Храм

Жаркий июньский день 1908 года. Недалеко от селения Краматоровка на небольшой строительной площадке вовсю кипела работа, был слышен скрип повозок, голоса рабочих, распоряжения десятников. Вокруг - груды строительного материала. На этом месте строилась церковь. Через год, в 1909-м, состоялось её освящение. Храм был назван в честь своего небесного покровителя - великого русского князя Александра Невского.

Otets Boris Posledniy nastoyatel tserkvi1

Отец Борис

Много люду пришло на это знаменательное событие. Здесь были крестьяне из Краматоровки, Божедаровки, Глееватки. Они стояли на молебне рядом с рудничными рабочими-горняками, а чуть поодаль - небольшая группка штейнгеров, десятников, инженеров… Рядом со святыми отцами находились известный на Криворожье горный инженер, а к тому времени - управляющий Александ­ровским рудником Владимир Мухин и местная помещица, дворянка Анастасия Харченко. Это благодаря их финансовым средствам и кошту, собранному рабочими и крестьянами близрасположенных сёл, был построен храм.

К сожалению, судьба отвела Александро-Невской церкви, даже по чисто человеческим меркам, короткий срок - всего 55 лет, почти столько же как и её попечителю. Из них в её стенах только 36 лет звучала православная молитва.

Председателем церковного попечительного совета был избран господин Мухин. Выпускник Санкт-Петербургского горного института за высокий профессионализм был в 1906 году назначен управляющим Александровским рудником, а спустя несколько лет - уже руководил всеми рудниками Брянского акционерного общества.

Владимир Герасимович постоянно приезжал в храм, присутствовал на молебнах и решал различные финансово-хозяйственные вопросы. Жил вместе с семьёй неподалеку в красивом кирпичном доме, который ему построили хозяева рудника. Сегодня частично сохранившийся дом находится возле ныне брошенного на произвол судьбы некогда великолепного Дворца культуры.

После революции и гражданской войны инженер остался в городе, предложив свои услуги советской власти. В 20-е годы прошлого столетия он занимал руководящие должности в Кривом Роге. В 1929 году был арестован по стандартному в те годы обвинению «враг народа», сослан на Соловки и расстрелян.

В бурные годы революции, а затем последовавшей за ней гражданской войны (1918-1920 гг.) на Александровском руднике полностью прекратилось производство. В этих невероятно сложных и до конца не ясных событиях правилась служба Божия в храме.

В январе 1920 года в Кривом Роге окончательно устанавливается советская власть. Александровский рудник переименовывается в Красногвардейский.

А семь лет спустя, в 1927-м, рудничное руководство по указанию городских властей инициировало обращение в Криворожский горсовет от имени 1217 горняков об изъятии церковных колоколов. Колокола были сняты и исчезли в горнилах сталеплавильных печей.

В 1929 году Красногвардейский рудник был переименован в рудник Розы Люксембург. А 9 декабря 1930 года последовало очередное обращение в горсовет о немедленном закрытии Александ­ровской церкви.

Развернулась полномасштабная кампания по запугиванию и откровенной травле священников и верующих. Несмотря на открытую вражду, даже по заниженным официальным данным, к концу 1929 года в церкви насчитывалось 519 прихожан. В августе 1931 года священник провёл последнюю службу. На ней присутствовали 16 прихожан.

В 30-е годы прошлого века в храме устроили сначала клуб, а затем рудничный склад. Жизнь в Александро-Невской церкви затихла.

В 1955 году руководство рудника имени Розы Люксембург приняло решение о закрытии храма. Настоятель Борис сразу постарел на глазах, осунулся. С болью в сердце провёл прощальную службу, раздал иконы и церковную литературу. После закрытия церкви продолжал служить людям - у себя дома крестил новорожденных младенцев, отпевал на кладбище усопших. Семья священника бедствовала, не имея практически никаких средств. Отчаявшись, Борис был вынужден пойти работать на шахту. А люди ещё надеялись, что церковь не разрушат.

Но в храме устроили рудничную конюшню. И тогда в оскверненной православной обители начало происходить что-то непонятное. По воспоминаниям очевидцев, лошадям здесь было неуютно, страшно, они нервничали, болели, кобылы не могли ожеребиться. А старый рудничный конюх дед Рудой часто слышал по ночам ангельское пение.

А тем временем городские и рудничные власти стремились к полному уничтожению храма. В начале 1963 года упорно ширились об этом слухи. Бывшие прихожане старались из последних сил сохранить хотя бы церковное здание. Даже отважились на очень смелый и отчаянный шаг - выбрали делегацию и поехали в Москву. Однако весной 1964 года наступил смертный час Александро-Невской обители. Гордо, мужественно погибал храм. Крушили его сыновья и внуки тех, кто возводил его в далёких 1908-1909 годах. А подал пример, бросившись с ломом громить церковь, заместитель управляющего рудником Вишняков. Сильно пожалел он через некоторое время, когда у него отнялись ноги и остаток жизни Вишняков провёл в инвалидной коляске.

Прошли многие десятилетия. Заросла деревьями и бурьяном церковная земля, скрывая от людей остатки фундамента, под которыми покоились святые мощи. Пришёл в упадок рудник и посёлок. Казалось, сама судьба скрыла от глаз людских то святое место, где некогда возвышался прекрасный храм.

…В один из летних дней 2011 года к месту гибели Александро-Невского храма подошла небольшая группка пожилых людей во главе со священником - настоятелем церкви Архистратига Михаила отцом Михаилом. Староста церкви Иконы Почаевской Божией Матери (посёлок Божедаровка) Н.В.Чернышенко нёс на плечах собственноручно сделанный деревянный крест с иконами. Дети бывших прихожан - В.Д. Чернышов, Н.Н. Бондаренко, С.Б. Молодожён и другие - убирали сухостой, бурьян, поросли. Вскоре открылся и фундамент здания. Отец Михаил совершил молитву. В подсвечнике ярко горели свечи. Установили покаянный крест, небольшой иконостас, оборудовали лавочки, посадили цветы. Люди искренне молились. Господь явил святую церковную землю, где когда-то стоял прекрасный храм. Невзирая на преклонный возраст, бывшие прихожане и их дети часто приходят сюда, молятся, следят за порядком.

Бывшая прихожанка храма Евдокия Ивановна Гриб, 84-летняя старушка, вспоминая события давно минувших дней, дарит мне чудом сохранившуюся фотографию последнего настоятеля Александровской церкви, отца Бориса, благодарит Бога за это возрождение. А на церковной территории и дальше происходят необычные явления. Люди неоднократно видели сидящего на лавочке благообразного седого старичка, который призывал молиться и каяться, а потом внезапно исчезал, как и появлялся…

Анатолий Охинченко