднималась на Владимирскую горку, где находится Михайловский собор. Зашла и туда помолиться.

Хочу сказать, что и киевское метро, и фуникулер намного круче, красивее и чище нью­йоркских, в которых мне тоже довелось поездить. Даже гордость берет.

В Лавре

В Киево-­Печерской лавре я не почувствовала того умиротворения, как это было в прошлые мои приезды, не ощутила, что это ­ святое место. Раньше чувствовала, а теперь ­ нет. Я, конечно, понимаю, что этот древнейший монастырь в первую очередь, Национальный историко­культурный заповедник, наше наследие, и его нужно за что­-то содержать, но чтобы меня в действующую церковь не пустили, потому что я не заплатила за вход, это нонсенс. Но обо всем по порядку.

8-6В Лавру я попала в пятницу, часов в десять утра. На территорию зашла вместе с экскурсионной группой школьников, видимо, охранники приняли меня за их учительницу. Видит Бог, я не знала, что нужно было покупать входной билет за 100 гривен.

На территории, кроме школьников, почти не было людей ­ только парочка любопытных иностранцев. Первым на моем пути был Успенский собор, куда я сразу же и зашла помолиться.

Молилась я в нем одна. Купила свечи у молодого монаха, спросила его, где их ставить за упокой, а где ­ за здравие, на что он мне ответил, что ставить я их могу где хочу, даже рядом друг с другом. Мол, Богу все равно, он мою молитву слышит. И все же рядом свечи я ставить не стала, потому как это показалось мне странным.

Потом пошла в Лаврскую колокольню (это тоже храм). Но туда меня не пустили, так как сказали, что посещение колокольни платное, и попросили показать билет. А у меня его не было.

Затем пошла в Трапезную церковь преподобных Антония и Феодосия. Зайти­то зашла, но посмотреть ее всю не смогла, так как большая половина храма отведена под выставку фотографий. А посещение выставки тоже стоит денег. Сейчас в Киево­-Печерской лавре все выставки платные. И если ты хочешь и их посетить, то за каждую нужно доплачивать по 100­-150 гривен. Экскурсии тоже стоят денег: групповые ­- по 150 гривен с человека, индивидуальные -­ 500.

Но я этого не знала. Вместе с теми же школьниками мне удалось пробраться только в музей первопечатников книг. И то на меня там сотрудники смотрели подозрительно, и я, от греха подальше, тихонечко вышла из зала и отправилась к пещерам, чтобы приложиться к мощам святых.

8-3По дороге я узнала, что в настоящее время Лавра разделена на две части ­ Нижнюю и Верхнюю. В Нижней лавре, где и находятся пещеры, располагается ныне действующий монастырь, а верхняя ее часть находится в ведомстве Министерства культуры Украины и представляет собой Национальный историко-­культурный заповедник.

В пещеры мне попасть не удалось, так как Нижняя лавра сейчас не работает. Проход к ней преграждает решетка, на которой висит огромный замок. Как мне пояснила женщина, которая была по ту сторону ограды, сейчас идут судебные разбирательства, поэтому пройти дальше, к пещерам, я не могу.

Я не хочу лезть в политику и говорить, какая церковь правильная, а какая ­ неправильная. Я не религиозный человек. Но я человек православный и хочу, чтобы у меня была возможность зайти в любой храм, расположенный на территории древнейшей Лавры современной Украины.

К слову, в нашей стране три монастырские обители имеют статус лавры: Киево­Печерская, Почаевская и Святогорская. Если принять во внимание, что последняя находится на территории, где постоянно ведутся боевые действия, то остаются только Киево­Печерская и Почаевская.

Несколько интересных

фактов о Лавре

Основана Киево­Печерская лавра в середине XI века. В пещерах монастыря покоятся нетленные мощи более 120 святых. Некоторые из угодников Божиих известны всему миру: преподобный Нестор Летописец, преподобный Илья Муромец (его ратные подвиги описаны в былинах, это не вымышленный сказочный персонаж, а реально существовавший богатырь­воин, впоследствии принявший монашеский постриг), преподобный Агапит Печерский, врач. По молитвам ко всем преподобным отцам Киево­Печерским уже тысячелетие происходят чудеса и исцеления.

Территория Киево­Печерского монастыря занимает более двадцати гектаров. Здесь находится более ста сооружений, в число которых входит множество церквей. Шесть древних подземных храмов монастыря находятся в дальних и ближних пещерах.

В стенах Киево­Печерской лавры сейчас работают возрожденная в 1989 году Киевская духовная семинария, а с 1992 года ­ Киевская духовная академия, здание которой ранее располагалось в одном из районов столицы ­ на Подоле, где в настоящее время находится известнейшее светское высшее учебное заведение ­ Киево­Могилянская академия.

Елена Черничкина