Храм
Жаркий июньский день 1908 года. Недалеко от селения Краматоровка на небольшой строительной площадке вовсю кипела работа, был слышен скрип повозок, голоса рабочих, распоряжения десятников. Вокруг - груды строительного материала. На этом месте строилась церковь. Через год, в 1909-м, состоялось её освящение. Храм был назван в честь своего небесного покровителя - великого русского князя Александра Невского.
Отец Борис
Много люду пришло на это знаменательное событие. Здесь были крестьяне из Краматоровки, Божедаровки, Глееватки. Они стояли на молебне рядом с рудничными рабочими-горняками, а чуть поодаль - небольшая группка штейнгеров, десятников, инженеров… Рядом со святыми отцами находились известный на Криворожье горный инженер, а к тому времени - управляющий Александровским рудником Владимир Мухин и местная помещица, дворянка Анастасия Харченко. Это благодаря их финансовым средствам и кошту, собранному рабочими и крестьянами близрасположенных сёл, был построен храм.
К сожалению, судьба отвела Александро-Невской церкви, даже по чисто человеческим меркам, короткий срок - всего 55 лет, почти столько же как и её попечителю. Из них в её стенах только 36 лет звучала православная молитва.
Председателем церковного попечительного совета был избран господин Мухин. Выпускник Санкт-Петербургского горного института за высокий профессионализм был в 1906 году назначен управляющим Александровским рудником, а спустя несколько лет - уже руководил всеми рудниками Брянского акционерного общества.
Владимир Герасимович постоянно приезжал в храм, присутствовал на молебнах и решал различные финансово-хозяйственные вопросы. Жил вместе с семьёй неподалеку в красивом кирпичном доме, который ему построили хозяева рудника. Сегодня частично сохранившийся дом находится возле ныне брошенного на произвол судьбы некогда великолепного Дворца культуры.
После революции и гражданской войны инженер остался в городе, предложив свои услуги советской власти. В 20-е годы прошлого столетия он занимал руководящие должности в Кривом Роге. В 1929 году был арестован по стандартному в те годы обвинению «враг народа», сослан на Соловки и расстрелян.
В бурные годы революции, а затем последовавшей за ней гражданской войны (1918-1920 гг.) на Александровском руднике полностью прекратилось производство. В этих невероятно сложных и до конца не ясных событиях правилась служба Божия в храме.
В январе 1920 года в Кривом Роге окончательно устанавливается советская власть. Александровский рудник переименовывается в Красногвардейский.
А семь лет спустя, в 1927-м, рудничное руководство по указанию городских властей инициировало обращение в Криворожский горсовет от имени 1217 горняков об изъятии церковных колоколов. Колокола были сняты и исчезли в горнилах сталеплавильных печей.
В 1929 году Красногвардейский рудник был переименован в рудник Розы Люксембург. А 9 декабря 1930 года последовало очередное обращение в горсовет о немедленном закрытии Александровской церкви.
Развернулась полномасштабная кампания по запугиванию и откровенной травле священников и верующих. Несмотря на открытую вражду, даже по заниженным официальным данным, к концу 1929 года в церкви насчитывалось 519 прихожан. В августе 1931 года священник провёл последнюю службу. На ней присутствовали 16 прихожан.
В 30-е годы прошлого века в храме устроили сначала клуб, а затем рудничный склад. Жизнь в Александро-Невской церкви затихла.
В 1955 году руководство рудника имени Розы Люксембург приняло решение о закрытии храма. Настоятель Борис сразу постарел на глазах, осунулся. С болью в сердце провёл прощальную службу, раздал иконы и церковную литературу. После закрытия церкви продолжал служить людям - у себя дома крестил новорожденных младенцев, отпевал на кладбище усопших. Семья священника бедствовала, не имея практически никаких средств. Отчаявшись, Борис был вынужден пойти работать на шахту. А люди ещё надеялись, что церковь не разрушат.
Но в храме устроили рудничную конюшню. И тогда в оскверненной православной обители начало происходить что-то непонятное. По воспоминаниям очевидцев, лошадям здесь было неуютно, страшно, они нервничали, болели, кобылы не могли ожеребиться. А старый рудничный конюх дед Рудой часто слышал по ночам ангельское пение.
А тем временем городские и рудничные власти стремились к полному уничтожению храма. В начале 1963 года упорно ширились об этом слухи. Бывшие прихожане старались из последних сил сохранить хотя бы церковное здание. Даже отважились на очень смелый и отчаянный шаг - выбрали делегацию и поехали в Москву. Однако весной 1964 года наступил смертный час Александро-Невской обители. Гордо, мужественно погибал храм. Крушили его сыновья и внуки тех, кто возводил его в далёких 1908-1909 годах. А подал пример, бросившись с ломом громить церковь, заместитель управляющего рудником Вишняков. Сильно пожалел он через некоторое время, когда у него отнялись ноги и остаток жизни Вишняков провёл в инвалидной коляске.
Прошли многие десятилетия. Заросла деревьями и бурьяном церковная земля, скрывая от людей остатки фундамента, под которыми покоились святые мощи. Пришёл в упадок рудник и посёлок. Казалось, сама судьба скрыла от глаз людских то святое место, где некогда возвышался прекрасный храм.
…В один из летних дней 2011 года к месту гибели Александро-Невского храма подошла небольшая группка пожилых людей во главе со священником - настоятелем церкви Архистратига Михаила отцом Михаилом. Староста церкви Иконы Почаевской Божией Матери (посёлок Божедаровка) Н.В.Чернышенко нёс на плечах собственноручно сделанный деревянный крест с иконами. Дети бывших прихожан - В.Д. Чернышов, Н.Н. Бондаренко, С.Б. Молодожён и другие - убирали сухостой, бурьян, поросли. Вскоре открылся и фундамент здания. Отец Михаил совершил молитву. В подсвечнике ярко горели свечи. Установили покаянный крест, небольшой иконостас, оборудовали лавочки, посадили цветы. Люди искренне молились. Господь явил святую церковную землю, где когда-то стоял прекрасный храм. Невзирая на преклонный возраст, бывшие прихожане и их дети часто приходят сюда, молятся, следят за порядком.
Бывшая прихожанка храма Евдокия Ивановна Гриб, 84-летняя старушка, вспоминая события давно минувших дней, дарит мне чудом сохранившуюся фотографию последнего настоятеля Александровской церкви, отца Бориса, благодарит Бога за это возрождение. А на церковной территории и дальше происходят необычные явления. Люди неоднократно видели сидящего на лавочке благообразного седого старичка, который призывал молиться и каяться, а потом внезапно исчезал, как и появлялся…
Анатолий Охинченко